Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение нормативно-правовой базы, в части, касающейся порядка перемещения через таможенную границу Таможенного Союза валюты государств-членов таможенного союза, ценных бумаг в валюте государств-членов таможенного союза и валютных ценностей,
Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
Изучить нормативно-правовую базу порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС;
Изучить непосредственно порядок перемещения перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС физическими и юридическими лицами
Ознакомиться с судебной практикой при перемещении валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС.
1) приоритет экономических
мер в реализации
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней
и внутренней валютной
4) единство системы
валютного регулирования и
5) обеспечение государством
Следующий принцип - установление отдельного порядка осуществления валютного контроля в зависимости от вида (юридическое или физическое лицо) и статуса (резидент или нерезидент) субъекта валютных операций.
Ценные бумаги разделяются на две категории: внешние и внутренние. Субъектами валютного контроля выступают все без исключения участники валютных отношений:
Для понимания правовых основ применения валютных ограничений валено определение статуса участников валютных отношений: резидентов и нерезидентов.
Под резидентом в общем виде в валютном праве понимается любое лицо, фирма, организация, которые имеют постоянное местопребывание или проводящие операции в данной стране. Остальные физические/юридические лица считаются нерезидентами.
Валютное законодательство определяет прямо или косвенно и объекты валютного контроля. Это операции с иностранной валютой, как международные, так и осуществляемые на внутреннем валютном рынке, а также операции в национальной денежной единице, проводимые нерезидентами.
Валютные операции включают в себя:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации; В России валютный контроль выполняет функцию защиты национальной экономики от долларизации, и потому не допускаются расчеты между резидентами в иностранной валюте, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России. В то же время в проведении валютных операций нерезидентов в России нет ограничений.
Дифференцированное применение норм валютного контроля по отношению к резидентам и нерезидентам, физическим и юридическим лицам присуще всем странам с переходной экономикой. Например, требование репатриировать все полученные доходы от внешнеэкономической деятельности в страну, ограничение операций по валютным счетам и запрет на открытие таких счетов за пределами страны распространяются только на резидентов, а специальные режимы рублевых счетов установлены только для нерезидентов.
В последнее десятилетие в
Валютные законодательства определяют объекты валютного контроля. К объектам валютного контроля относятся сделки с валютными ценностями, валютные и кредитные операции, осуществляемые банками, экспортерами и импортерами, инвесторами, кредиторами и прочими резидентами и нерезидентами.
Теперь рассмотрим организационную структуру валютного контроля. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля, права и обязанности которых определены в п.5 ст. 4, ст. 22 и 23 Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Органы валютного контроля издают нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного контроля. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля.
Резиденты и нерезиденты, виновные в нарушении положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (уголовную, административную, гражданско-правовую и иную).
Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
К агентам валютного контроля в соответствии с законом относятся:
а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку;
б) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы). подотчетные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на регулирование рынка ценных бумаг';
в) налоговые органы;
г) таможенные органы.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят: центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения и другие подразделения, учреждения и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Политика Банка России в области валютного контроля строится на двух основополагающих принципах. Это, во- первых, соблюдение интересов общества и государства, обеспечение экономической безопасности страны. И, во-вторых, - учет реальной ситуации и тенденций в отечественной экономике и на мировых рынках товаров и капиталов.
В рамках такого подхода Банк России концентрирует усилия на следующих основных направлениях.
Первое заключается в
Второе направление - это постоянный поиск возможностей либерализации норм валютного законодательства, необходимость которой вытекает как из собственного, так и международного опыта и понимания Правительством Российской Федерации и Банком России временного характера мер валютного регулирования и контроля.
Чтобы эффективно реализовать подобные возможности, необходимо учитывать, на наш взгляд, несколько общих концептуальных принципов, которые были проигнорированы при создании в 1992 г. с началом рыночных реформ системы валютного регулирования и контроля и ее последующем преобразовании. Во-первых, правила режима валютного контроля должны быть изложены в систематичной, четкой и, что немаловажно, исключающей множественность толкований форме. Во-вторых, режим валютного контроля, по возможности, не должен создавать существенных затруднений для легальной коммерческой деятельности законопослушных хозяйствующих субъектов.
Представляется целесообразной разработка властями концепции развития валютного контроля на среднесрочную и долгосрочную перспективы, учитывающую общее макроэкономическое положение страны, предстоящие обязательства государства по погашению внешнего и внутреннего долга, вступление в ВТО, усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, тенденции в мировой экономике.
Так, ведущие ученые и практики, разработавшие в 2001 г. проект стратегии развития России до 2010 г., считали, что для обеспечения динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо сохранение внутри России генерируемых в рамках российской экономики финансовых ресурсов и превращение их в главный источник спроса на отечественную продукцию. Современный уровень вывоза капитала в 15-20 млрд долл. ежегодно эквивалентен потере 450-600 млрд руб. конечного спроса, или 6-8% потенциального прироста производства в среднем за год. Отток финансовых ресурсов за пределы страны и являлся фактически одной из главных причин многолетнего спада Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено требование о репатриации иностранной валюты, рублей и обязательной продаже части валютной выручки резидентами.
При осуществлении
внешнеторговой деятельности резиденты,
если иное не предусмотрено настоящим
Федеральным законом, обязаны в
сроки, предусмотренные
1) получение
от нерезидентов на свои
2) возврат в
Российскую Федерацию денежных
средств, уплаченных
Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:
1) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОСЭР (Организация экономического сотрудничества и развития) или ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) на срок свыше двух лет;
2) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
3) при использовании
иностранной валюты, получаемой
резидентами от проведения
4) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
5) при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
6) при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.