Введение
Тема таможенного контроля
в наши дни является одной из важнейших
в сфере таможенного дела. Таможенный
контроль во многом определяет характер
и содержание деятельности таможенных
органов. Основная цель таможенного контроля
– выявление, путём различных проверок
соответствия таможенных операций и действий
положениям и нормам таможенного законодательства,
поэтому правовое регулирование этой
части таможенного дела является развёрнутым
и дифференцируемым и осуществляется
Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а
также многочисленными правилами проведения
таможенного контроля, определяемыми
ФТС. В свою очередь Федеральная таможенная служба в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами
Центрального банка Российской Федерации.
Согласно Таможенному Кодексу
Российской Федерации одним из составляющих
таможенного дела в Российской Федерации
являются порядок и условия перемещения
через таможенную границу Российской
Федерации товаров и транспортных средств,
таможенный контроль. В соответствии с
одним из основных принципов перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу РФ, который закреплен
в статье 14 ТК РФ, все товары и транспортные средства,
перемещаемые через таможенную границу,
подлежат таможенному оформлению и таможенному
контролю в порядке и на условиях, которые
предусмотрены Таможенным кодексом РФ.
Требования данного принципа обязательны
и распространяются на всех лиц, перемещающих
товары и транспортные средства.
Таможенный контроль развивается
в связи с увеличением объёма деятельности
в таможенной сфере, расширения внешнеэкономических
связей России.
Объектом данной курсовой работы
является таможенное дело.
Предметом исследования является
формы и порядок проведения таможенного
контроля.
Целью данной работы является
рассмотрение таможенного контроля, его
значение, форм и мер, осуществляемых таможенными
органами в целях обеспечения соблюдения
таможенного законодательства России,
рассмотрение изменений положений о таможенном
контроле в Таможенном кодексе Таможенного
Союза.
Для достижения этой цели поставлены
следующие задачи:
- систематизировать теоретический
материал;
- определить понятие «таможенный
контроль»;
- изучить формы и порядок проведения
таможенного контроля;
- рассмотреть особенности проведения
экспертизы при проведении таможенного
контроля.
1. Нормативно-правовые основы
ТК
Понятие, сущность
и принципы ТК
Все товары и транспортные средства,
перемещаемые через таможенную границу,
подлежат таможенному оформлению и таможенному
контролю в порядке и на условиях, предусмотренных
Таможенным кодексом РФ. Согласно ст. 192
ТК РФ при ввозе таможенный контроль
начинается с момента пересечения товаром
и транспортным средством таможенной
границы, а при вывозе он начинается с
момента принятия таможенной декларации.
Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых
таможенными органами в целях обеспечения
соблюдения таможенного законодательства
Российской Федерации. Под совокупностью
осуществляемых таможенными органами
мер понимаются формы и способы производства
таможенного контроля, [ 2,с.43].
Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности
проверочных мероприятий (проверка документов,
таможенный досмотр товаров и транспортных
средств, таможенное наблюдение и другие
формы).
Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые
таможенными органами для наиболее эффективной
реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию
товаров и транспортных средств, назначение
экспертизы, привлечение специалиста,
наложение ареста на товары или изъятие
товаров, создание зон таможенного контроля.
В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:
- технические средства таможенного контроля;
- морские (речные) и воздушные
суда таможенных органов;
- информационные ресурсы таможенных
органов;
- поисковых собак.
Устанавливают следующие принципы
проведения таможенного контроля:
1) при проведении таможенного
контроля таможенные органы исходят
из принципа выборочности и, как
правило, ограничиваются
только формами таможенного контроля,
которые достаточны для
обеспечения соблюдения таможенного законодательства
РФ;
2) при выборе форм таможенного
контроля используется система
управления рисками. При этом под риском
понимается вероятность
несоблюдения таможенного законодательства
РФ.
3) таможенные органы применяют
методы анализа рисков для
определения товаров, транспортных
средств, документов и лиц, подлежащих
проверке, и степени такой проверки;
4) Федеральная таможенная
служба России определяет стратегию
таможенного контроля, исходя из системы
мер оценки рисков;
5) в целях совершенствования
таможенного контроля Федеральная
таможенная служба России сотрудничает
с таможенными органами иностранных
государств, заключает с ними
соглашения о взаимной помощи;
6) Федеральная таможенная
служба России в целях повышения
эффективности таможенного контроля стремится
к взаимодействию с
участниками ВЭД, перевозчиками и иными
организациями, деятельность которых
связана с осуществлением внешней торговли
товарами,
и их профессиональными объединениями
(ассоциациями);
7) таможенный контроль
проводится исключительно таможенными
органами в соответствии с ТК РФ, [6].
Принцип выборочности означает,
что нет надобности проводить контроль
в полном объеме, т.е. проверку всех товаров.
Данный принцип отвечает международной
практике, основанной на положениях Международной
конвенции по упрощению и гармонизации
таможенных процедур Всемирной таможенной
организации (Киотская конвенция в редакции
1999 г.), согласно которой таможенный контроль,
как правило, ограничивается минимумом,
который необходим для обеспечения соблюдения
таможенного законодательства.
Пробы и образцы товаров, находящихся
под таможенным контролем, берутся сотрудниками других
государственных органов с письменного
разрешения таможенного органа.
Окончательное решение о выпуске
товаров принимается таможенным органом
по результатам проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов
и сведений, в том числе и разрешительных
документов, оформляемых иными государственными
органами (органами санитарно-карантинного,
карантинного фитосанитарного, ветеринарного
контроля), по результатам проведенных
контрольных действий.
При ввозе на таможенную территорию
РФ товары и транспортные средства считаются
находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной
границы и до момента (абзац 1 пункт 1 ст.
360 ТК РФ):
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- обращения в федеральную собственность
(например, в результате конфискации, отказа
в пользу государства);
- реализации как невостребованных
(например, в случаях превышения сроков
хранения на складе временного хранения
или на таможенном складе);
- реализации, как незаконно
ввезенных на таможенную территорию РФ
(в случае отказа лиц, приобретших товары,
незаконно ввезенные на таможенную территорию
РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения
таможенных операций);
- фактического вывоза с таможенной
территории РФ (например, как запрещенных
к ввозу в РФ или вывезенных в соответствии
с таможенным режимом реэкспорта).
Российские товары (транспортные
средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной
территории РФ с момента принятия таможенной
декларации или совершения действий, непосредственно
направленных на вывоз товаров с таможенной
территории РФ, и до пересечения таможенной
границы.
Таможенные органы Российской
Федерации вправе принудительно останавливать
транспортные средства, возвращать морские,
речные и воздушные суда, покинувшие таможенную
территорию Российской Федерации без
разрешения таможенных органов Российской
Федерации, за исключением иностранных
судов и судов, находящихся на территориях
других государств.
В соответствии с пунктом 2 ст.
361 ТК РФ проверка достоверности сведений
после выпуска товаров и (или) транспортных
средств может осуществляться таможенными
органами в течение одного года со дня
утраты товарами статуса находящихся
под таможенным контролем. При этом, таможенные органы
вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенная ревизия.
ТК РФ позволяет таможенным органам применять
данные меры как после утраты товарами
статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение),
так и во всех иных случаях, когда:
- обнаруживаются товары,
ввезенные в РФ с нарушением
таможенных правил (без наличия
на них специальных марок, идентификационных
знаков, без уплаты таможенных
пошлин, налогов или без соблюдения
запретов и ограничений, предусмотренных
законодательством РФ о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности);
- обнаруживается отсутствие
в коммерческих документах сведений
о выпуске товаров либо недостоверность
таких сведений, а равно отсутствие
коммерческих документов, в которых
должны быть указаны такие
сведения;
- обнаруживаются факты
пользования и (или) распоряжения
условно выпущенными товарами
в иных целях, чем те, в связи
с которыми предоставлено полное
или частичное освобождение от
уплаты ввозных таможенных пошлин,
налогов.
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным
ограничением прав собственности на товары
в форме их ареста или изъятия.
Таможенный контроль завершается
только в момент выпуска товаров и транспортных
средств. При этом под выпуском согласно ТК РФ понимается
передача таможенными органами товаров
или транспортных средств после их таможенного
оформления в полное распоряжение лица.
Таким образом, при ввозе таможенный
контроль начинается в пунктах пропуска
на таможенной границе, определяемых таможенными
органами для пересечения товарами и транспортными
средствами, и завершается после окончания
таможенного оформления и передачи лицу
в полное распоряжение.
Как правило, таможенный контроль
товаров и транспортных средств заканчивается
после завершения таможенного оформления
и проставления должностным лицом таможенного
органа на соответствующих документах
штампа "выпуск разрешен" и личной
номерной печати. Вместе с тем таможенные
органы наделены правом проводить проверку
достоверности представленных при таможенном
оформлении сведений после выпуска, а
также вправе запрашивать и получать информацию,
относящуюся к внешнеэкономическим операциям
с товарами. Такая проверка может производиться
в течение одного года со дня принятия
решения о выпуске.
В целях проведения таможенного
контроля в формах таможенного досмотра
товаров и транспортных средств, их хранения
и перемещения под таможенным наблюдением
создаются зоны таможенного контроля:
- вдоль таможенной границы
РФ;
- в местах производства таможенного
оформления;
- в местах перегрузки товаров,
их осмотра и досмотра;
- в местах временного хранения;
- в местах стоянки транспортных
средств, перевозящих находящиеся под
таможенным контролем товары;
- в иных местах, определяемых
ТК РФ (например местах нахождения арестованных
товаров - пункт 2 статьи 377 ТК РФ, на территории
магазина беспошлинной торговли - пункт
4 статьи 260 ТК РФ).
Зоны таможенного контроля
могут быть двух видов: постоянные и временные.
Постоянные зоны таможенного контроля
создаются в случаях регулярного нахождения
в них товаров, подлежащих таможенному
контролю (места прибытия товаров и транспортных
средств на таможенную территорию - п.
1, п. 2 ст. 78 ТК РФ, склады временного хранения,
таможенные склады, помещения магазина
беспошлинной торговли). Временные зоны
таможенного контроля могут создаваться
на основании письменного решения начальника
таможенного органа (лица, его замещающего):
- при производстве таможенного
оформления вне установленных
для этого мест (на период времени
совершения таможенных операций);
- при необходимости осуществления
осмотра или досмотра товаров и транспортных
средств, обнаруженных таможенными органами
вне постоянных зон таможенного контроля.
Таким образом, зона таможенного
контроля (как постоянная, так и временная)
представляет собой четко ограниченную
территорию, предназначенную для нахождения
товаров и транспортных средств, подлежащих
таможенному контролю. Соответственно
осуществление производственной и иной
коммерческой деятельности, перемещение
товаров, транспортных средств, лиц через
границы зон таможенного контроля и в
их пределах допускаются с разрешения
таможенных органов и под их надзором.
Таможенный орган запрашивает
документы и сведения, необходимые для
таможенного контроля, в письменной форме
устанавливает срок их представления,
который должен быть достаточен для этого.
По мотивированному обращению лица указанный
срок продлевается таможенным органом
на время, необходимое для представления
указанных документов. Документы, необходимые
для таможенного контроля, должны храниться
лицами не менее трех календарных лет
после года, в течение которого товары
утрачивают статус находящихся под таможенным
контролем. Таможенные брокеры (представители),
владельцы складов временного хранения,
владельцы таможенных складов и таможенные
перевозчики должны хранить документы
в течение пяти календарных лет после
года, в течение которого совершались
таможенные операции.