Правовая характеристика и особенности административной ответственности за нарушения таможенных правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 00:19, статья

Краткое описание

Статья посвящена актуальным вопросам правовой характеристики и особенностям административной ответственности за нарушения таможенных правил в условиях создания и функционирования Таможенного союза. Автор исследует ее правовые основы, понятие, назначение, особенности, роль в административно-юрисдикционном процессе таможенных органов, порядок процессуального оформления. Несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных правонарушений остается значительным.

Вложенные файлы: 1 файл

Tamozhennye_pravonarushenia.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

 

Е.И. СИДОРОВ

 

Сидоров Евгений Иванович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии.

 

Статья посвящена актуальным вопросам правовой характеристики и особенностям административной ответственности за нарушения таможенных правил в условиях создания и функционирования Таможенного союза. Автор исследует ее правовые основы, понятие, назначение, особенности, роль в административно-юрисдикционном процессе таможенных органов, порядок процессуального оформления. Несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных правонарушений остается значительным.

 

Ключевые слова: Таможенный союз, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", КоАП России, ФТС России, административная ответственность за нарушения таможенных правил, должностные лица таможенных органов, законность, специальные субъекты административной ответственности, противоправность, виновность, наказуемость.

 

Legal characterstics and features of administrative responsibility for violation of custom regulations

E.I. Sidorov

 

The article is devoted to topical issues of legal characteristics andfeatures of administrative responsibility for violating custom rules under conditions of creation and functioning of the Customs Union. The author studies the legal grounds, term, purpose, peculiarities and the role of custom authorities in administrative and judicial processes as well as the procedural implementation. Despite liberalization of administrative and tax legislation, the level of administrative offenses is still rather high nowadays.

 

Key words: Customs Union, Federal Law 'On Custom Regulation in the Russian Federation', Administrative Code of the Russian Federation, Federal Custom Service of Russia, administrative responsibility for violation of custom rules, officials of custom authorities, legality, special subjects of administrative responsibility, illegality, guilt, punishment.

 

В настоящее время в связи с созданием и функционированием Таможенного союза и коренными изменениями в уголовном законодательстве РФ, связанными с таможенными преступлениями, роль административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов неуклонно возрастает. Следует отметить, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных правонарушений остается значительным.

Как показывает анализ практики ФТС России, за 2009 г. было возбуждено 89081 дело, в 2010 г. - 72701 дело, в 2011 г. - 72591 дело. Наибольшее количество дел возбуждается по так называемым "контрабандообразующим составам", правовое регулирование которых осуществляется статьями 16.1, 16.2, 16.3 КоАП РФ, например, в 2009 г. возбуждено 31005 дел, в 2010 г. - 28008 дел, в 2011 г. - 28684 дела <1> по данным статьям. Вышеуказанные административные правонарушения в области таможенного дела наносят значительный экономический ущерб России. Необходимо отметить, в настоящее время действует новая редакция гл. 16 КоАП России "Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушение таможенных правил)", введенная Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ, которая насчитывает 24 статьи и 44 состава нарушений таможенных правил.

--------------------------------

<1> Информационно-аналитический  обзор правоохранительной деятельности  таможенных органов (за 2009 - 2011 гг.).

 

Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, заключается в праве компетентного государственного органа или должностного лица в установленном законом порядке применить к лицу, совершившему административное правонарушение, соответствующее наказание, и возложении на правонарушителя юридической обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, составляющие сущность наложенного на него наказания.

Следует отметить, административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков.

Первым признаком является особое основание административной ответственности - административное правонарушение.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ определяет понятие административного правонарушения, указывая, что это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за совершение которого настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из законодательного определения можно выявить следующие признаки административного правонарушения как основания административной ответственности: административное правонарушение представляет собой деяние как осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, которые предусмотрены конкретной статьей КоАП России. Совершение правонарушения является единством физического действия и психического отношения к этому действию лица, его совершившего.

Правонарушение проявляется в форме активного действия либо пассивного поведения. Активные действия обычно связаны с нарушением установленных правил, запретов, ограничений. Так, ч. 2 ст. 16.1 КоАП России предусматривается ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов.

Правонарушения в форме бездействия предполагают, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного или таможенного права, не исполнил возложенной обязанности.

Так, правонарушением, совершаемым в форме бездействия, является нарушение, состав которого сформулирован ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ: недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Правовая характеристика административного правонарушения заложена в его дефиниции. Правонарушение по определению противоправно. Следует отметить, если речь идет о нарушениях таможенных правил, его противоправность заключается в том, что нарушаются конкретные нормы таможенного законодательства, установленные законом таможенные процедуры, порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, порядок и сроки уплаты таможенных платежей, порядок таможенного оформления и контроля, осуществления деятельности в области таможенного дела.

В социальном аспекте нарушения таможенных правил характеризуются как общественно вредные деяния, которые в определенных случаях могут представлять общественную опасность. К правонарушениям, представляющим наибольшую общественную опасность, традиционно относят правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3 КоАП России. Общественный вред выражается также в нанесении ущерба охраняемым законом общественным отношениям, интересам личности, общества и государства.

Следующим обязательным признаком административного правонарушения является его виновность, т.к. без вины не может наступить ответственность. Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП РФ - это умысел или неосторожность. В основу понятия вины положено осознание субъектом характера своих действий и наступление вредных последствий этих действий. Необходимо констатировать, нарушения таможенных правил в большинстве случаев совершаются умышленно, когда лицо осознает противоправный характер своих действий и, как правило, преследует извлечение экономической прибыли.

Наказуемость противоправного деяния также является признаком правонарушения и может наступить только в том случае, если за конкретные действия предусмотрены установленные законом меры административной ответственности.

Таким образом, административная ответственность за нарушение таможенных правил представляет собой опосредованный объективной реальностью комплекс прав и обязанностей субъектов - конкретное правоотношение, содержанием которого является, с одной стороны, право компетентного таможенного органа как органа исполнительной власти в строгом процессуальном порядке оценить поведение субъекта, участника внешнеэкономической деятельности с точки зрения его соответствия правовым предписаниям таможенного законодательства и применить к правонарушителю санкции, предусмотренные действующим законом, в случае обнаружения состава правонарушения, а с другой стороны, корреспондирующая с этим правом юридическая обязанность правонарушителя подвергнуться действию наложенных в законном порядке санкций.

Исходя из данного понятия административной ответственности за нарушение таможенных правил можно сформулировать ее основные особенности:

- законодательство о  нарушениях таможенных правил  состоит из КоАП России и отдельных норм Таможенного кодекса Таможенного союза (ст. 199 "Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления", ст. 208 "Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру") и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 171 "Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрение гражданских и уголовных дел", ст. 183 "Порядок наложения ареста на товары, изъятие товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки" и др.);

- объект посягательства  заключается в установлении Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и иными нормативными актами порядка осуществления внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, валюты, других денежных средств, услуг, соблюдением установленных законодательством запретов и ограничений, а также порядка таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, исчисления и уплаты таможенных платежей, предоставления таможенных льгот и пользования ими, порядок осуществления деятельности в области таможенного дела;

- правонарушения в области  таможенного дела в основном носят корыстный характер, в их субъективной стороне чаще всего отмечается вина в форме умысла. Наиболее характерно это для правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2, 3 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП России, где квалифицирующим признаком является цель, мотив совершения деяния;

- нарушения таможенных  правил носят экономический характер, посягают на экономические интересы, угрожают экономической безопасности России. Эта особенность нашла свое отражение и в следующем признаке ответственности за нарушение таможенных правил - преобладании существенных материальных санкций, особенно за правонарушения с квалифицирующими признаками: предельные размеры штрафов, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. ст. 16.1 - 16.3, 16.7, 16.19 КоАП России), применение основного и дополнительного наказания;

- в качестве особенности  административной ответственности  за нарушения таможенных правил можно выделить наличие специальных субъектов. Помимо физических лиц, должностных и юридических лиц, следует выделить довольно большую группу субъектов, профессионально занимающихся деятельностью в области таможенного дела. Кроме перечисленных к ним можно отнести индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, таможенных перевозчиков, декларантов, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченного экономического оператора и др. Следует подчеркнуть, что субъектами ответственности могут являться только участники внешнеторговой деятельности. Наличие специальных субъектов не характерно для других видов административных правонарушений;

- в качестве основного  субъекта, привлекаемого к административной ответственности за нарушения таможенных правил, выступают физические лица. Так, например, в 2009 г. их доля составила 47% от общего количества наказаний, в 2010 г. - 48,2%, в 2011 г. - 50%, что свидетельствует о сложности привлечения юридических лиц к административной ответственности, так как нормы КоАП России (ст. 2.1) нечетко регламентируют данную процедуру; в соответствии с примечанием 1 ст. 16.1 КоАП России за нарушение таможенных правил лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (по общему правилу как должностные лица);

- сложность и проблематичность  привлечения к административной  ответственности иностранных граждан - участников ВЭД, которые после возбуждения дела о нарушении таможенных правил в ряде случаев покидают территорию России и уклоняются от административной ответственности;

- постановление по делу  о нарушении таможенного законодательства  Таможенного союза в рамках  ЕврАзЭС или законодательства РФ о таможенном деле может быть вынесено в течение 2 лет со дня совершения (ст. 4.5 КоАП России);

- дела о нарушениях таможенных правил, в соответствии со ст. ст. 23.1 и 23.8 КоАП России, рассматривают судьи (ч. 2 ст. 16.1) и таможенные органы (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.24). Однако судьи обладают компетенцией и в рассмотрении других дел о нарушении таможенных правил, в основном составы которых предусматривают конфискацию товаров и транспортных средств, если таможенный орган, которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судьи. От имени таможенных органов дела вправе рассматривать: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители (ФТС России); руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители (ФТС России); начальники региональных и центральных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами (в том числе и должностными лицами);

- в соответствии с ч. 2 ст. 1.4 КоАП России ("Принцип равенства перед законом") привлечение к административной ответственности, в том числе и за нарушение таможенных правил должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), служебная деятельность которых зачастую связана с международными визитами, заграничными служебными командировками, устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами, на них распространяется полный, значительный или частичный административно-деликтный иммунитет.

Процессуальные действия за нарушение таможенных правил осуществляются должностными лицами таможенных органов, указанными в ст. 27.3, ч. 2 ст. 28.3 КоАП России и в Приказе Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание". К ним относятся следующие должностные лица таможенных органов РФ.

Информация о работе Правовая характеристика и особенности административной ответственности за нарушения таможенных правил