Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 07:45, реферат
В системе правоохранительных органов России, осуществляющих функции защиты экономической безопасности государства и экономического суверенитета, важное место занимают таможенные органы РФ. На них возложены различные функции, в том числе правоохранительные и экономические. Правоохранительная деятельность системы таможенных органов, составной частью которой является реализация предусмотренной законом ответственности за нарушение таможенных правил, представляет собой один из важных аспектов деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........4
1. Общие вопросы ответственности за нарушение таможенных правил..........5
1.2 Определение нарушения таможенных правил............................................7
1.3. Ответственность за нарушение таможенных правил...................................7
2. Взыскания за нарушение таможенных правил...............................................14
2.1. 3 группы нарушения таможенных правил...................................................15
2.2. Штрафы...........................................................................................................17
3. Виды нарушений таможенных правил............................................................21
3.1. Классификация нарушений таможенных правил .........................................2
Список литературы...................................................................................25
Психическое отношение физических и должностных лиц к совершенному ими правонарушению относится к субъективным признакам и представляет собой вину. которая может выражаться как в умышленном нарушении таможенных правил, так и в неосторожном (ч. 5 ст. 231 ТК РФ). Применительно к юридическим липам вопрос о вине не рассматривается.
Наличие умысла как одной из установленных законом форм вины означает, что лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность либо неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (прямой умысел) или не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
Неосторожность как другая установленная законом форма вины при совершении тех или иных нарушений таможенных правил имеет место, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело такой возможности, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).
Регламентируя общие вопросы ответственности за нарушение таможенных правил, законодательство особо оговаривает, что ответственность исключается в случаях, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы (ч. 6 ст. 231 ТК РФ). Это соответствует условиям ответственности, закрепленным ГК РФ и действующим в сфере регулирования ответственности за нарушение таможенного законодательства.
Непреодолимая сила, т. е. форс-мажорные обстоятельства, представляет собой событие, вредные последствия которого не могли быть предотвращены обязанным лицом всеми доступными ему средствами. К таким обстоятельствам относятся явления стихийного характера - наводнение, шторм, землетрясение. ураган, сильный мороз, массовые беспорядки, военные действия и др. Однако освобождение от ответственности вследствие непреодолимой силы может иметь место лишь пря УСЛОВИИ, ч то соответствующие обстоятельства возникли до, а не после истечения срока, но окончании которого обязательство подлежало выполнению. Обязанность показывания того факта, что невыполнение тех или иных таможенных правил явилось следствием форс-мажорных обстоятельств. лежит на лице (физическом или юридическом), которое обязано было их выполнить.
Возможно освобождение правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил (ст. 240 ТК РФ).
Малозначительность означает незначительность как материального выражения последствий совершенного нарушения, гак и последствий нематериального характера. При малозначительности, являющейся оценочной категорией, виновному делается устное замечание. Вопрос о признании правонарушения малозначительным -, вопрос факта и относится всецело к компетенции должностного лица таможенною органа, рассматривающего материалы о допущенном нарушении таможенных правил.
К числу общих вопросов ответственности за нарушение таможенных правил относится регламентация обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность за нарушение таможенных правил. Эти обстоятельства носят объективный характер и должны подтверждаться материалами дела о правонарушении - объяснениями, справками, рапортами и т. п.
Наличие смягчающих обстоятельств свидетельствует о меньшей степени опасности как совершенного правонарушения, так и виновного лица, и позволяет смягчить налагаемое на него взыскание. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил (ст. 236 ТК РФ), можно подразделить на три группы: а) относящиеся к обстоятельствам самого нарушения (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств: под влиянием угрозы или принуждения либо в СИЛУ материальной, служебной или иной зависимости), б) о I носящиеся к характеристике личности нарушителя (совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года) и в) относящиеся к повелению виновного после совершения правонарушения и представляющие собой деятельное раскаяние (активное способствование разрешению дела: добровольное устранение вредных последствий правонарушения). Этот перечень является примерным, поскольку должностному липу таможенного органа закон (ч. 2 ст. 236 ТК РФ) предоставляет право признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в приведенном перечне. Например, в законе не указано такое обстоятельство, как исполнение приказа или распоряжения, но в зависимости от обстоятельств дела за ним может быть признано значение смягчающего ответственность.
С вопросом о наличии смягчающих обстоятельств связан вопрос о действии в таможенном праве принципа обратной силы закона в случае смягчения наказания. Как и в других отраслях права, в таможенном праве применяется общий принцип действия закона во времени и в пространстве: лицо. совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время и в месте совершения правонарушения. Акты, смягчающие либо устраняющие ответственность, имеют обратную силу. т. е. распространяются и на правонарушения, совершенные до их издания. Норма ст. 234 ТК РФ закрепила положение о том, что акты. смягчающие или устраняющие ответственность за нарушение таможенных правил, имеют обратную силу и, наоборот, устанавливающие или усиливающие ответственность - обратной силы не имеют.
Наличие отягчающих обстоятельств свидетельствует об относительно большей опасности как совершенного правонарушения, так и виновного лица. В отличие от перечня смягчающих обстоятельств, перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Из этого следует, что при выборе меры взыскания должностное лицо не вправе руководствоваться каким-либо обстоятельством, хотя объективно и отягчающим ответственность виновного, но не содержащимся в перечне, приведенном в ст. 237 ТК РФ. И смягчающие, и спят чающие обстоятельства относятся как к обстоятельствам совершения правонарушения (совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил; совершение нарушения таможенных правил группой лиц: повторное в течение года нарушение таможенных правил), так и к характеристике личности нарушителя (совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ: совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения), а также к поведению виновного после совершения правонарушения (продолжение противоправных действий, несмотря на требование должностного лица таможенного органа прекратить их).
В практической деятельности таможенных органов при реализации общих положений таможенного законодательства некоторые и • упомянутых выше отягчающих обстоятельств вызывают неоднозначное толкование, в связи с чем представляется необходимым уточнить их содержание. Предусматриваемое п. 2 ст. 237 ТК РФ такое отягчающее обстоятельство, как повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил, имеет место, когда виновный, будучи привлечен к ответственности за ранее совершенное нарушение таможенных правил, в течение года со дня принятия решения о наложении на него взыскания вновь нарушил таможенные правила. Если же новое нарушение имело место по истечении года после наложения взыскания, оснований рассматривать это как отягчающее обстоятельство нет, так как учет первого нарушения исключен законом.
Потребности индивидуализации ответственности предполагает что при рассмотрении должностным лицом таможенного органа материалов о совершенном нарушении таможенных правил подлежат учету обстоятельства дела. личность виновного и другие обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного. Закон допускает возможность наложения на виновного взыскания ниже низшего предела, предусматриваемою за конкретное правонарушение (ст. 239 ТК РФ), по с обязательным приведением мотивов принятия того решения.
В случаях совершения одним лицом двух и более нарушении таможенных правил и одновременном привлечении за это к ответственности. применяется положение ст. 238 ТК РФ, согласно которому взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, и принцип поглощения менее строгою взыскания более строгим (действующий. например, в сфере уголовного права) не применяется.
При решении вопроса об ответственности за нарушение таможенных правил важно установить, индивидуально или в соучастии совершено правонарушение, поскольку закон обязывает при наложении взыскания учитывать степень и характер участия каждою из соучастников. Согласно ст. 246 ТК РФ соучастием в нарушении таможенных правил признается умышленное совместное участие в этом правонарушении ДВУХ или более физических дин. Следовательно, о соучастии может идти речь только применительно к совершению нарушения физическими лицами что же касается юридических лиц. то закон не предусматривает такого субъекта соучастия, как юридическое лицо.
Соучастниками, исходя из положений указанной статьи, являются лица, принимавшие непосредственное участие в совершении тех или иных действии, в совокупности образующих нарушение таможенных правил. Соисполнительство или совиновничество - простая форма соучастия. Участие в совершении нарушения наряду с исполнителями организаторов, подстрекателей, пособников представляет собой сложную форму соучастия, характеризующуюся распределением ролей между ними, при которой одним пли несколькими исполнителями совершаются действия выражающиеся в нарушении таможенных правил, а другими участниками совершаются действия, непосредственно не выражающиеся в нарушении таможенных правил. но находящиеся в причинной связи с наступившим результатом - совершением нарушения таможенных правил. Деятельность организатора, подстрекателя и пособника в совокупности создае-1 реальную возможность для исполнителя совершить правонарушение. Именно наступивший результат в виде нарушения таможенных правил является внешним выражением совместности действий всех соучастников. Действия каждого из них могут быть различными по своему содержанию, но все они в совокупности необходимы для того, чтобы наступил соответствующий результат.
Закон определяет организатора как лицо организовавшее нарушение таможенных правил или руководившее его совершением, это наиболее опасный из всех соучастников; организаторская деятельность может выражаться в создании группы нарушителей таможенных правил, распространении ролей между соучастниками, разработке форм связи между ними и т. п.
Исполнителем является лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, т. е. выполняющее действия, указанные в диспозиции той или иной статьи ТК РФ, регламентирующей ответственность за то или иное деяние.
Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил. Действия подстрекателя могут быть самыми разнообразными (подкупы, угрозы, уговоры, просьбы); по форме подстрекательство может быть словесным, письменным, а также выражаться в конкретных действиях; для признания действий подстрекающими безразлично, какими мотивами руководствовался подстрекатель.
Пособник представляет собой лицо, содействовавшее нарушению таможенных правил указаниями, советами, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо. заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Из сказанного следует, что в зависимости от способа оказания содействия в совершении правонарушения пособничество делится на два вила:
интеллектуальное (дача исполнителю советов, указаний, заранее обещанное укрывательство) и физическое (предоставление средств, устранение препятствий), которое, в отличие от интеллектуального, может выражаться как в действиях, так и в бездействии.
Ответственность соучастников основывается на принципах равенства ответственное 1И (что не идентично равному наказанию). самостоятельности ответственности (каждый несет ответственность за собственные действия, являющиеся составной частью общих действий, имеющих целью достижение соответствующего противоправного результата) и индивидуализации меры взыскания в зависимости от степени общественной опасности сообща совершенного нарушения и соразмерно степени личного участия).
Таким образом, правонарушения, совершенные в соучастии. представляют большую опасность, нежели совершенные индивидуальным исполнителем, что находит отражение в соответствующих положениях таможенного законодательства и является весьма важным для правоприменительной деятельности таможенных органов РФ.
ВЗЫСКАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
Поскольку применение взыскании за нарушение таможенных правил представляет собой разновидность применения мер государственного принуждения, в законодательстве исчерпывающе регламентирован вопрос о сроках наложения взысканий и сроках, но истечении которых виновный считается не подвергшимся взысканию за нарушение таможенных правил (этот вопрос был рассмотрен нами выше). Относящиеся к указанным срокам положения имеют важное значение для реализации ответственности в сфере нарушения таможенных правил. Их содержание сводится к следующему.
Законодателем дифференцированно определяются сроки возможного наложения мер взыскания в зависимости не только от вида (тяжести) правонарушения, но и от субъекта, на которого эти взыскания налагаются. «Гак, из всех предусматриваемых системой мер взыскания. регламентированной в ст. 242 ТК РФ, три наиболее мягкие - предупреждение, штраф и отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных правомочным таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности (п. 1-3 ст. 242 ТК РФ), на физических и должностных лиц могут налагаться не позднее двух месяцев со дня обнаружения допущенного нарушения, а для юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического липа. соответствующий срок составляет шесть месяцев, т. е. в три раза больше. В случаях, когда до истечения названных сроков (соответственно два и шесть месяцев) виновным лицом будет вновь совершено нарушение таможенных правил, течение срока прерывается и новый срок будет исчисляется уже с момента обнаружения повторного нарушения таможенных правил.
Более суровые взыскания - конфискация товаров и транспортных средств являющихся непосредственными объектами нарушений таможенных правил; взыскание стоимости товаров и транспортных средств: конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся объектами нарушения (п. 4-б ст. 242 ТК РФ), - налагаются независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил.
Применительно к срокам наложения взыскании за нарушение таможенных правил «закон содержит еще одно положение, важное для правоприменительной деятельности таможенных органов. Суть его сводится к регламентации ситуаций, когда в отношении совершенного нарушения было вынесено постановление либо об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении уголовного дела. При наличии признаков нарушения таможенных правил сроки дли наложения взыскания исчисляются с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении УГОЛОВНОЮ дела иди о прекращении ранее возбужденного уголовного дела.
Наконец, последним аспектом рассмотрения общих вопросов ответственности за нарушение таможенных правил является вопрос о видах налагаемых взысканий.
Таможенное законодательство содержит исчерпывающий перечень взысканий, которые могут налагаться на виновных в нарушении таможенных правил (ст. 242 ТК РФ). Это прежде всего те взыскания, которые предусматриваются административным законодательством. а именно - предупреждение, штраф и конфискация предметов, являющихся непосредственным объектом нарушения. Вместе с тем специфика таможенного дела (оформления, контроля и перемещения товаров через таможенную границу) предопределила потребности законодательного установления и иных мер взыскания;
Информация о работе Правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них