Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа
Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемные вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
• Изучить признаки, понятие, задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Рассмотреть таможенные органы, как субъект правоохранительной деятельности;
• Проанализировать правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Выявить проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Это право таможенных органов распространяется на дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2 — 16.23 КоАП РФ. Причем рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов при этом вправе только:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;
2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;
3) начальники таможен, их заместители;
4) начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.
За малозначительные
административные правонарушения в
области таможенного дела в соответствии
со ст. 16.6, 16.10. 16.15 и 16.23 КоАП РФ в качестве
наказания наряду с возможностью
наложения административного
Это касается случаев:
- нарушения режима зоны таможенного контроля;
- несоблюдения порядка внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита;
- непредставления в таможенный орган отчетности;
- несообщения либо нарушения срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
Кроме рассмотренных выше прав, таможенным органам предоставлено также право доставления и административного задержания.
Так, в ст. 27.2 КоАП РФ сказано, что должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил, в случаях, если составление протокола о таком нарушении является обязательным и отсутствует возможность его составления на месте выявления, может осуществляться принудительное препровождение физического лица в служебное помещение таможенного органа в целях составления протокола об административном правонарушении (доставление).
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено должностными лицами таможенных органов в исключительных случаях, при выявлении нарушений таможенных правил. При этом срок административного задержания определен ст. 27.5. КоАП РФ и не должен превышать для лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, более 48 часов. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.19
За нарушение таможенных правил, в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи КоАП РФ, могут быть назначены наказания в виде административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения. Административный штраф относится к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
За нарушение таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.
В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях
Административный штраф может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета
административного
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
3) размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
4) сумма административного
штрафа подлежит зачислению в
бюджет в полном объеме в
соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве меры наказания за нарушение таможенных правил предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения или предметов (например, транспортных средств), явившихся орудиями совершения административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). При этом под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация производится только по решению суда.
Кроме вышеперечисленных прав административного принуждения и наказания таможенным органам Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предоставлены также и иные права:
- арест товаров и транспортных средств;
- осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотра транспортного средства;
- личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Ввиду важного значения, которое имеет личный досмотр в практике таможенных органов, необходимо более подробно рассмотреть этот вопрос. Проведение личного досмотра регламентировано ст. 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения и производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
В рамках полномочий, предоставляемых КоАП РФ (т.е. не в соответствии с ТК ТС, в ходе таможенного контроля, а при расследовании административных правонарушений), таможенные органы могут проводить досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа и иных предметов), который осуществляется уполномоченными на то должностными лицами таможенных органов в присутствии двух понятых. В исключительных случаях, в соответствии с КоАП РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
В соответствии с ТК ТС решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа либо оформляется отдельным актом. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.
Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником, который не вправе уклониться от исполнения решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра.21
При личном досмотре несовершеннолетнего
или недееспособного
О проведении личного досмотра составляется акт по форме, определенной ФТС России. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законному представителю).
Таким образом, правовые основы деятельности таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела закреплены в законодательном порядке.
2.3 Таможенные органы, как органы дознания
Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела — одна из важнейших задач, стоящих перед ними. Дознание представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием).
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке, закреплению и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела.
Закон различает два вида дознания:
1) дознание по делам, по которым
предварительное следствие
2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.
В первом случае дознание включает возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления (осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей). Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. Не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать его следователю по подследственности.
Во втором случае дело расследуется полностью, органом дознания предпринимаются все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Срок дознания, по общему правилу, не может превышать одного месяца со дня возбуждения, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц, а в исключительных случаях и на больший срок.22
В соответствии с действующим
- контрабанде (ст. 226.1 УК РФ);
- незаконному экспорту технологий, научной информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
- невозвращению на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193.УК РФ);
- уклонению от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
По ст. 194 УК РФ проведение предварительного следствия в соответствии с УПК РФ необязательно, и дознание проводится таможенными органами в полном объеме, то есть вплоть до передачи материалов в суд.23
Дознание в системе таможенных органов России осуществляют уполномоченные для этого должностные лица. Для этой цели в таможнях, оперативных таможнях и Управлении таможенных расследований и дознания ФТС России созданы отделы дознания.
Непосредственно дознание проводят должностные лица этих подразделений по поручению начальника соответствующего таможенного органа. Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов, являясь начальниками органа дознания, несут ответственность наряду с дознавателем за обоснованность возбуждения уголовного дела, качество проведенных следственных действий, соблюдение сроков дознания, своевременность и законность задержания подозреваемого.
Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов