Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемные вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
• Изучить признаки, понятие, задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Рассмотреть таможенные органы, как субъект правоохранительной деятельности;
• Проанализировать правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Выявить проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения является принудительное, безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъектов РФ не изъятых из оборота вещей.

Конфискация назначается  только судьей, поэтому в тех случаях, когда за совершение правонарушения в сфере таможенного дела предусмотрен и должен быть применен этот вид административного наказания, дело передается для рассмотрения в суд.

В этих случаях дела об административных правонарушениях  предусмотрены ч.1 и 3, ст. 16.1; 16.2; ч. 2 ст. 16.3; 16.7; ч. 1 ст. 16.9; 16.16; ч.1 ст. 16.18; ч.1-3 ст. 16.19; ч.1 ст. 16.20; 16.21 рассматривается судом. Дела об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования рассматривается судьями районных судов, в остальных случаях административными судьями.

Таким образом, система  административно-процессуальных мер  в таможенном деле достаточно разработана  и закреплена законодательством  РФ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Проблемные  вопросы и направления развития  правоохранительной деятельности  таможенных органов

 

Правоохранительные подразделения  таможенных органов ежедневно обеспечивают безопасность и защиту экономических  интересов Российской Федерации.

Ежегодно число уголовных  дел, возбуждаемых дознавателями Федеральной таможенной службы России, растет, что свидетельствует как о позитивных тенденциях в правоохранительной деятельности таможенных органов, так и о том, что криминальная активность в сфере внешнеэкономической деятельности не идет на спад.29

Недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно - розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.

Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Российской Федерации.

Наличие указанных проблем  приводит к снижению эффективности  таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

Возникает необходимость  формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Планируется также развитие следующих направлений деятельности:

  • обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверные декларирование и заявление таможенной стоимости);
  • международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств;
  • проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска;
  • борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.30

Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом.

Повышение эффективности  борьбы с правонарушениями в сфере  внешнеэкономической деятельности, соблюдение законности и обоснованности принимаемых должностными лицами таможенных органов решений в процессе привлечения лиц к уголовной либо административной ответственности остаются приоритетными задачами в деятельности таможенных органов Российской Федерации.

За последнее время  увеличилось число попыток внедрения  в таможенные органы Российской Федерации членов организованных преступных групп и преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи и оснащенных современными техническими средствами и оружием. В этих условиях особенно актуальны обеспечение безопасности деятельности таможенных органов Российской Федерации и защиты должностных лиц от противоправных посягательств, в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также осуществление оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фактов коррупции и его предупреждению в таможенных органах.31

Основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов в части пресечения и профилактики административных правонарушений в области таможенного дела было и остается освоение и внедрение правильных приемов работы с КоАП РФ, ТК ТС, другими нормативными правовыми актами, регламентирующую работу правоохранительных подразделений таможенных органов по пресечению незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений ФТС России и совместных усилий родственных правоохранительных структур.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела –  весьма важный и серьезный вопрос, заслуживающий пристального вниманиях. Статистические данные показывают рост различных нарушений в этой области. Подробное рассмотрение особенностей и проблем наказаний за административные правонарушения в сфере таможенного дела выявило ряд недоработок и пробелов законодательства, например спорный моменты в вопросе применения наказания к юридическим лицам. Эти моменты нуждаются во всесторонней доработке.

Важнейшим фактором эффективности  работы правоохранительных органов  является организация системного противодействия  угрозам экономической безопасности государства, разработка стратегии и тактики противодействия криминальным проявлениям, координация усилий всех правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия путем существенного расширения информационных ресурсов.32

Среди первоочередных организационных  и практических мер, направленных на активизацию работы по выявлению, пресечению и предупреждению таможенных правонарушений, является укрепление взаимодействия с подразделениями МВД России, ФСБ России, Госнаркоконтроля России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Повышение эффективности  использования оперативных сил  и средств правоохранительных подразделений таможенных органов, налаживание эффективного взаимодействия с правоохранительными подразделениями таможенных служб других государств обеспечит совершенствование работы по добыванию упреждающей оперативной информации о возможной контрабанде товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В целях противодействия  незаконному перемещению наркотических  средств и психотропных веществ  через границу Российской Федерации  предполагается шире использовать возможности  международного сотрудничества и взаимодействия, технические возможности правоохранительной сети ВТО "CEN" и "RILO-Москва" - регионального узла связи по правоохранительной работе ВТО по государствам - участникам СНГ.

3.2  Показатели  правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий за 2012 год

 

По итогам работы за январь - декабрь 2012 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 612 уголовных дел, в том числе  в отношении конкретных лиц  - 814 уголовных дел.

Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального (673), Северо-Западного (206), Сибирского (190), Дальневосточного (141) таможенных управлений.

В 2012 году таможенными  органами Российской Федерации по статьям 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России) возбуждено 1179 уголовных дел. Их доля от общего количества возбужденных уголовных дел составила 73 %.

По статье 194 УК России (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 228 уголовных дел (в 2011 году – 79 дел), их доля от общего количества возбужденных таможенными органами уголовных дел составила 14,1%.33

По статье 193 УК России «Невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте»  возбуждено 197 уголовных дел (в 2011 году – 300 дел).

По статье 189 УК России «Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ, которые могут  быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» возбуждено 8 уголовных дел.

Стоимость товаров, незаконно  перемещенных через таможенную границу  Российской Федерации Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную  границу Российской Федерации с  государствами – членами Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС, составила 120 млн. рублей (в 2011 году – 19 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей – 1,48 млрд. рублей (в 2011 году – 725,6 млн. рублей). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 88,3 млрд. рублей (в 2011 году - 92,3 млрд. рублей).

Из незаконного оборота  изъято 148 килограмм наркотических  средств, психотропных веществ, их прекурсоров  или аналогов (в 2011 году – 408,9 кг), более 104 килограмм сильнодействующих  веществ (в 2011 году – 38,4 кг).

Предметами преступлений преимущественно являлись наркотические средства, психотропные  и сильнодействующие вещества, автотранспортные средства, товары народного потребления (одежда и обувь), продукты питания.

В январе - декабре 2012 года по подозрению в совершении преступления задержано 301 лицо (в 2011 году - 348 лиц).

Из них 229 подозреваемых  заключено судом под стражу, в  том числе по ходатайству таможенных органов – 97 (в 2011 году – 258 и 110, соответственно).

3.2.1 Показатели правоохранительной  деятельности таможенных органов  по линии  административного производства

В 2012 году таможенными  органами Российской Федерации возбуждено 79 170 дел об административных правонарушениях (далее – АП), что превышает  аналогичный показатель прошлого года на 9% (72 591).

Без проведения административного  расследования возбуждено 47 603 дела об АП (в 2011 году – 40 924), из них составлено 30 683 протокола об АП (в 2011 году – 30 285), вынесено 524 постановления прокурора (в 2011 году – 377), 1 712 постановлений без составления протокола с назначением наказания в виде предупреждения (в 2011 году – 2 120) и 14 684 постановления без составления протокола с назначением наказания в виде штрафа (в 2011 году – 8 142).

С проведением административного  расследования возбуждено 31 567 дел  об АП (в 2011 году – 31 667), из них вынесено 30 926 определений о возбуждении дела об АП (в 2011 году – 30 901) и 641 постановление прокурора (в 2011 году – 766).

Из общего количества дел, возбужденных в период с января по декабрь 2012 года, 56% приходится  на физических лиц, 38% – на юридических лиц, 5% – на должностных лиц, 1% - на неустановленных лиц.

Наибольшее количество дел об АП возбуждено по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров (27% от общего количества возбужденных), в связи с нарушением валютного  законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (13%), несоблюдения запретов или ограничений (11%), а также недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты (8%).

Предметами правонарушений чаще всего являлись валюта, автотранспортные средства, табак, текстильные материалы и изделия из них, алкогольная и мясная продукция, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее. 34

В 2012 году по делам об АП принято 79 972 решения (в 2011 году – 70 453), из них должностными лицами таможенных органов 50 051 решение (в 2011 году – 40 387), судом или уполномоченным органом 29 921 решение (в 2011 году – 30 066). В том числе в отношении:

●  юридических лиц – 30 711 решений (в 2011 году – 31 397);

●  физических лиц  – 45 241  решение (в 2011 году – 34 965);

●  должностных лиц  – 3 979 решений (в 2011 году – 4 020).

Назначено наказаний  по 75 820 делам об АП на сумму 140,2 млрд. рублей (в 2011 году – по 65 440 делам  на сумму 93,5 млрд. рублей), из которых:

● должностными лицами таможенных органов – по 48 186 делам об АП на сумму 1,5 млрд. рублей (в 2011 году – по 38 479 делам на сумму 1,5 млрд. рублей);

● судом или уполномоченным органом – по 27 634 делам об АП на сумму 138,7 млрд. рублей (в 2011 году – по 26 961 делу на сумму 92 млрд. рублей).

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов