Правоохранительная
деятельность таможенных органов РФ
Введение
Глава 1 Понятия, принципы и
правовые основы организации таможенного
дела в России
1.1 Понятие и принципы
таможенного права в России
1.2. Правовые основы таможенного
дела в России
Глава 2. Организация таможенного
дела в России
2.1 Федеральная таможенная
служба в системе таможенных
органов
2.2 Организация таможенного
управления на региональном уровне
Глава 3 Правоохранительная
деятельность таможенных органов РФ
3.1 Понятие, признаки, задачи
правоохранительных органов РФ
3.2 Таможенные органы РФ
как субъекты правоохранительной
деятельности
3.3 Правоохранительная деятельность
таможенных органов на современном
этапе
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы.
В условиях глобализации мировой
экономики, интеграции российской экономики
в международное экономическое
пространство, присоединения к Всемирной
торговой организации возрастает роль
и значение таможенного регулирования
как элемента государственного управления
внешнеторговой деятельностью. Всемирная
таможенная организация считает показателями
высокого развития таможенной службы
наличие современного законодательства,
новейших информационных технологий,
развитой инфраструктуры и высококвалифицированных
кадров. Проводимая в стране административная
реформа самым непосредственным и радикальным
образом отразилась на системе, структуре,
задачах, функциях и правомочиях таможенных
органов. Указом Президента РФ от 9 марта
2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти" Государственный
таможенный комитет Российской Федерации
(ГТК России) преобразован в Федеральную
таможенную службу (ФТС России). Его обширные
функции по принятию нормативных правовых
актов в таможенной сфере переданы Министерству
экономического развития и торговли Российской
Федерации, а в части, касающейся таможенных
платежей, - Министерству финансов Российской
Федерации. Правовое положение ФТС России
в системе таможенных органов определяется
Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
"О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию
государственного управления" и Положением
о ФТС России, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 21 августа 2004 г. Происходящие
изменения в данной структуре и актуальность
данного вопроса требуют тщательного
ее изучения. Степень изученности работы.
Данную тему разрабатывали такие авторы,
как: Трошкина Т.С., Доронина Н.Г., Бахрах
Д.Н., Габричидзе Б.Н., Дмитриев Ю.А., Евтеева
А.А., Козлов Ю.М., Ноздрачев А.Ф, Петров
С.М., Попов Л.Л., Чернявский А.Г. и многие
заслуженные юристы.В основу исследования
положены такие методы, как сравнительно-правовой,
системно-структурный, общенаучный, исторический,
анализа, синтеза, исторический и другие.
Объектом исследования являются общественные
отношения, возникающие между таможенными
органами с другими различными субъектами
административного права и регулирующие
их нормы права. Предметом исследования
являются нормативно-правовые акты, регулирующие
организацию управления органов таможенного
дела.
Цель конрольной работы:
- Это большая степень использования технических средств, психологии в таможенном деле, исследование нормативно-правовой базы при характеристике таможенного дела, таможенной политики и ее соотношения с таможенным законодательством. Раскрыть правовые основы деятельности органов таможни в РФ;
- Осуществить анализ организацию государственного управления таможенным делом в РФ;
- Рассмотреть правовые основы деятельности и управления ФТС России;
- Раскрыть организацию таможенного дела территориальных органов и рассмотреть порядок их взаимодействия с другими органами государственной власти и местного самоуправления.
- Разобрать правоохранительную деятельность таможенных органов.
Задачи контрольной работы:
ставлю исследование правовых основ, организации
управления таможенного дела в России.
Выделим те черты, которые характеризуют
новизну и дифференцированный подход
к сложным и крупным дискуссионным проблемам
данной тематики. Прежде всего – это переход
от широкого изложения общих проблем,
которые уже частично описаны в литературе
и не требуют дополнительных комментариев,
к детальному и дифференцированному рассмотрению
ведущих и иных институтов таможенного
дела и организации его управления. Исходя
из поставленных целей и задач, на защиту
курсовой работы выносятся следующие
положения:
- Правовую основу таможенного законодательства составляют множество нормативных актов регулирующих родственные правоотношения в сфере экономического товарооборота России;
- Деятельность органов таможни строится на основополагающих началах, закрепленных в законах. При возникновении не урегулированных законами ситуаций принципы служат ориентиром для их разрешения;
- Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
- Организация таможенного дела на региональном уровне есть неотъемлемая часть системы таможенных органов и служит для обеспечения деятельности органов таможни на местах с учетом огромной территории Российской Федерации.
Глава 1. Понятия,
принципы и правовые основы организации
таможенного дела в России
- Понятие и принципы таможенного права в России
Таможенное дело в России
представляет собой совокупность методов
и средств обеспечения соблюдения
мер таможенно-тарифного регулирования,
запретов и ограничений, установленных
в соответствии с законодательством о
государственном регулировании внешнеторговой
деятельности, связанных с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу, а также специальные
правила и процедуры в отношении отдельных
товаров при перемещении их через таможенную
границу2 В настоящее время в условиях
формирования нормальных рыночных отношений
российское государство серьезно заинтересовано
в наличии таможенного права как самостоятельной
правовой отрасли. Его интерес заключается
в наличии системного, стабильного отраслевого
подхода к определению правовых, экономических
и организационных основ таможенного
дела. Без наличия такого подхода невозможно
обеспечить защиту таможенного суверенитета
и экономической безопасности страны,
активизацию связей российской экономики
с мировым хозяйством, защиту прав граждан,
хозяйствующих субъектов и государственных
органов, а также соблюдение ими обязанностей
в сфере таможенного дела. Отличительной
особенностью любой отрасли права являются
присущие только ей специфические принципы.
И таможенное право в этом смысле не исключение.
Принципы таможенного права представляют
собой исходные нормативно-руководящие
начала таможенно-правового регулирования.
Они обеспечивают взаимосвязь таможенного
права, таможенного законодательства
и таможенной политики, гарантируют непрерывность
и последовательность нормотворческого
процесса в сфере таможенного дела, содействуют
своевременной отмене устаревших и принятию
новых нормативно-правовых актов, а также
толкованию правовых актов и устранению
правовых пробелов в таможенном законодательстве.
Принципы таможенного права можно подразделить
на общеправовые принципы и принципы отраслевого
характера. К общеправовым принципам таможенного
права относятся:
• принцип уважения прав
и основных свобод человека;
• принцип законности, принцип
координации и взаимодействия государственных
органов;
• принцип полномасштабного
и четкого таможенного регулирования;
• принцип научности;
• принцип гуманности;
• принцип наибольшего
благоприятствования;
• принцип приоритета международно-правовых
норм и ряд других.
Одним из ведущих принципов
таможенного права является принцип
уважения прав и основных свобод человека,
поскольку в Основном законе нашей
стране — Конституции РФ человек,
его права и свободы провозглашены
высшей ценностью. Особое значение этот
принцип имеет для правовой регламентации
процедуры таможенного контроля
(в особенности исключительной его
формы — личного досмотра), а
также целого ряда аспектов административно-юрисдикционной
деятельности таможенных органов (например,
порядка проведения административного
задержания, доставления и ряда иных мер
принудительного характера).Принцип законности
предполагает необходимость строгого
соблюдения всеми субъектами таможенного
права Конституции РФ и ее законов, а также
принятых в соответствии с ними подзаконных
нормативно-правовых актов. Принцип координации
и взаимодействия государственных органов
означает необходимость согласования
норм таможенного законодательства с
нормами иных отраслей права. Активное
участие в формирование таможенного права,
помимо Федерального Собрания, Президента,
Правительства и Федеральной таможенной
службы Российской Федерации, принимают
также Центральный банк, Министерство
финансов, Министерство экономического
развития и ряд других федеральных органов.
Этот принцип отражает также и необходимость
тесного взаимодействия различных органов
государственной власти при решении смежных
задач (например, по обеспечению соблюдения
действующего валютного законодательства
и т. п.). Полномасштабное и четкое таможенное
регулирование как принцип таможенного
права означает отнесение таможенного
регулирования к исключительному ведению
Российской Федерации, а также полноту
и масштабность охвата правовым регулированием
общественных отношений в сфере таможенного
дела, т. е. максимально возможное обеспечение
именно правового регулирования этого
вида отношений. Постоянное обновление
нормативно-правовой базы, регулирующей
таможенно-правовые отношения, устранение
имеющихся пробелов в ней - это обязательное
условие эффективного функционирования
таможенного права, соответствия его политическим
и социально-экономическим интересам
России. Принцип научности в таможенном
праве предполагает его опору на достижения
финансовой, экономической и правовой
науки, а также на достижения научно-технического
прогресса при реализации таможенной
политики государства и отражен, в частности,
в нормах ТК РФ, регулирующих формы и методы
таможенного контроля.Принцип гуманности
очень широко применяется в таможенном
праве и находит свое отражение, в частности:
• в запрете свободного
провоза через таможенную границу
оружия, наркотиков и ряда иных предметов;
• в наличии льгот по
таможенному оформлению грузов, являющихся
гуманитарной помощью;
• в наличии обстоятельств,
смягчающих ответственность за нарушение
таможенных правил;
• в возможности назначения
более мягкой меры воздействия за
нарушение таможенных правил, чем
это предусмотрено соответствующей
нормой;
• в целом ряде иных таможенно-правовых
норм.
Повсеместно применяемый
в мировой практике принцип наибольшего
благоприятствования используется
в российском таможенном праве для
устранения либо минимизации различного
рода нетарифных барьеров (лицензирования,
квотирования и пр.) при осуществлении
внешнеторговой деятельности в Российской
Федерации. Принцип приоритета международно-правовых
норм соответствует стремлению нашей
страны к активному участию в международном
сотрудничестве в области таможенного
дела. Таможенно-правовое регулирование
в нашей стране развивается в направление
гармонизации и унификации с общепринятыми
международными нормами и практикой. В
сферу международного права входят различные
вопросы таможенного регулирования, в
том числе вопросы стандартизации и сертификации
продукции, оценки товаров в таможенных
целях, международные перевозки грузов,
унификация таможенных процедур и др.
В связи с этим, Таможенным кодексом РФ
установлено, что если международным договором
России установлены иные правила, чем
те, которые предусмотрены внутренним
российским законодательством, то применяются
нормы международных договоров. Среди
других общеправовых принципов таможенного
права следует отметить принцип юридического
равенства, принцип объективной истины,
принцип судебной защиты субъективных
прав и др.Основными отраслевыми принципами
таможенного права являются следующие:
• принцип единства таможенной
политики России, ее целей и средств
реализации, в соответствии с которым
на территории России осуществляется
единая таможенная политика, являющаяся
составной частью внутренней и внешней
политики государства;
• принцип единства таможенной
территории, основанный на нормах Конституции
РФ, гарантирующих единство экономического
пространства, свободное перемещение
по территории России товаров, услуг
и финансовых средств, а также
недопустимость установления таможенных
границ, пошлин, сборов и иных препятствий
для такого перемещения;
• принцип единства ставок
таможенных пошлин, в соответствии
с которым ставки таможенных пошлин
являются едиными и не подлежат изменению
в зависимости от лиц, перемещающих
товары через таможенную границу, видов
сделок и других факторов.
К отраслевым принципам таможенного
права относятся также принципы
перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу,
такие как равенство участников
внешнеторговой деятельности, запрет
на ввоз и вывоз отдельных товаров
и транспортных средств, возможность
ограничения ввоза и вывоза товаров
и транспортных средств, добровольность
выбора таможенного режима и ряд
других. Таким образом, следует вывод,
что принципы таможенного права представляют
собой исходные нормативно-руководящие
начала таможенно-правового регулирования.
Они обеспечивают взаимосвязь таможенного
права, таможенного законодательства
и таможенной политики, гарантируют непрерывность
и последовательность нормотворческого
процесса в сфере таможенного дела, содействуют
своевременной отмене устаревших и принятию
новых нормативно-правовых актов, а также
толкованию правовых актов и устранению
правовых пробелов в таможенном законодательстве.
1.2 Правовые основы
таможенного дела в России
Таможенное регулирование
основано на единой таможенной политике,
являющейся частью внутренней и внешней
политики России, и направлено на: создание
правовых, экономических и организационных
основ таможенного дела; защиту экономического
суверенитета и экономической безопасности
государства; активизацию связей российской
экономики с мировым хозяйством; обеспечение
защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов
и государственных органов; соблюдение
ими обязанностей в области таможенного
дела. Порядок прохождения службы в таможенных
органах, организациях и основы правового
положения их должностных лиц и работников
определены ФЗ от 21 июля 1997 г. "О службе
в таможенных органах Российской Федерации"
(СЗ РФ. 1997. N 30. ст. 3586).
Основным кодифицированным
актом, регулирующим таможенное дело в
Российской Федерации, является Таможенный
кодекс от 28 мая 2003 г., введенный
в действие в основном с 1 января 2004 г.,
с изм. и доп. 2004-2006 гг.//СЗ РФ. 2003. N 22. ст.
2066; 2004. N 27. ст. 711; N 34. ст. 3533; N 46. ст. 4494). Регулируемые
нормами таможенного законодательства
отношения имеют комплексный характер
и тесно связаны с нормами гражданского,
финансового, административного, уголовного
и других отраслей права.
Таможенным законодательством
обеспечиваются единые таможенные правила
и процедуры, единый порядок перемещения
товаров через границу, устанавливаются
взаимные права и обязанности
хозяйствующих субъектов и таможенных
органов, система мер ответственности
за нарушение таможенных правил. Важным
компонентом таможенного регулирования
является установление федеральным
законом таможенных тарифов - свода
ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу России, и систематизированных
в соответствии с товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности,
определяемой Правительством, исходя
из принятых в международной практике
систем классификации товаров. Законом
РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе"4 в
ред. от 10 ноября 2006 г. (РГ. 2006. 16 ноября)
он определяется в качестве инструмента
торговой политики и государственного
регулирования внутреннего рынка товаров
Российской Федерации при его взаимосвязи
с мировым рынком, а также правила обложения
товаров пошлинами при перемещении через
таможенную границу. К сфере таможенного
дела относится также защита экономических
интересов российских производителей
товаров в связи с возросшим импортом,
демпинговым импортом или субсидируемым
импортом на таможенную территорию Российской
Федерации (ФЗ от 8 декабря 2003 г. "О специальных
защитных, антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товаров"//СЗ РФ. 2003.
N 50. ст. 4851).Составляя самостоятельный
предмет ведения Федерации, таможенное
регулирование осуществляется не только
нормами российского законодательства,
но и международными договорами, конвенциями,
соглашениями (конвенции об упрощении
таможенных формальностей 1923 г., о таможенных
льготах для туристов 1954 г., Генеральное
соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ)
и др.). Таможенное регулирование является
предметом многочисленных двусторонних
соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи
по таможенным вопросам между Россией
и зарубежными государствами, их правительствами,
в том числе о создании на территориях
стран - членов СНГ таможенного союза и
единого таможенного пространства. Нахождение
оптимальных путей и методов интеграции
российской экономики в мировое хозяйство
невозможно без овладения богатейшим
инструментарием, имеющимся в арсенале
многих зарубежных стран и международных
организаций. Учитывая это, Россия в последнее
время активизировала работу по реформированию
национального законодательства (в частности,
в аспекте регулирования внешнеэкономических
связей), приближая его к общепринятым
в международной торговле правовым нормам.
Термин «таможенное законодательство»
следует рассматривать в широком смысле
этого слова, когда «законодательство»
охватывает не только Конституцию РФ и
ее законы, но включает в себя также и подзаконные
нормативно-правовые акты. К таким актам
относятся нормативные указы Президента
РФ, постановления правительства РФ, а
также нормативно-правовые акты Федеральной
таможенной службы издаваемые самостоятельно
либо совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти. Новая
редакция Таможенного кодекса в корне
меняет дело. Прежде всего, Кодекс способствует
развитию внешней торговли и "открывает
стране дорогу" для вступления во Всемирную
торговую организацию (ВТО).Определенные
изменения претерпела структура Кодекса,
и вызвано это тем, что терминологически
он максимально приближен к положениям
Киотской конвенции и европейского законодательства
(насколько это позволяют особенности
русского языка и правила юридической
техники). Наряду с этим несколько изменилась
общая систематизация и кодификация российского
законодательства. Так, положения об ответственности
за нарушения таможенных правил содержатся
в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях. Нормы о таможенных сборах
будут включены в Налоговый кодекс, а положения
о стране происхождения товаров, которые
до этого были в Законе "О таможенном
тарифе" будут теперь содержаться в
Таможенном кодексе. Для России, провозгласившей
в области таможенного дела принцип гармонизации
и унификации с общепринятыми международными
нормами и практикой, положения этой Конвенции
служили основным ориентиром для построения
нового законодательства. Кроме того,
таможенное законодательство затрагивает
сферу отношений, подпадающих под правовое
регулирование другими законами. Принятые
после Таможенного кодекса законы (Налоговый,
Гражданский кодексы и другие) создали
определенные правовые коллизии.