Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Содержание

Введение
Глава I. Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
§1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
§2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России
§3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление
§4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности
§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

 

Руководство дознанием осуществляется начальником Управления по борьбе с  контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ, начальниками региональных таможенных управлений и таможен  или лицами, их замещающими.

 

Дознаватель возбуждает уголовное  дело и выполняет все следственные действия от своего имени. При выполнении всех следственных действий по делу он обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно-процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом  полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей.

 

Дознаватель несет ответственность  за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и  качество проводимых следственных действий.

 

При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться  уголовным законодательством Российской Федерации.

 

Дознаватель не может принимать  участие в расследовании дела:

 

а) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским  ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика;

 

б) если он является родственником  потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителем, родственником подозреваемого или  его законного представителя;

 

в) если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован  в расследуемом деле.

 

При наличии перечисленных  оснований для отвода дознаватель  обязан устраниться от участия в  расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания. По этим же основаниям дознавателю может  быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его  представителем. Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается  прокурором.

 

В Управлении по борьбе с  контрабандой и нарушениями таможенных правил для непосредственного осуществления  функций, связанных с организацией и руководством дознания, в таможенных органах создан отдел организации  дознания по делам о таможенных правонарушениях.

 

Основные задачи отдела дознания заключаются в том, чтобы при  наличии признаков преступлений возбуждать в зоне деятельности таможни  уголовные дела, проводить по ним  дознание, руководствуясь нормами уголовно-процессуального  законодательства Российской Федерации.

 

Для выполнения возложенных  задач отдел дознания:

 

- при получении данных  о подготовляемой или совершаемой  контрабанде либо иных преступлениях,  производство дознания по которым  отнесено к компетенции таможенных  органов, участвует совместно  с другими отделами таможни  в проведении таможенного контроля  с целью выявления и пресечения  таких преступлений, изобличения  лиц, их совершивших, и процессуального  закрепления следов преступления  и иных доказательств;

 

- при обнаружении признаков  контрабанды и иных преступлений, проведение дознания по которым  отнесено к компетенции таможенных  органов, если такие признаки  выявлены в процессе проведения  таможенного контроля или при  производстве таможенного оформления  либо в результате проверки  сообщений о совершении указанных  преступлений, возбуждает в порядке,  предусмотренном уголовно-процессуальным  законом, с согласия руководства  таможни по таким фактам уголовные  дела и проводит по ним дознание;

 

- во взаимодействии с  другими отделами таможни, оперативными  и следственными подразделениями  ФСБ РФ, МВД РФ и налоговой  полиции РФ принимает в случаях,  вызванных необходимостью, участие в проведении оперативных и следственных мероприятий по выявлению фактов контрабанды и других преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по изобличению лиц, совершивших данные преступления;

 

- в случаях, вызванных  необходимостью, совместно с отделом  таможенных расследований проверяет  дела о нарушении таможенных  правил на предмет установления  фактов контрабанды и иных  преступлений, производство дознаний  по которым отнесено к компетенции  таможенных органов, необоснованно  квалифицированных в таможне  и в подчиненных таможне таможенных  постах как нарушение таможенных  правил. (7)

 

При подтверждении неправильной квалификации готовит проекты постановлений  об отмене состоявшихся решений о  привлечении к административной ответственности и выносит постановления  о возбуждении по данным фактам уголовных  дел

 

При обнаружении признаков  преступлений непосредственно таможенными  постами производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен  Российской Федерации, которым подчинены  данные посты. При обнаружении признаков  преступлений акцизными таможенными  постами, находящимися в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов  дознания таможен, определенных соответствующим  региональным таможенным управлением.

 

При удаленности таможенных постов от таможен и невозможности  немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении  там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов  дознания таможен, находятся там  постоянно.

 

§4. Борьба таможенных органов  с нарушениями таможенных правил

 

 

В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при  решении вопросов о привлечении  к административной ответственности  за таможенные правонарушения руководствовались  преимущественно общими положениями  норм административного законодательства - Основ законодательства Союза ССР  и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР  об административных правонарушениях.

 

ТК РФ, используя фундаментальные  положения административного права  и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно  меняет регулирование вопросов о  субъектах ответственности (введена  ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и другие положения.

 

Нарушениями таможенных правил признаются:

 

1) действие или бездействие  лица, посягающего на таможенный  контроль, установленный Кодексом, Законом РФ “О таможенном тарифе”,  другими законодательными актами  и международными договорами;

 

2) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  перемещения (включая применение  таможенных режимов) через таможенную  границу РФ товаров и транспортных  средств;

 

3) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  таможенного контроля и таможенного  оформления товаров и транспортных  средств, перемещаемых через таможенную  границу Российской Федерации;

 

4) действие или бездействие  лица, посягающего на порядок  обложения таможенными платежами  и уплаты их, предоставления таможенных  льгот и пользования ими. (7)

 

Каждая группа таможенных правонарушений в отдельности или  в совокупности друг с другом при  наличии других признаков образуют соответствующие составы нарушений  таможенных правил.

 

Субъектами ответственности  за нарушения таможенных правил могут  быть как российские так и иностранные:

 

- предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица;

 

- физические лица (по достижении  ими к моменту совершения правонарушения  шестнадцатилетнего возраста);

 

- должностные лица (если  в их служебные обязанности  в момент совершения ими правонарушения  входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

 

Таможенный кодекс предусматривает  две особенности, ранее неизвестные  таможенному праву:

 

1. Двусубьектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение юридических лиц - к административной ответственности и физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

 

Например, если при перемещении  недекларированного груза абстрактного акционерного общества таможня выяснит, что недекларирование произошло по вине конкретного сотрудника этого юридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или поручения на совершение данной процедуры, то наряду с привлечением к административной ответственности сотрудника юридического лица, допустившего нарушение, должно быть привлечено к ответственности также юридическое лицо.

 

В то же время, если имеются  основания для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного  должностного лица или работника  юридического лица, данное обстоятельство не освобождает само юридическое  лицо от административной ответственности  за нарушение таможенных правил.

 

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в так называемом торговом обороте.

 

2. Юридические лица в  отличие от физических и должностных  лиц, которые могут быть привлечены  к ответственности за нарушение  таможенных правил только при  наличии умышленной или неосторожной  вины, привлекаются к ответственности  только при наличии признаков  объективной стороны. Субъективная  сторона здесь роли не играет  и, следовательно, доказыванию  в процессе производства по  делу о нарушении таможенных  правил не подлежит.

 

Единственным обстоятельством, исключающим ответственность юридического лица, является совершение нарушения  таможенных правил вследствие действий неопреодолимой силы (“форс-мажор”) - чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие).

 

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их или сознательно допускало  наступление этих последствий.

 

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее:

 

- предвидело возможность  наступления вредных последствий  своего действия либо бездействия,  но легкомысленно рассчитывало  на их предотвращение;

 

- не предвидело возможности  наступления таких последствий,  хотя должно было и могло  их предвидеть.

 

Непосредственную связь  с субъективной стороной нарушения  таможенных правил имеет состояние  невменяемости лица. Лицо освобождается  от ответственности за нарушение  таможенных правил, если оно совершило  правонарушение в состоянии невменяемости. (7)

 

Соучастниками нарушения  таможенных правил признаются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

 

Исполнитель - лицо, непосредственно  совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно участвовавшее  в его совершении совместно с  другими лицами, а также совершившее  правонарушение посредством использования  других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших  возраста административной ответственности; дипломатических представителей иностранных  государств и т.п.).

 

Организатор - лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением.

 

Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил.

 

Пособник - лицо, содействовавшее  совершению нарушения советами, указаниями, предоставлением средств или  устранением препятствий, а также  лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения.

 

При наложении взыскания  за совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень  и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

 

Применение мер воздействия  за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к  ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

По общему правилу за нарушения  таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в  соответствии с законодательством  Российской Федерации уголовной  ответственности.

 

Новым при решении вопросов административной ответственности  является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие согласно ТК РФ несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. Важную роль в практике привлечения лиц к ответственности играет правильное определение действия закона и других нормативных актов во времени.

 

Таможенным кодексом введен новый принцип наложения взысканий  при совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил: на такое лицо взыскание  налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более  строгим. Например, при квалификации действий лица, совершившего нарушение  таможенных правил по двум и более  статьям ТК РФ, должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении  таможенных правил, налагает взыскание  по каждой статье в отдельности в  пределах санкций с последующим  их сложением. При этом менее строгое  наказание не поглощается более  строгим.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее формы