Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Содержание

Введение
Глава I. Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности
§1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи
§2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России
§3. Дознание в таможенных органах, его организация и управление
§4. Борьба таможенных органов с нарушениями таможенных правил
§5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе
§1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности
§2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 45.63 Кб (Скачать файл)

 

При определении меры взыскания  за совершенное нарушение таможенных правил возможно назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ за данное правонарушение.

 

Таможенный кодекс предусматривает  возможность освобождения от ответственности  за нарушение таможенных правил при  малозначительности совершенного нарушения.

 

К ним могут быть отнесены технологические упущения, за совершение которых закон предусматривает  взыскание в виде предупреждения либо штрафа, исчисляемого от установленного законом размера минимальной  месячной оплаты труда.

 

Нарушения таможенных правил есть не что иное, как нарушение  экономических интересов России и ее безопасности. Нормы ТК РФ направлены на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (2)

 

Взыскания могут быть наложены:

 

- предупреждение, штраф, отзыв  лицензии или квалификационного  аттестата - на физических или  должностных лиц не позднее  двух месяцев со дня обнаружения  нарушения таможенных правил; на  предприятия, учреждения и организации,  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, - не позднее  шести месяцев со дня обнаружения;

 

- конфискация товаров  и транспортных средств, являющихся  непосредственными объектами нарушения  таможенных правил, товаров и  транспортных средств со специально  изготовленными тайниками; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, а также конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, - на всех субъектов нарушений таможенных правил независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, является она основным или дополнительным взысканием.

 

Днем обнаружения нарушения  таможенных правил, следует считать  день непосредственного обнаружения  должностными лицами таможенных органов  нарушения таможенных правил либо наличие  на определенную дату в таможне материалов, в которых имеются достаточные  данные, указывающие на признаки нарушения  таможенных правил (материалы проверок, рапорта, информация таможенных и иных правоохранительных служб и т.п.). Закон предписывает в этих случаях  немедленно оформить протокол о нарушении  таможенных правил. (11)

 

Если протокол оформляется  по истечении какого-то времени со дня фактического обнаружения нарушения  таможенных правил, срок наложения  взыскания должен исчисляться с даты обнаружения нарушения таможенных правил.

 

При отказе в возбуждении  уголовного дела или прекращении  его по основаниям, не освобождающим  от административной ответственности, срок наложения взыскания исчисляется  с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении  или о прекращении уголовного дела.

 

Течение сроков наложения  взысканий в виде штрафа, предупреждения, отзыва лицензии или квалификационного  аттестата может прерываться, если до истечения сроков их наложения  лицо совершит новое нарушение таможенных правил. Исчисление срока в этом случае начинается с момента обнаружения  нового нарушения таможенных правил.

 

К общим положениям, регламентирующим производство и рассмотрение дел  о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил.

 

Кодекс предписывает строгое  и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также при  исполнении постановлений таможенных органов о наложении взысканий.

 

§5. Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов Российской Федерации. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов

 

 

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов  преступной деятельности, наносящих  существенный ущерб экономическим  и политическим интересам Российской Федерации.

 

Среди них наиболее опасным  преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее  время стали совершаться преимущественно  организованными преступными группами. Государству наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконными  экспортными операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более распространенный и  опасный характер приобретает контрабанда  оружия, боеприпасов, наркотиков, которые  в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

 

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится  оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов.

 

Оперативно-розыскной деятельностью  может заниматься только узкий круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные  организации, в том числе общественные, коммерческие, предпринимательские, такого права не имеют. Не обладают правом на эту деятельность и лица, имеющие  лицензию на осуществление детективной  и охранной деятельности.(9) .

 

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно. Для оперативно-розыскной работы наиболее типичен негласный характер.

 

К гласной форме оперативно-розыскной  деятельности прибегают в тех  случаях, когда можно решить задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в применении специальных сил и средств.

 

Оперативно-розыскная деятельность близко примыкает к уголовному процессу и, в первую очередь, к такой его  части, как дознание, которое в  МВД, ФСБ и ряде других компетентных ведомств осуществляют оперативно-розыскные  подразделения.

 

Однако это не дает основания, отождествлять указанные виды деятельности. Несмотря на тесную связь и наличие  отдельных общих задач, они существенно  отличаются друг от друга. Различны правовая природа деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности, процессуальные формы, виды, методы деятельности и  источники правового регулирования.

 

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на фундаментальной  правовой основе и в соответствии с присущими ей принципами.

 

В качестве правовой основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об  оперативно-розыскной деятельности”  от 12 августа 1995 года, а также другие законы и правовые акты Российской Федерации.

 

В Конституции РФ содержатся основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных  и негосударственных органов, организаций  и граждан, в том числе и  для должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

Федеральный закон “Об  оперативно-розыскной деятельности”  является основным законом, регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность, задачи и принципы ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, называет средства, виды и методы деятельности, а также основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и правовой защиты должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь указанным органам на конфиденциальной основе.

 

К другим законам относятся: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года “О милиции, Закон от 17 января 1992 года “О прокуратуре Российской Федерации”, УК РСФСР, УПК РСФСР, Закон РСФСР от 5 марта 1992 года “О безопасности”, Закон РФ от 1 апреля 1993 года “О государственной границе Российской Федерации”, Закон РФ от 28 апреля 1993 года “О государственной охране высших представительных органов государственной власти РФ и их должностных лиц”, Закон РФ от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”, Федеральный закон от 3 апреля 1995 года “Об органах федеральной службы безопасности в РФ”, Федеральный закон от 20 апреля 1995 года “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.

 

Прокуратура выступает как  орган надзора за соблюдением  законности в оперативно-розыскной  деятельности. Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, обязательны к исполнению. Вместе с тем сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят. (13)

 

В общей части УК РСФСР  даются понятия преступления, необходимой  обороны и крайней необходимости, а также перечислены другие уголовно-правовые институты и нормы, которыми нужно  руководствоваться при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

В особенной части УК содержится перечень преступлений, определяющий предмет и границы оперативно-розыскной  деятельности.

 

На органы дознания возлагается  принятие необходимых оперативно-розыскных  мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

 

В других перечисленных выше законах закрепляются компетенция  государственных органов на осуществление  оперативно-розыскной деятельности и аспекты этой деятельности применительно  к задачам, решаемым соответствующими органами.

 

Иными правовыми актами в  области оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания, инструкции руководителей центральных государственных  органов, в том числе Председателя ГТК. РФ, наделенных правами на осуществление  оперативно-розыскной деятельности.

 

Нормативные акты в области  оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителями центральных  государственных органов, должны быть согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ и Верховным Судом Российской Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер и должны касаться только организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

В системе таможенных органов  сформированы оперативно-розыскные  подразделения и отделы собственной  безопасности, которые функционируют  в структуре центрального аппарата ГТК РФ, в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся  между собой в строгой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены  вышестоящим и замыкаются на руководство  ГТК РФ. (9)

 

Принципами оперативно-розыскной  деятельности являются основные правовые идеи, закрепленные в законодательных  актах, регулирующих оперативно-розыскную  деятельность, лежащие в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности: законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание  гласных и негласных методов  деятельности. (10)

 

Принцип законности состоит  в том, что должностные лица, осуществляя  оперативно-розыскные мероприятия, должны строго выполнять все требования Конституции Российской Федерации, законы и другие правовые акты, регулирующие данную специфическую деятельность. Важной гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности выступает прокурорский и судебный контроль.

 

Сущность принципа уважения прав и свобод человека состоит в  защите указанных ценностей от противоправных действий должностных лиц. Они, осуществляя  оперативно-розыскную деятельность, обязаны защищать права и свободы  личности.

 

Принцип конспирации заключается  в том, что оперативно-розыскные  мероприятия проводятся, как правило, с соблюдением тайны, которая  обеспечивает успех в решении  поставленных задач. Результаты такой  деятельности, а также сведения об организации, тактике оперативно-розыскных  мероприятий и лицах, оказывавших  помощь компетентным органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.

 

Принцип сочетания гласных  и негласных методов деятельности состоит в том, что исполнитель  оперативно-розыскных мероприятий  обязан использовать обе формы деятельности, причем в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу, целесообразность применения тех или иных приемов  и методов, а также оперативную  обстановку. Применение гласных и  негласных методов в значительной мере находится на усмотрении компетентного  должностного лица и его начальника.

 

Задачи оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов:

 

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных  органов, преступлений в сфере  таможенного дела, а также выявление  лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее формы