Практика применения антидемпинговых пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны – сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.
Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры. Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общетеоретическая характеристика особых пошлин в РФ…………….5
1.1.Понятие, содержание, критерии антидемпинговых мер и применение антидемпинговых пошлин…………………………………………………………..5
1.2. Понятие, сущность и общие принципы применения компенсационных мер…………………………………………………………………………………….9
1.3.Понятие и применение специальных защитных мер, введение предварительной специальной пошлины…………………………………………12
Глава 2. Практика применения антидемпинговых пошлин…………………….17
2.1.Мировая практика применения антидемпинговых мер: перспективы для России……………………………………………………………………………….17
2.2.Особенности применения антидемпинговых пошлин в современных условиях в РФ………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

ТП.Курсовая работа.docx

— 63.93 Кб (Скачать файл)

При определении компенсационной пошлины  ключевым понятием является специфическая субсидия иностранного государства.

Под субсидией иностранного государства понимается финансовое содействие, поступающее извне, оказываемое в пределах территории иностранного государства и дающее получателю субсидии дополнительные преимущества. Иностранные субсидии могут быть предоставлены непосредственно правительством иностранного государства или иным государственным органом либо негосударственной организацией по поручению правительства иностранного государства.

Современная практика поощрения экспорта знает случаи, когда субсидирующий орган или законодательство страны-экспортера устанавливают и соблюдают объективные критерии или условия, определяющие безусловное право на получение субсидии и ее размер. В таких случаях иностранная субсидия уже не может считаться специфической, и, следовательно, исчезает основание применения компенсационной пошлины.

Решение о введении компенсационной пошлины может быть принято в течение срока действия специфической субсидии иностранного государства. При этом ставка компенсационной пошлины не должна  превышать размера специфической субсидии иностранного государства, рассчитанного на единицу субсидируемого и экспортируемого товара.

Компенсационная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта.9

Устанавливая компенсационную пошлину, государство не рассчитывает пополнить доходную часть своего бюджета, но стремится обеспечить основную, защитную функцию нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. А потому ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.

В силу сложности процедуры проведения расследований, требующей существенного обоснования, компенсационные меры применяются значительно реже антидемпинговых. Они также имеют политический характер, поскольку в рамках расследования фактически дается оценка не только производителей-экспортеров экспортирующей страны, но и его правительства, предоставляющего финансовую поддержку.

 

    1. Понятие и применение специальных защитных мер, введение предварительной специальной пошлины

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.10

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальные защитные меры могут быть введены только при соблюдении определенных условий. Для стран-членов ВТТО условия применения специальных защитных мер закреплены в ст.XIX ГАТТ и Соглашении о применении специальных защитных мер.

Условия, необходимые для введения специальных защитных мер, сводятся к следующему11:

  • наблюдается резкий рост импорта;
  • этот резкий рост импорта привел или может привести в ближайшем будущем к ухудшению экономического положения положения российских предприятий, производящих товар, конкурирующий  с импортным товаром. При этом ухудшение экономического положения российских предприятий, выражающееся в ухудшении производственно-экономических показателей, должно подпадать под определение серьезного ущерба, используемого в российском и международном законодательстве;
  • серьезный ущерб отрасли российской экономики должен быть напрямую связан с резким ростом импорта иностранного товара, т.е. Между ними должна быть прямая причинно-следственная связь;
  • установление этих фактов должно быть произведено в ходе расследования, проводимого государственными органами.

Специальные защитные меры вводятся в виде количественных ограничений (квот) или импортных пошлин, которые называют специальными пошлинами и взимают сверх обычно действующих импортных таможенных пошлин. Размер квоты или пошлины определяется с учетом того, что он должен быть достаточен для устранения негативного влияния растущего импорта товара на отечественные предприятия.

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики уполномоченным государственным органом, который принимает решения о начале расследования, осуществляет необходимые действия по получению информации, приходит к выводам о наличии оснований для введения специальной защитной меры.

Процедуру введения специальной защитной меры можно разделить на следующие этапы:

  • отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние растущий импорт, готовят заявление с просьбой о начале специального защитного расследования и подают его в орган расследования;
  • орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;
  • после начала расследования орган собирает информацию по всем основным элементам расследования у заинтересованных лиц, среди которых отечественные и иностранные производители товара, экспортеры, импортеры и потребители;
  • при наличии оснований орган расследования может придти к решению о введении предварительной специальной защитной меры в виде пошлины. Такое решение может быть принято сразу после начала расследования;
  • после принятия предварительно решения и введения предварительной специальной защитной меры орган расследования предоставляет заинтересованным лицам возможность ознакомиться с предварительными выводами и предоставить комментарии;
  • в течение пяти-шести месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, которые представляют собой квази-судебное заседание с участием всех заинтересованных сторон;
  • после сбора всей необходимой информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной специальной защитной меры, орган расследования предоставляет возможность всем заинтересованным лицам ознакомиться с окончательными результатами расследования. В этот же период проводятся консультации с представителями иностранных государств, в том числе, по вопросам, связанным с распределением квот.12

В условиях критического положения в отрасли экономики государств Сторон, если до завершения расследования установлено, что задержка с применением специальной защитной меры причинила бы серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон, который трудно будет устранить впоследствии, компетентный орган на основании предварительного заключения о наличии причинно-следственной связи между возросшим импортом на единую таможенную территорию государств Сторон и ущербом отрасли экономики государств Сторон принимает решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины на срок, не превышающий 200 дней, при условии одновременного продолжения расследования.

Компетентный орган уведомляет орган экспортирующего иностранного государства, а также другие известные ему заинтересованные лица о возможном введении предварительной специальной пошлины.

По запросу уполномоченного органа экспортирующего иностранного государства о проведении консультаций по вопросу введения предварительной специальной пошлины такие консультации должны быть начаты после принятия решения о введении предварительной специальной пошлины.

В случае если по результатам расследования установлено, что отсутствуют основания для введения специальной защитной меры, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном для возврата таможенных платежей законодательством государства Стороны, таможенными органами которого взималась предварительная специальная пошлина.

В случае если по результатам расследования признано целесообразным введение более низкой ставки окончательной специальной пошлины, чем ставка предварительной специальной пошлины, разница между ставкой предварительной и окончательной специальной пошлины подлежит возврату плательщику в порядке, установленном для возврата таможенных платежей законодательством государства Стороны, таможенными органами которого взималась предварительная специальная пошлина, а остаток сумм предварительной специальной пошлины перечисляется в бюджет в соответствии с отдельным соглашением между Сторонами, регулирующим зачисление и распределение сумм таможенных пошлин, иных видов пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие.

В случае, если ставка окончательной специальной пошлины выше ставки предварительной специальной пошлины, разница между ними с плательщика не взимается.13

В случае, если по результатам расследования принято решение о применении специальной защитной меры, срок действия предварительной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной защитной меры, а суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в бюджет в соответствии с отдельным соглашением между Сторонами, регулирующим зачисление и распределение сумм таможенных пошлин, иных видов пошлин, налогов, имеющих эквивалентное действие.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АНТИДЕМПИНГОВЫХ ПОШЛИН

2.1 Мировая практика применения  антидемпинговых мер: перспективы  для России

22 августа 2012 года Россия стала полноправным  членом ВТО. Теперь торговая политика  страны должна быть нацелена  на либерализацию и проводиться  в рамках соглашений данной  организации. Однако это не означает, что российское правительство  не сможет поддержать отечественных  производителей в конкурентной  борьбе с зарубежными компаниями. В этой связи анализ мировой  практики применения антидемпинговых  мер защиты национальных предприятий  представляется весьма актуальным.

Все меры защиты, которые может применять страна, можно подразделить на две категории в зависимости от условий, в которых они вводятся. К первой относятся антидемпинговые и компенсационные меры, вводимые вследствие нарушения правил конкурентной борьбы зарубежными импортерами. Ко второй - защитные меры, вводимые для поддержки национального производителя в условиях нормальной конкуренции.14

Во многих странах мира при проведении антидемпингового расследования под отечественной отраслью понимается совокупность предприятий, на долю которых приходится более 25% национального производства аналогичного товара. При этом в ряде государств (например, США, Бразилии, Индии) существует дополнительное условие: доля таких предприятий должна составлять более 50% общего объема производства аналогичного товара, произведенного национальными компаниями, которые либо поддерживают, либо выступают против проведения антидемпингового расследования.

Что касается российской практики, то, по Соглашению о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 г.), к отечественной отрасли относятся все производители аналогичного товара, доля которых в общем объеме производства в странах-членах Таможенного союза составляет не менее 25%. Таким образом, рассматривается весь рынок Таможенного союза при определении отечественной отрасли.15 Это может вызвать определенные трудности для российских компаний, чья доля на рынке РФ более 25%, но на территории всего Таможенного союза не столь значительна.

Антидемпинговая пошлина применяется так долго, как это необходимо для нейтрализации ущерба от демпинга. Действие любой антидемпинговой пошлины истекает через 5 лет. Ее применение может быть продлено в дальнейшем еще на 5 лет, если дополнительное расследование докажет угрозу ущерба. Стоит отметить, что антидемпинговая пошлина также может быть оспорена страной-экспортером в Органе по разрешению споров ВТО. Из 447 торговых споров, инициированных в рамках ВТО, 93 затрагивали Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994, что составляет более 20%. 16

С момента образования ВТО до 2011 г. всего было инициировано 4010 расследований, при этом введено 2601 антидемпинговая пошлина. То есть, более трети всех расследований было прекращено либо в связи с повышением цен экспортеров, либо вследствие недостатка доказательств факта демпинга и принятия соответствующего решения органом расследования не в пользу национальных производителей. Разница между количеством проведенных расследований и введенных антидемпинговых пошлин в 1995-2011 гг.  варьируется в зависимости от года.

Более того,  с 1995 г. наблюдалось в целом повышение количества применяемых антидемпинговых пошлин, однако после 2001 года явно прослеживается обратная тенденция. Тем не менее, мировой экономических кризис 2008-2009 гг. привел к увеличению активности стран-членов ВТО по проведению антидемпинговых процедур. Тем не менее, к 2011 г. количество инициированных пошлин значительно уменьшилось с 213 в 2008 г. до 153.17

Таблица 1

География применения антидемпинговых мер странами-членами ВТО в 1995-2011гг. 18

Страна

Количество антидемпинговых мер, применяемых страной

Количество антидемпинговых мер, установленных против экспорта страны

Индия

458

93

США

304

131

ЕС

275

54

Аргентина

205

18

Китай

148

612

Турция

143

27

ЮАР

128

39

Бразилия

111

82

Республика Корея

72

169

Тайланд

32

103

Тайвань

14

136

Япония

7

116


 

Таблица 1 демонстрирует активность стран в применении антидемпинговых мер. Примечательно, что самое большое количество антидемпинговых пошлин за 1995-2011 гг.  было применено не развитыми странами, а Индией. С большим отрывом от остальных стран-членов данное государство вовлечено в антидемпинговые расследования. Им было введено 458 антидемпинговые пошлины, в то время как США инициировали 304  антидемпинговых мер, ЕС – 275. Кроме того, достаточно прибегают к данному инструменту торговой политики и такие страны, как Аргентина, Китай, Турция, ЮАР и Бразилия.

Информация о работе Практика применения антидемпинговых пошлин