Применение информационных технологий в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование ключевых аспектов применения информационных технологий в таможенном деле.
Основные задачи:
- дать понятие информационным технологиям в таможенном деле;
- рассмотреть историю развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Информационные таможенные технологии: история развития……..4
Глава 2. Роль и место информационных технологий в развитии таможенной службы……………………………………………………………………………..9
2.1 Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами………………………………………………………………………….14
2.2 Информационные ресурсы таможенных органов…………………………………………………………………………..15
2.3 Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации……………………………...16
Глава 3. Информационный обмен таможенных органов……………………..17
Глава 4. Информационная безопасность……………………………………….20
Глава 5. ЕАИС……………………………………………………………………28
5.1 Перспективы развития ЕАИС таможенных органов……………………...33
Глава 6. Электронное декларирование через Интернет. Понятие, перспективы развития и правовое регулирование……………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное

Образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Национальный исследовательский  университет информационных

технологий механики и оптики»

 

Институт международного бизнеса и права.

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Экономика Таможенного Дела»

На тему: «Применение информационных технологий в таможенном деле»

 

 

Выполнила: Студентка 3-ого  курса очной

Формы обучения ИМБИП, группа 3442

Мягкова Е.О.

Научный руководитель:

Неустроева Ю.В.

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...2

 

Глава 1.  Информационные таможенные технологии: история развития……..4

Глава 2. Роль и место информационных технологий в развитии таможенной службы……………………………………………………………………………..9

2.1 Информационные системы,  информационные технологии и  средства          их обеспечения, используемые таможенными органами………………………………………………………………………….14

2.2 Информационные ресурсы таможенных органов…………………………………………………………………………..15

2.3 Защита информации  и прав субъектов, участвующих  в информационных процессах и информатизации……………………………...16

Глава 3. Информационный обмен таможенных органов……………………..17

Глава 4. Информационная безопасность……………………………………….20

Глава 5. ЕАИС……………………………………………………………………28

5.1 Перспективы развития  ЕАИС таможенных органов……………………...33

Глава 6. Электронное декларирование через Интернет. Понятие, перспективы  развития и правовое регулирование……………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованной литературы…………………………………………...43

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность  данной работы заключается в том, что именно сейчас, в условиях научно – технического прогресса, внедряются передовые компьютерные технологии в организацию работы Таможенных органов. На данном этапе важно, чтобы информатизация коснулась всех областей таможенного оформления и таможенного контроля.

Интернет прочно вошел  в нашу повседневную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Сегодня трудно представить, что совсем недавно  его еще не было. Не было тех фантастических возможностей, которые он нам предоставляет в любой области, а тем более в области таможенного регулирования. 
 Человечество впервые столкнулось с ситуацией, когда циркуляция информации приобрела масштабный характер и осуществляется в электронно-цифровой форме, а существующие законы, не всегда подходят для разрешения коллизий, связанных с этим новым видом регулирования отношений. Действующее законодательство в этой сфере явно недостаточно, имеет грубые нарушения в юридической технике, что не способствует формированию информационного общества. 
 Все, кто сегодня внимательно следит за новостями и событиями в нашей стране знают, какое внимание сейчас уделяется Правительством и лично Президентом России внедрению и развитию современных инновационных технологий. Ни один государственный орган не может остаться в стороне от процессов уменьшения документооборота, ускорению процедур, которые необходимы для работы с гражданами и предприятиями. Что же касается таможни, то, конечно же, особое внимание сегодня уделяется электронному декларированию. 
 В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу с 1 июля 2010 года, документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля, могут представляться участником внешнеэкономической деятельности в электронном виде. 
 Внедрение перспективных технологий сегодня – одно из самых важных направлений в деятельности российской таможни Президентом России перед Федеральной таможенной службой поставлена задача с 1 января 2011 года осуществить перевод декларирования при экспорте и импорте товаров на безбумажную основу. 
 В настоящее время все таможенные органы имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования через Интернет. [1,2]

Целью курсовой работы является исследование ключевых аспектов применения информационных технологий в таможенном деле.

Основные задачи:

- дать понятие  информационным технологиям в  таможенном деле;

- рассмотреть  историю развития;

- изучить  роль и место информационных технологий в развитии таможенной службы;

- рассмотреть  информационные системы, технологии  и средства их обеспечения,  используемые таможенными органами;

- рассмотреть  информационный обмен таможенных  органов;

- Дать характеристику  Единой Автоматизированной Информационной системе (ЕАИС)

 

 

Объект исследования – информационные технологии.

Предмет исследования – Применение, место и роль информационных технологий в таможенном деле.

1.Информационные таможенные технологии: история развития.

Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию. 
 Таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости оттого, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством относительности. 
 Одной из первых форм обмена экономической информацией была так называемая немая торговля, которая встречалась в качестве наиболее ранней формы торговли у всех народов. Суть этой торговли заключалась в нежелании входить непосредственные отношения с иностранцами (иноплеменниками), к которым древние люди относились как к неприятелю. Первые материалы о немой торговле есть у Геродота, жившего между 490 и 425 гг. до н.э. и описавшего торговлю в Ливии, Персии и Скифии. Вот как описана эта форма торговли между булгарами и племенем Вису: «Булгары доставляют туда товар, всякий кладет их в определенное место, делает знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом. Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает его обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга». 
 Некоторые из древних знаков-символов не потеряли актуальность до наших дней. Например, на эмблеме таможенных служащих Российской Федерации изображены две змеи, обвивающие жезл Гермеса-Меркурия. Такой символ носили вначале фараоны, а затем жрецы Древнего Египта. Изображения змей означают знак мудрости и власти, а образующие кольца - цикличность развития жизни на Земле. На каждом этапе этих циклов времени мудрость и власть должны гармонично, мирно дополнять друг друга при разрешении любых торговых споров. 
 В интересах отличия образов «своих» товаров от «чужих» человечество постоянно разрабатывает и совершенствует знаки принадлежности человека или вещи отдельной группе людей или отдельному лицу. К числу таких знаков относятся изображения печати, подпись. Их развитие в современном мире мы видим уже в качестве электронной цифровой подписи, электронных меток, штрих-кодов и пр. По-прежнему у современного таможенника имеется символ-знак в виде личного номерного клейма и, как и раньше, ставится печать на чужое имущество, разрешенное к перемещению через таможенные границы (т.е. отметка о контроле и уплате таможенных пошлин). 
 Стремление к упорядочению обмена, унификации денежных знаков, созданию логической символики и математического инструментария позволило человеку придумать первые таможенные тарифы, организовать внутреннее и внешнее таможенное пространство, наполнить товары логической информацией и экономической оценкой. Одной из древнейших «информационных таможенных систем» является таможенный закон в виде памятника, обнаруженного в XIX веке в Пальмире (Сирия). Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н.э. весом около 15 тонн, найденный русским археологом С.С. Абамелек-Лазаревым и подаренный турецким султаном российскому послу, хранится с 1904 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и является самым ранним и наиболее полным сводом пошлин и правил их взимания, которыми располагает нынешняя таможенная наука. 
 Со временем на смену законодательным документам, представленным в виде монументальных «информационных систем», приходят бумажные носители (на основе книгопечатания), появляются технологические процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Появляются первые списки товаров, сгруппированные по методикам, характерным для каждой страны. Это видно на примере Таможенной Белозерской грамоты от 21 мая 1497 г., где дается представление о номенклатуре товаров, которыми торговали на рынках. В этом документе впервые отражена ставка пошлины на товары. В конце XVI века усложняется процесс информационного наполнения товара, в интересах наблюдения за внешнеторговыми потоками создается номенклатура товаров с классификацией их по категориям. Появление и развитие в 80-х гг. XIX века теории научного управления дало толчок к систематизации вопросов управления в таможенном деле на базе анализа имеющейся информации о внешнеэкономических процессах. 
 Так уже в начале 80-х гг. XX века в наиболее развитых странах мира таможенные службы были вынуждены ускоренными темпами осуществлять переход от индивидуальных вычислительных средств и локальных сетей к созданию корпоративных информационных систем управления. Например, одной из реализованных в 1984 г. автоматизированных систем в США является автоматизированная коммерческая система таможни ACS (Automated Commercial System}. ACS - очень большая и сложная система с более чем 380 млн. записей в информационной базе, которая обслуживает приблизительно 1200 торговых пользователей, 4 другие страны {кроме США), 40 других агентств, 10 000 как в интерактивном, так и в пакетном режиме. Подкомпоненты ACS интегрируются на уровне единых баз данных. Файлы системы ежемесячно возрастают на более чем 500 тыс. записей, и 3 млн. уже существующих записей требуют ежедневной модификации. 
 В конце 80-х гг. во Франции была разработана и использована в таможенной службе информационная система SOFIX. Эта система реализует следующие функциональные принципы таможни: ведение манифестов (общего документа на товар, перемещаемый одним транспортным средством); декларирование товаров на импорт и экспорт; заведение информации, необходимой для составления декларации; управление таможенными складами; автоматический подсчет сборов и пошлин; ведение товарной номенклатуры; ведение тарифного регулирования для каждой позиции товарной номенклатуры; ведение и актуализация таблиц нормативно-справочной информации.[7] 
 В настоящее время таможни США и Канады получают и обрабатывают электронным способом соответственно 95 и 85% деклараций, а в Австралии и на Филиппинах 98% операций таможенного оформления и контроля осуществляется в безбумажной форме. 
 В России первая электронная декларация была оформлена в ноябре 2002 г. на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ. Спустя два года, в июле 2004 г., в Москве на «Чертановском» посту начала действовать автоматизированная система ЭД. Активное развитие электронное декларирование получило лишь в 2009 г. после внедрения схемы ЭД-2 (позволяет передавать данные через Интернет) и выхода в свет программы для электронного декларирования «ГТД-PRO» от компании «Альта-Софт». И, наконец, 9 марта 2010 г. в Московской области на территории производственно-логистического комплекса «Северное Домодедово» компании «SLG» и «Онтэкс.Ру» с помощью информационного оператора «Альта-Софт» произвели таможенное оформление товара с применением технологии «удаленного выпуска» (УВ). Оформление осуществлялось по сети Интернет сотрудниками Каширского таможенного поста (ТП) Ногинской таможни и Заднепровского ТП Смоленской таможни. На всю процедуру – от момента пересечения государственной границы до выпуска товарной партии в свободное обращение – ушло всего 33 минуты.  
 Число участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке растет, о чем свидетельствует постоянное увеличение доли деклараций, поданных в электронной форме посредством Интернета: с июня доля интернет-деклараций увеличивается в среднем на 5% ежемесячно. За сентябрь 2010 года в ряде таможенных органов Дальнего Востока доля интернет-деклараций уже превысила 50% – это Уссурийский, Якутский, Холмский таможенные посты. В 2010 году 50 таможенных подразделений региона оформили более 15 тысяч интернет-деклараций. Примерно каждая пятая таможенная декларация на Дальнем Востоке подается через Интернет.[8]

 

2.Роль и место информационных технологий в развитии таможенной службы.

 
  Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Особую роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что в Таможенном кодексе ТС есть отдельный раздел (глава 4 ТК ТС), посвященный информационным системам и технологиям. Кроме этого значимость данного направления работы подтверждает Концепция развития таможенной службы России, в которой предусмотрено четыре основных аспекта:

- развитие  инфраструктуры таможенных органов;

- внедрение современных информационных технологий;

- подготовка  кадров;

- создание  соответствующей нормативной базы.[7]

  Главной задачей информационных технологий является управление информацией внутри таможенной системы с целью повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного законодательства. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками.

Внедрение электронного декларирования стало одним из серьезнейших шагов на пути к упрощению таможенных процедур. Позволяя не только сэкономить время участников ВЭД, но и делая процесс таможенного оформления более прозрачным и менее подверженным влиянию различных субъективных факторов, процедура электронного декларирования позволила участникам ВЭД и таможенным брокерам довольно быстро ощутить все ее преимущества.

По внедрению  новых технологий Таможенная служба России является лидером среди государственных  структур. Идя навстречу добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, разрабатываются оптимальные пути решения проблем, связанных с унификацией таможенных процедур и переходом работы таможни на уровень международных стандартов. В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационные систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы.

Важность  применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками  внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс  таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый - увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй - внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь).[9]

Концепция использования  информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной  власти в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяет следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования.

Правовое  регулирование отношений, возникающих при создании, внедрении и применении информационных систем и технологий в таможенном деле приобретает всё большую значимость.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов  позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:

- упрощение  и ускорение таможенного оформления  и таможенного контроля, в том  числе за счет использования  электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;

использование системы управления рисками;

- накопление  информации об участниках внешнеэкономической  деятельности и иных лицах,  если такое накопление предусмотрено  в порядке, установленном законодательством;

Информация о работе Применение информационных технологий в таможенном деле