Применение информационных технологий в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование ключевых аспектов применения информационных технологий в таможенном деле.
Основные задачи:
- дать понятие информационным технологиям в таможенном деле;
- рассмотреть историю развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Информационные таможенные технологии: история развития……..4
Глава 2. Роль и место информационных технологий в развитии таможенной службы……………………………………………………………………………..9
2.1 Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами………………………………………………………………………….14
2.2 Информационные ресурсы таможенных органов…………………………………………………………………………..15
2.3 Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации……………………………...16
Глава 3. Информационный обмен таможенных органов……………………..17
Глава 4. Информационная безопасность……………………………………….20
Глава 5. ЕАИС……………………………………………………………………28
5.1 Перспективы развития ЕАИС таможенных органов……………………...33
Глава 6. Электронное декларирование через Интернет. Понятие, перспективы развития и правовое регулирование……………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

      5.1 Перспективы развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов

Коллегия ФТС России определила перспективы развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. 
 25 мая 2012 года руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов провел заседание коллегии ФТС России, где были обсуждены вопросы развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).  
 Выступивший на заседании коллегиального органа Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин отметил, что осуществляемый переход от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов к автоматизации таможенных процессов позволит сократить время таможенных процедур.  
 Сегодня совершенствование и развитие ЕАИС ТО напрямую связано с интеграционными процессами во внешнеэкономической деятельности, существенными изменениями законодательства, внедрением инноваций в деятельность органов государственной власти. ЕАИС ТО в ближайшей перспективе должна не только обеспечивать электронное декларирование товаров при полном отказе от практики приложения к декларации разрешительных документов в бумажном виде, но также обязательное предварительное информирование и автоматический выпуск товаров. Интеграция информационных ресурсов в рамках Таможенного союза, динамично развивающееся межведомственное электронное взаимодействие и связанное с ним оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, определяют следующие приоритеты в развитии ЕАИС ТО:  
-создание программных средств, обеспечивающих выполнение новых задач, их интеграция с программными средствами других ведомств и таможенных служб государств-членов Таможенного союза;  
-внедрение принципиально новых решений в сфере информационных технологий и вычислительной техники, основанных на передовых отечественных и зарубежных разработках;  
-обеспечение условий для скорейшего внедрения создаваемых информационно-программных средств.  
 В составе ЕАИС ТО разработан программно-технический комплекс, обеспечивающий контроль таможенных процессов, общих для государств-членов Таможенного союза. Комплекс программных средств ЕАИС ТО предназначен для обеспечения: контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых по таможенной территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита; контроля фактического вывоза товаров через внешнюю границу Таможенного союза с использованием систем контроля и подтверждения фактического вывоза товаров; контроля временного ввоза иностранных транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза; обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств-членов Таможенного союза; поддержания актуального состояния нормативно-справочной информации, необходимой для реализации таможенных процессов, общих для государств-членов Таможенного союза; поддержания функционирования национальных подсистем управления рисками.  
 В частности применение этого программно-технического комплекса в настоящее время уже создало необходимую информационно-техническую основу для осуществления контроля таможенного транзита товаров в режиме, близком к реальному времени. Показатель полноты оперативной передачи информации достигает 99,9%. Регулярно проводимые сверки электронных баз данных таможенных служб позволяют обеспечить 100% полноты и достоверности передачи информации.  
 С 2012 года в рамках ЕврАзЭС начата реализация межгосударственной целевой программы «Создание Единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств — членов Евразийского экономического сообщества». Реализация этой программы позволит обеспечить автоматизированный контроль таможенного транзита не только на территории Таможенного союза, но и на всей территории Евразийского экономического сообщества. [11] 
 Реализуя требования Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФТС России провела технические мероприятия по реализации межведомственного взаимодействия. Разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия для 10 государственных услуг. Разработаны и протестированы соответствующие электронные сервисы для их представления. Вместе с тем, в силу уровня развития своих информационных систем отдельные федеральные органы исполнительной власти пока не полностью готовы представлять ФТС России необходимую информацию с требуемой степенью актуальности, повысить унификацию форматов, способов и регламентов информационного обмена, сократить сроки согласования технических условий информационного взаимодействия.  
 Коллегия ФТС России определила задачи и конкретные мероприятия, обеспечивающие развитие ЕАИС ТО на ближайшую перспективу.  
 Первая очередь Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) была принята в эксплуатацию в декабре 1994 года. Тогда ее средствами решалось лишь несколько локальных программных задач в интересах таможенных органов, ряда министерств и ведомств России.  
 Сейчас ЕАИС ТО представляет собой комплексную территориально распределенную систему, автоматизирующую практически все процессы, связанные с осуществлением контроля внешнеэкономической деятельности. В частности, она обеспечивает процессы, связанные с совершением таможенных операций и таможенным контролем товаров и транспортных средств, других функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела, а также функций, обеспечивающих деятельность таможенных органов.  
 В составе ЕАИС ТО используется около четырёх десятков функциональных автоматизированных систем, включающих информационно-программные средства и базы данных. Вычислительные комплексы объединены средствами телекоммуникационных сетей и включают две тысячи каналов передачи данных, три четверти которых имеет пропускную способность 2 Мбит/с и выше.  
 
Работу ЕАИС ТО обеспечивают высококвалифицированные инженеры и технические специалисты, от которых зависит бесперебойное, штатное функционирование средств вычислительной техники и информационно-программных средств, гарантированное прохождение информации по каналам связи. [5,6]

 

 

6. Электронное  декларирование через Интернет. Понятие, перспективы развития  и правовое регулирование.

Система электронного декларирования ФТС России как информационный сервис, доступный для участников ВЭД, функционирует с 2008 года на основании приказа ФТС от 24 января 2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет». В том же году ФТС России разработала концепцию переноса таможенного оформления в районы, приближенные к таможенной границе РФ. Благодаря электронному декларированию через Интернет участники ВЭД смогут оформлять свои грузы на любой пограничной таможне, не тратя деньги на оборудование офисов и перевод специалистов в приграничные районы.[12] 
 Электронное декларирование – перспективное направление деятельности таможенных органов. Оно дает значительные преимущество юридическим лицам при отправлении груза заграницу или при его получении, – это выражается в том, что декларация в электронной форме должна быть проверенна таможенным органом за пару часов, когда в бумажной форме проверка документов может длиться до двух дней. Участник внешнеэкономической деятельности может подать декларацию в любой таможенный орган через Интернет. 
 Электронное декларирование на Дальнем Востоке внедряется параллельно с рядом других перспективных таможенных технологий, применяемых в рамках реализации Концепции таможенного оформления товаров в местах, приближенных к государственной границе. В частности, в регионе деятельности ДВТУ осуществляется развертывание технологии удаленного выпуска, которая позволяет участнику внешнеэкономической деятельности подавать декларацию на любой удобный пост, хотя фактически товар находится в пункте пропуска другой таможни. Для участников ВЭД эта форма работы существенно снижает затраты: отсутствует необходимости хранить товар на складе временного хранения в пункте пропуска; к товарам, выпуск которых осуществлен, применяются тарифы внутрироссийских перевозок. 
 Для передачи данных в электронном виде используются выделенные каналы связи от портала декларанта (брокера) до соответствующего портала каждого регионального таможенного управления. В рамках системы схема подачи электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД) организована через подключенные удаленные сегменты абонентского пункта.     

Предоставление сведений в таможенный орган в виде сообщений, попавших в электронное представление сведений (ЭПС), проходит все виды контроля. Система формирует подтверждение получения данных сведений таможенными органами, и далее информация маршрутизируется тому таможенному органу, которому осуществляется декларирование. 
 Схема электронного декларирования выглядит так: специалист по таможенному оформлению подготавливает электронный пакет, состоящий из ГТД и других документов, необходимых при таможенном оформлении, ставит свою электронную цифровую подпись (далее – ЭЦП) и отправляет в ГНИВЦ ФТС России, где проверяется право доступа конкретного участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП.      

Далее происходит пересылка  пакета документов из ГНИВЦ ФТС России в базу данных регионального таможенного  управления. Там ГТД и другие документы проходят первичный форматный контроль. После чего документы поступают на таможенный пост, на котором и будет происходить таможенное оформление товаров, заявленных в ГТД.

Сообщение о завершении таможенного оформления (или о переводе на общеустановленный порядок таможенного оформления) поступает, проходя обратно по таможенным каналам, к участнику ВЭД. 

Готовится к практическому  применению технология предварительного информирования, позволяющая предоставлять  в электронном виде сведения, необходимые для осуществления таможенных операций еще до пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации. Предварительное информирование таможенных органов существенно сокращает время оформления документов на таможенном посту. При отсутствии расхождений в предварительной информации и транспортных, товаросопроводительных документах, предъявляемых при поступлении товаров и транспортных средств, таможенное оформление займет не более 15 минут.

Система электронного декларирования начинает приобретать все большую популярность среди заинтересованных лиц. Все, кто уже перешел на этот вид документооборота, не хотят возвращаться к бумажным формам подачи декларации.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Представленная работа представляет собой попытку проанализировать такого сложного вопроса как информационное обеспечение управление в таможенных органах. На протяжение всей работы отмечалось, что управление в таможенных органах имеет ряд существенных отличий от управления в организации. Таможенная служба, в первую очередь, предоставляет услуги участникам ВЭД. Качество этих услуг зависит от технической оснащенности таможенных органов, от уровня подготовки сотрудников и от эффективности системы управления.

В настоящее время  таможенные органы используют различные информационные технологии, а также происходит все большее их распространение. 
 Интернет – декларирование является способом удаленного взаимодействия с таможенными органами, что позволяет декларанту находиться на другой стороне земного шара относительно пересекаемого товаром поста. Применение данной методики существенно ускоряет многие процессы, и экономит немалое количество нервных клеток. Кроме того, Интернет - декларирование позволяет контролировать процесс ввоза одновременно через несколько постов. Так же применение электронного обмена данными делает таможенные процедуры прозрачными, что снижает вероятность коррупционных намеков и прочих нежелательных тонкостей общения с таможней.

Существует международная  концепция электронной таможни, которая является частью концепции электронной торговли, всячески пропагандируемой всемирной таможенной организацией. Но каждая страна действует в рамках своего законодательства и правил. В России абсолютное требование к юридической значимости документов обеспечивается использованием электронной цифровой подписи. В некоторых странах электронно-цифровая подпись при подаче документов не используется. Например, транзитная система Евросоюза работает без электронно-цифровой подписи, ее планируют внедрить лишь в 2013 году.

Сама процедура электронного декларирования строго регламентирована и осуществляется с использованием комплекса программ и оборудования. По понятным причинам, одним из условий организации электронного документооборота с таможней является наличие зашифрованного канала в сети Интернет, в противном случае – эта операция может принести больше вреда, нежели пользы.

Сегодня Интернет-декларирование вытесняет старую форму декларирования через выделенные каналы. Стремительное  развитие Интернет-декларирования обозначило новые перспективы в развитии передовых форм информационных технологий. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1. Конституция  РФ

2. Таможенный  кодекс Таможенного союза

3. ФТС http://www.customs.ru/

4.Концепция построения ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. Приказ ГТК России от 15.01.2001 года.

5.Концепция информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года. Приказ ГТК России от 31 декабря 1998 г. № 906.

6. Концепция развития таможенных органов РФ: Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г.

7.Афонин П.Н., Сальников И.А. Информационное обеспечение в таможенных органах. - СПб.: Санкт-Питербургский филиал РТА, 2006.

8. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. - М.: Издательство НОРМА, 2009.

9.  Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. - М.: Издательство НОРМА,

10. Информатика для юристов и экономистов / С.В. Симонович и др. СПб: Санкт-Петербург, 2006

11. http://brokert.ru/ - сайт «таможенный брокер»

12. http://customs-science.net/ - Таможня и наука – Customs and Science

 

 


Информация о работе Применение информационных технологий в таможенном деле