Применение информационных технологий в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит к усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ...……………………………….…………………………………………5
1.1.Понятие информационного обеспечения управления организацией……….5
1.2.Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах……………...………………………………………………………………...8
1.3.Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных
органах…..………………………………………………………………………..…12
2 АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……….……………….……………...……..…17
2.1.Единая автоматизированная информационная система……………..............17
2.2.Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле………………………………....……....………………………20
2.3.Проблемы внедрения информационных технологий………….…….………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ………………………..………31

Вложенные файлы: 1 файл

эк.там.дела КУРСОВАЯ!!!.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

С 1999 года в рамках работ по ЕАИС получило развитие направление, непосредственно связанное с реализацией когнитивного подхода, составляющего основу для создания системы контроллинга таможенной деятельности, – система управления, в которой интеллектуальная составляющая поддержки управленческой деятельности является доминирующей. Необходимость реализации информационных технологий поддержки принятия решений вызвана требованиями качественного улучшения управления таможенной деятельностью. Возможность её реализации обусловлена накопленным за десять лет в ЕАИС информационным потенциалом.

Таким образом, таможенная система за последнее десятилетие инвестировала определенные средства в автоматизированные информационные технологии, рассчитывая с их помощью качественно улучшить свою деятельность. В настоящее время системами оперативной обработки данных (СООД) ЕАИС обеспечен сбор и хранение данных, а также наведение порядка именно в процессах их повседневной обработки, т.е. в основном реализованы ИТТ формирования данных. Вместе с тем ценность данных многократно возрастает, когда они, приобретая новое качество, получают возможность быть эффективно анализируемыми. Сложно структурировать эти огромные массивы информации, определить их достоверность, распределить по различным уровням и отделам. При этом её очень сложно получить и представить в необходимом виде для анализа и последующего принятия управленческих решений. В этом смысле в большинстве организаций огромные объемы накопленных данных до сих пор или не используются, или используются неэффективно.

В настоящее время автоматизированы функции ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о таможенных органах. Управляющие решения готовятся на основе мониторинга параметров ВЭД, имеющихся результатов деятельности и ресурсов. При этом технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология, которая обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления.

Наличие такого специфического элемента в системе управления означает, что в определенных условиях отдельные функции и задачи управления могут быть частично реализованы средствами информационно-управляющей системы. Происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменение роли человека в процессе подготовки и принятия решений.

Информационная система обеспечивает мониторинг обслуживаемых ГТД, автоматическую организацию и ведение очередей в процессе обслуживания участников ВЭД, а также автоматическую реструктуризацию технологии таможенного оформления и контроля.

В целях подготовки решений в состав автоматизируемых задач необходимо включить задачу прогнозирования объемов внешнеторгового оборота, задачу прогнозирования величины сборов в бюджет, задачу контроля своевременности поступления платежей, задачу выявления случаев использования импортных операций в качестве прикрытия перевода капиталов, задачу прогнозирования последствий для федерального бюджета от изменений ставок таможенных пошлин и налогов, задачу прогнозирования возможных объемов контрабанды, задачу выявления влияния изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных цен и другие.

Целью создания системы автоматизации является повышение эффективности управления таможенной службой России на основе оперативной полномасштабной диагностики процессов деятельности таможенных органов, создания научно-методического обеспечения принятия управленческих решений и применения компьютерных информационно-аналитических технологий .

В ЕАИС с ее значительными информационными ресурсами объективно существует необходимость в реализации информационных технологий анализа данных и поддержки принятия решений. Создание эффективных средств для анализа данных и прогнозирования их поведения становится едва ли не важнейшей задачей дальнейшего развития ЕАИС .

 

1.3 Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах.

таможня управление автоматизация учет

Управление организацией должно быть направлено на постоянное совершенствование системы совершенствование системы управления, предполагающее выявление, предупреждение и устранение причин возможных или возникающих несоответствий, т.е. отклонений результатов от установленных требований. Эффективная система управления гарантирует качество результатов. Говоря о качестве результатов труда, под результатом понимают изделие, разработку, работу или услугу. Применительно к таможенным органам под результатом понимается таможенная услуга. Таможенная деятельность – это один из видов услуг, это своеобразная государственная услуга участникам ВЭД .4

Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг проблем, которые входят в компетенцию всей вертикали государственной власти – от законодательных органов государства для конкретных таможенных органов. Законодательные и исполнительные органы власти формируют государственную таможенную политику таможенно-тарифный механизм ее реализации, а ФТС осуществляет ее непосредственную реализацию. В результате эффективность таможенной деятельности определяется государственной таможенной политики, качеством таможенно-тарифного механизма регулирования ВЭД и качеством ее реализации.

Конечно же, эффективность таможенной деятельности зависит от большого числа факторов, среди которых и информационное обеспечение управления. Сбор, накопление, преобразование и использование информации целесообразно проводить в рамках некоторой относительно самостоятельной системы, которую можно определить как систему информационно-технического обеспечения (ИТО).

Система ИТО таможенной деятельности представляет собой организационно-упорядоченную совокупность нормативно-методических средств, информационных ресурсов, информационных и информационно-управляющих технологий автоматизации информационных процессов и процессов принятия решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности.

В состав ИТО входят:

  • нормативно-правовое обеспечение,
  • комплекс технических и программных средств,
  • методическое обеспечение (совокупность взаимосвязанных методов, моделей, способов, правил и методик формализованного информационного описания таможенных объектов и процессов, а также формирования знаний для принятия решений),
  • структурированная информация и знания о таможенных объектах и процессах,
  • алгоритмы преобразования информации, знаний и подготовки управленческих решений .

Задачи информационного обеспечения управления таможенными органами можно разделить на две группы.

К первой группе относятся задачи, связанные с обеспечением информационного взаимодействия таможенных органов управления. Среди них:

задача формирования и выдачи таможенным органам управления обоснованных планов и рекомендаций к действиям;

    1. задача оперативной обработки информации, содержащей директивные указания таможенных органов управления, их документирование и постановку на автоматизированный контроль исполнения;
    2. задача выполнения указаний по совершенствованию системы управления, вызывающих изменения текущей структуры системы информационного обеспечения;
    3. задача выдачи органам управления результатов контроля за исполнением указаний и распоряжений, сведений о состоянии таможенных объектов управления и об условиях их функционирования;
    4. задача распределения информационных потоков в соответствии с установленными схемами подчинения и направления сведений.

Ко второй группе относятся задачи, решение которых обеспечивает взаимодействие с таможенными объектами управления:

      1. задача приема и хранения сведений, поступающих от таможенных объектов управления;
      2. задача оформления и передачи объектам указаний и распоряжений таможенных органов управления;
      3. задача контроля за качеством работы и выявления ситуаций, требующих вмешательства таможенных органов управления.

Таким образом, систему информационного обеспечения следует рассматривать как один из специфических типов сложных систем, поэтому к ней полностью относятся все основные проблемы, связанные с исследованием, проектированием, внедрением и эксплуатацией таких систем.

Передача данных в виде файлов, сообщений осуществляется по Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС). Сеть предназначена для обеспечения информационного обмена данными между географически удаленными подразделениями (сотрудниками) таможенных органов и иными объектами.

Основу технического обеспечения ВИТС составляют :

  1. Цифровые АТС различных конфигураций;
  2. Оборудование каналообразования;
  3. Средства спутниковой связи;
  4. Средства радиорелейной связи;
  5. Средства мобильной связи;
  6. Рабочие станции, файл-серверы и высокопроизводительны ЭВМ для организации баз данных;
  7. Оборудование для создания ЛВС;
  8. Оборудование удаленного доступа.

Фактически ВИТС имеет иерархическую радиально-узловую структуру. Она включает в себя:

  1. Узлы связи, представленные на каждом уровне сети (ФТС, РТУ, таможни);
  2. Сети конфиденциальной связи, которые используются для организации взаимодействия руководства ФТС РФ, РТУ и таможен:
    • Правительственная междугородняя связь;
    • Специальная засекреченная связь;
    • Государственная сеть передачи данных "Атлас".
  3. Ведомственная электронная почта.

Характер передаваемой информации между уровнями управления различен. Различия связаны с тем, что различные уровни управления выполняют различные функции.

Система информационно-технического обеспечения таможенной службы России развивается в условиях создания единой информационно-технологической среды таможенной деятельности и интеграции таможенного информационного пространства Российской Федерации и таможенных информационных пространств государств-участников Таможенного союза. Система не является автономной и в процессе автоматизированного решения задач взаимодействует с органами и объектами управления.

 

 

2 АВТОМАТИЗАЦИЯ  УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

2.1 Единая автоматизированная  информационная система

 

Началом развертывания масштабной работы по автоматизации деятельности таможенных органов послужило постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 №1203 "О генеральной схеме управления государственным таможенным контролем СССР". При подготовке этого постановления руководство Главного управления государственного таможенного контроля ГУ ГТК при Совете министров СССР внесло в Правительство предложение о создании в составе ГУ ГТК информационно-вычислительной системы, впоследствии получившей название Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов.

Целью создания и применения ЕАИС является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов при выполнении своих функций на основе внедрения компьютерных технологий и использования современных средств передачи данных и математических методов5.

Именно через ЕАИС в ФТС РФ внедряются информационные технологии в практику деятельности таможенных органов. Одной из функций ЕАИС является совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления.

Позадачный подход позволил достаточно быстро сформировать широкий спектр баз данных ЕАИС различной целевой направленности на всех уровнях организационной структуры таможенных органов от таможенного поста до таможенного комитета. Вместе с тем этот подход породил "очаговую" автоматизацию, когда решались отдельные задачи, реализовывались отдельные функции и за редким исключением отдельные технологические процессы.

ЕАИС можно рассматривать как некоторую сложную систему. На каждом уровне есть своя БД для хранения в электронном виде информации, получаемой в процессе деятельности таможенных органов. Информация, полученная на нижних уровнях, передается в БД более высокого уровня. Центральная база данных территориально располагается в Москве и сопровождается ГНИВЦ (Главный научно-информационный центр) – организацией, специально созданной в ФТС РФ для разработки и организации эксплуатации ЕАИС .

Информация о работе Применение информационных технологий в таможенном деле