Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:07, курсовая работа
В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит к усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ...……………………………….…………………………………………5
1.1.Понятие информационного обеспечения управления организацией……….5
1.2.Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах……………...………………………………………………………………...8
1.3.Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных
органах…..………………………………………………………………………..…12
2 АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……….……………….……………...……..…17
2.1.Единая автоматизированная информационная система……………..............17
2.2.Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле………………………………....……....………………………20
2.3.Проблемы внедрения информационных технологий………….…….………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ………………………..………31
Сегодня в базах данных ЕАИС хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных таможнями России начиная с 1991 года. Ежедневное поступление данных по электронным копиям ГТД составляет от 5 до 7 тысяч записей. Темпы роста объема базы данных в среднем составляют около 600 тысяч записей в квартал. Этот массив данных, насчитывающий сегодня около 15 миллионов документов объемом более 90 гигабайт, содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России. Умение оперативно и качественно анализировать такую информацию позволит аналитикам и руководителям таможенной службы глубже проникать в суть происходящих процессов ВЭД, а, следовательно, и лучше управлять такими процессами.
Естественно с развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем как автоматизированные информационные системы.
Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.
По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, области, республики, округа, города, района и т.д., в системе таможенных органов на Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
По сфере применения различают АИС в экономике, в торговли, на транспорте, в правовой сфере, медицине, в учебных заведениях и т.п.
В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании.
Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности. Один из основных подходов к классификации автоматизированных систем правовой информации связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.
Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, играет классификация информации по степени доступа на открытого и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.
Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).
Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии. При таком подходе можно выделить следующие виды АИС:
На данный момент существует перечень аттестованных программных средств для автоматизации деятельности таможенных органов, насчитывающий более 140 позиций. Данные программы направлены на контроль перемещения товаров, правильности начисления и уплаты таможенных платежей, доставки товаров, на сбор и анализ информации и т.п.
Таможенная служба России достаточно давно активно внедряет технические новшества информационного характера. Еще 15 лет назад – в 1996 г. в сфере авиационных перевозок возникла идея предварительного декларирования. Тогда термин "предварительное таможенное декларирование" не соответствовал ни таможенному законодательству, ни практике. В том числе, поэтому было предложено разделить весь процесс внедрения инноваций на два блока: электронное предварительное информирование и электронное таможенное декларирование.
Внедрение электронного декларирования стало одним из серьезнейших шагов на пути к упрощению таможенных процедур. Позволяя не только сэкономить время участников ВЭД, но и делая процесс таможенного оформления более прозрачным и менее подверженным влиянию различных субъективных факторов, процедура электронного декларирования позволила участникам ВЭД и таможенным брокерам довольно быстро ощутить все ее преимущества.
С 25 ноября 2002 г. применяется декларирование товаров и транспортных средств в электронном виде. На начальном этапе это был эксперимент, регламентированный Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801. В дальнейшем Приказами ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 и от 27 мая 2004 г. N 619 был определен порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.
Например, Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" определил, что при использовании электронной формы декларирования лицо, декларирующее товары, заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации. Сведения удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) такого лица. В указанной Инструкции было дано и определение таможенной декларации, подаваемой в электронной форме.
Так в 2002 г. на Каширском таможенном посту Московской южной таможни был впервые проведен эксперимент по декларированию товаров в электронной форме, а в 2007 г. уже 161 таможенный орган в России имел достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования.
В Магаданской таможне активное применение электронного декларирования началось с 3 квартала 2006 года. Таможенный пост Морской порт Магадан стал одним из первых постов Дальнего Востока, где была начата работа в данном направлении. Первоначально процент электронных деклараций по отношению к общему числу ГТД был небольшим, но в течение следующих лет процесс начал постепенно развиваться. Так в 2007 году доля ЭГТД составляла 2 %, в 2008 – 7 %, а в текущем году достигла 25 %.
Очевидно, что инновации 2002 г. потребовали дальнейшего развития и совершенствования. Интернет-декларирование пришло на смену электронному декларированию.
Начало интернет- декларирования было положено Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52. Введение интернет- декларирования значительно расширяет возможности участников ВЭД и позволяет уменьшить время таможенного оформления, сократить расходы, увеличить товарооборот.
21 октября 2009 г. таможенный брокер "Кронос" продемонстрировал применение новой для российской таможни технологии оформления грузов, прибывающих железнодорожным транспортом. По Интернету из павильона ВВЦ в отдел оформления Московского железнодорожного поста Московской таможни была направлена электронная таможенная декларация. Это был первый случай применения технологии, причем было это сделано на выставке "Таможенная служба-2009" в торжественной обстановке и в присутствии руководителя ФТС России А. Бельянинова.
Интернет-декларирование – это форма подачи электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД), т.е. это то же электронное декларирование, но в другом качестве. ЭГТД подается не через таможенную сеть, а через сеть Интернет. Соответственно участник ВЭД может находиться в любой точке России и обращается с декларацией на таможенный пост, приближенный к его логистическому центру. Главное отличие интернет- декларирования от электронного декларирования – это форма подачи информации и способ подключения к сети. Однако при передаче информации в процессе электронного декларирования информация пересылается по защищенным сетям таможни. При этом создается определенный абонентский пункт, жестко привязанный к сетям таможни. В процессе интернет- декларирования проблема жесткой привязки отпадает, но вопрос защиты информации встает в другой плоскости.
На практике были выделены следующие минусы "старого" электронного оформления:
С применением интернет- декларирования участник ВЭД получил ряд преимуществ:
Подобная система интернет- декларирования существует в ряде европейских стран, например в Польше, Германии.
Однако в последнее время, как отмечают практики, активизировались многие организации в желании интегрировать под себя различные технологии и инновации. Следует учитывать, что некорректная реализация вводимых инноваций может нанести непоправимый вред организации ВЭД, а также свести на нет многие идеи, выработанные в ходе экспериментов и пилотных проектов.
При анализе электронного декларирования, передачи информации от участника ВЭД в таможенный орган в электронном виде, а также деятельности различных онлайн-сервисов таможенной службы следует учитывать, что значение таможенной службы для Российского государства очень велико, она выполняет ряд функций, которые на первый взгляд сложно сочетать одному государственному органу. Основная функция, выполняемая таможенными органами, – фискальная (доля таможенных платежей в федеральном бюджете многие годы остается на уровне 50%). Так, на 20 декабря 2010 г. таможенные органы собрали в федеральный бюджет 4 трлн. 115,46 млрд. рублей. Помимо указанной функции таможенная служба выполняет еще две важные задачи: осуществляет правоохранительную деятельность и содействует развитию предпринимательской деятельности.
Указанные функции предполагают все более активное использование ресурсов, как в интересах государства, так и для развития ВЭД. В 2010 г. более 30,6% участников ВЭД использовали интернет-декларирование.
Вступление России в ВТО обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации таможенной службы России. Например, с 1 января 2009 г. в Евросоюзе введено обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о перевозках товаров по процедуре МДП. Для совершенствования взаимодействия таможенных органов РФ и государств – членов ЕС необходима передача информации по товарам, перемещаемым из ЕС в Россию по процедуре МДП. Соответственно приграничные таможенные посты получают информацию от ГНИВЦ ФТС России о прибывающих товарах и транспортных средствах для таможенного оформления и контроля.
Но процесс информатизации таможенных органов не должен сопровождаться повышением вероятности утечки конфиденциальных данных. Перед ФТС стоит проблема обеспечения информационной безопасности. Таможенные органы должны одновременно открывать и защищать информацию. Защита информации и открытость информационных ресурсов – два тесно взаимосвязанных и не противоречащих друг другу направления.
Введенное в 2009 г. интернет-декларирование и предварительное декларирование в 2010 г. электронные, т.е. их необходимо подкрепить специальными техническими программами. В таких программных приложениях общие вопросы интерфейса – механизм взаимодействия таможни и участника ВЭД, идентификация пользователей, защита информации, протоколы и форматы обмена и др. требуют отдельного внимания. Они связаны с информационной безопасностью таможенных органов.
Кроме того, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Участники Таможенного союза сотрудничают в вопросах применения современных информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 г. "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза"). Объединение в Таможенный союз создало новые обстоятельства, где появились общие сферы деятельности, требующие согласования между странами, в том числе в информационной области.
Для решения обозначенных проблемных вопросов в литературе верно предлагается рассмотреть возможность создания органа по управлению вопросами обеспечения безопасности информации Таможенного союза, наделения его полномочиями и возможностями их реализации, а также организовать разработку нормативно-правовой основы таможенной деятельности в области информационной безопасности на территории Таможенного союза.
Информация о работе Применение информационных технологий в таможенном деле