Приминение обеспечения уплаты таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные платежи в современных условиях являются одним из важных источников пополнения государственной казны, при этом повышение их собираемости находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, которые гарантируют своевременное и полное поступление таможенных платежей.
Таможенное законодательство предусматривает специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату путем установления дополнительных гарантий, применяемых для обеспечения уплаты таможенных платежей.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Юфрев.М.А.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

          В соответствии с п.2 ст. 80 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

          - уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК ТС;

         - помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

         - уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

        - если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 2 (двум) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

        - помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

        - обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена ТС;

        - обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена ТС;

        - отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

         - при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов ТС;

        - возникновения обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

         При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов ТС и (или) законодательством государств - членов ТС.

 

 

1.2 Роль таможенных  платежей в механизме таможенно-тарифного регулирования

 

Определение таможенно-тарифного  регулирования дает нам п. 24 ст. 2 Закона РФ № 164-ФЗ5 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.  

Таким образом, из  самого понятия таможенно-тарифного регулирования  вытекает ведущая роль  в нем  таможенных пошлин.  

 Основными целями таможенного тарифа являются:

1) рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  Российскую Федерацию;

2) защита товаров отечественного  производителя;

3) поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и  расходов на территории Российской  Федерации;

4) создание условий  для прогрессивных изменений  в структуре производства и  потребления товаров в Российской  Федерации;

5) защита экономики  Российской Федерации от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

6) обеспечение условий  для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.6

Место таможенного тарифа в системе мер государственного регулирования ВЭД определяется п.1 ст.12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который гласит: «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно - тарифного  регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений  внешней торговли услугами и  интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического  и административного характера,  способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом»7.  

Таким образом, таможенно - тарифное регулирование и таможенный тариф, в частности, занимают первое место в системе мер государственного регулирования ВЭД.

Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования, активно используется странами для получения торгово-экономических и торгово-политических уступок от торговых партнеров. В процессе двусторонних, региональных или многосторонних переговоров получение таких уступок в значительной степени может облегчить доступ товарам национальных производителей на рынки других стран.

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые  прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий.

Опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что  таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных  процедур переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

Таможенный тариф в  ряде случаев может быть использован  для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Основными функциями  таможенного тарифа являются:

1. Регулирующая - регулирование ввоза и вывоза товаров посредством системы ставок таможенных пошлин;

2. Фискальная - пополнение федерального бюджета за счет взимания пошлин за ввозимые и вывозимые товары;

3. Защитная (протекционистская) - защита товаров отечественных производителей от ввозимой иностранной продукции.

Регулирующая функция  ввозных таможенных пошлин проявляется  в дифференциации их ставок в зависимости  от страны происхождения товара. В  отношении товаров, происходящих из государств, которым в торгово-политических отношениях Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, установленные Правительством РФ. Режим наиболее благоприятствуемой нации состоит в том, что страны предоставляют друг другу в области торговых отношений такие же преимущества и льготы, какие они предоставляют третьим странам. В настоящее время Российская Федерация имеет режим наиболее благоприятствуемой нации почти со 130 странами мира и двумя сообществами: Европейским Союзом и Европейским Сообществом по атомной энергии. В Европе - это тридцать пять стран, включая Литву и Латвию и исключая Эстонию, с которой этого режима нет. Если режима наиболее благоприятствуемой нации нет, или страна происхождения не установлена, то базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в два раза.

Одной из форм таможенно-тарифного  регулирования является предоставление тарифных льгот и преференций. Под  тарифной льготой или преференцией понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем  порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами.8

Российская Федерация  в отношениях с другими странами может устанавливать преференции  по таможенному тарифу в виде вышеперечисленных  льгот на товары:

1. Происходящие из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз. Товары этих стран полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территорию этих стран;

2. Происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, которая соответствует международной системе преференций, введенной ООН. В рамках этой системы преференций существует две группы стран. В первую группу входят развивающиеся страны, к товарам которых применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых. В перечень включены 101 такие страны. Во вторую группу стран входят наименее развитые из развивающихся стран, товары которых полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на таможенную территорию (около 52 стран).

Таможенный тариф предусматривает  список товаров, на которые не распространяется преференциальный режим при их ввозе на территорию РФ из наименее развитых и развивающихся стран. В перечень этих товаров входят такие, как соки, пиво, вино, спирт этиловый, бензин, одежда, обувь, ювелирные изделия, легковые автомобили, часы, их запчасти и другие. В то же время есть ряд товаров, освобожденных от уплаты таможенных пошлин вне зависимости от страны происхождения товара.

Регулирующая функция  ввозных таможенных пошлин проявляется  и в размере ставок импортных таможенных пошлин, которые, как правило, в международной практике повышаются в зависимости от степени обработки изделий с тем, чтобы оградить внутренний рынок от потока импортных изделий и создать наиболее благоприятный режим конкуренции и реализации отечественным товарам. Именно поэтому для защиты национальной промышленности самыми высокими пошлинами облагаются готовые изделия, более низкими - полуфабрикаты и комплектующие и самыми низкими - сырье и топливо и те продовольственные товары, которые не производятся в данной стране из-за природно-климатических условий (например, кофе, какао, бананы, цитрусовые и т. д.). Кроме того, на некоторые товары могут быть установлены пошлины, изменяющиеся в зависимости от времени года (сезонные ставки), с целью временного ограничения либо стимулирования ввоза данных товаров.

Помимо дифференциации таможенных пошлин в зависимости  от степени обработки изделий, в  мировой внешнеторговой практике применяется  целый набор эффективных регулирующих тарифных мер, вводимых национальными правительствами для защиты национальной промышленности. В частности, такими мерами являются введение специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин для защиты национальных экономических интересов. Закон РФ «О таможенном тарифе» также предусматривает использование таких пошлин.

Таможенная политика России нацелена так же на выполнение фискальной функции. Уплачиваемые таможенными  органами таможенные платежи (пошлины, НДС, акциз, таможенные сборы) являются важным источником государственных  доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования свидетельствуют бюджетные задания по таможенной пошлине  и иным таможенным платежам.

С учетом того, что таможенный тариф выполняет, прежде всего, бюджетообразующую  функцию, подходы по формированию таможенно - тарифной политики ориентированы на фискальные меры.

Если оценить значимость таможенного тарифа в части формирования доходной части бюджета за период с 1997 по 2012 года, то можно увидеть что доля уплаты таможенных платежей в доходную часть бюджета постоянно увеличивается. В настоящее время она составляет 52%. Более того в России таможенные пошлины являются одним из наиболее надежных источников пополнения федерального бюджета.

Таможенный тариф, помимо вышесказанных функций, выполняет  защитные функции с целью поддержки отечественных товаропроизводителей. Однако создание чрезмерно льготных условий для отдельных отраслей только сдерживает общий рост экономики. Поэтому для принудительного стимулирования осуществления необходимых мер по повышению конкурентоспособности предприятий возможно снижение ставок ввозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию.

Анализ действующих  ставок таможенного тарифа позволяет  сделать однозначный вывод о  том, что в настоящее время  по целому ряду товаров государство  фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путем установления высокого уровня таможенных пошлин.9

Далее необходимо раскрыть принципы построения таможенного тарифа:

1. Принцип эскалации:

Означает увеличение ставок таможенных пошлин по мере роста технологической переработки товаров. Так в российской таможенной тарифе ставки на сырьевые товары составляют 0-5%, на полуфабрикаты - 5-10% , а на готовые товары - 10% и более. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7-9%, а для готовых изделий может достигать уже 20%. Таким образом, производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактический уровень таможенной защиты, намного превышающий номинальную величину таможенной пошлины. На практике эта величина тем больше, чем выше доля сырья, ввозимого беспошлинно или с минимальными пошлинами. Тем самым, роль таможенного тарифа в регулировании внешнеторговых товарных потоков определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельно взятый товар, но и соотношением ставок пошлин на товары, отличающиеся степенью переработки. Это означает, что уровень таможенного обложения сырья существенно влияет на конкурентоспособность соответствующего полуфабриката и конечного готового изделия. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные, ведет к усилению тарифной защиты соответствующих рынков готовых изделий. И наконец, чтобы увеличить таможенно-тарифный барьер, необязательно повышать ставку пошлины на данную обработанную продукцию, этого можно добиться путем снижения пошлины на соответствующие полуфабрикаты или сырье.

Информация о работе Приминение обеспечения уплаты таможенных платежей