Пробелы в законодательстве об оружии и способы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной курсовой работы целью является обосновать актуальность темы, рассмотреть теоретические и практические аспекты, связанные с незаконным оборотом оружия в России, и в итоге всесторонне полно раскрыть все обозначенные в плане работы вопросы.
Задачами настоящей курсовой работы следует считать:
1. изучение законодательства РФ регулирующего правоотношения в сфере оборота оружия в России;
2. выявление существующих пробелов законодательства, рассмотрение вопросов возникающих в связи с применением ст. ст. 222 226 УК РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………......2
1. Нормативно правовое регулирование незаконного оборота оружия…………………………………………………………………...3
1.1 Состояние преступности в сфере оборота оружия…………………..3
1.2. Общая характеристика законодательства об оружии…………….…7
2. Криминалистическая характеристика контрабанды…………………13
3. Пробелы в законодательстве об оружии и способы его совершенствования………………………………………………………………18
3.1 Несовершенственность (или практика применения) действующего законодательства об оружии……………………………………………………18
3.2 Основания освобождения от уголовной ответственности за незаконный оборот оружия……………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

контробанда оружияWord.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………......2

  1. Нормативно правовое регулирование незаконного оборота оружия…………………………………………………………………...3

1.1 Состояние  преступности в сфере оборота  оружия…………………..3

1.2. Общая характеристика  законодательства об оружии…………….…7

2. Криминалистическая характеристика контрабанды…………………13

3. Пробелы в  законодательстве об оружии и  способы его совершенствования………………………………………………………………18

3.1 Несовершенственность (или практика применения) действующего  законодательства об оружии……………………………………………………18

3.2 Основания  освобождения от уголовной ответственности  за незаконный оборот оружия……………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………..27

Список используемой литературы……………………………………….30

 

Введение

Выбранную тему считаю очень  актуальной на сегодняшний день, так  как, всё больше совершается преступлений связанных с незаконным оборотом оружия, «профессиональные» преступники  изобретают все более изощренные способы совершения данных преступлений, а некоторые граждане уже вполне обыденно решают бытовые конфликты  с применением оружия.

При написании данной курсовой работы целью является обосновать актуальность темы, рассмотреть теоретические и практические аспекты, связанные с незаконным оборотом оружия в России, и в итоге всесторонне полно раскрыть все обозначенные в плане работы вопросы.

Задачами настоящей курсовой работы следует считать:

1. изучение законодательства  РФ регулирующего правоотношения  в сфере оборота оружия в  России;

2. выявление существующих  пробелов законодательства, рассмотрение  вопросов возникающих в связи  с применением ст. ст. 222 226 УК РФ.

Объектом исследования данной курсовой работы являются преступления связанные с незаконным оборотом оружия в Российской Федерации. 

Предметом исследования в  данной курсовой работе является законодательство об оружии, уголовно правовые нормы, диспозиции которых описывают состав преступлений и санкции с конкретными видами и размерами наказаний за незаконный оборот оружия, с толкованиями Верховного суда РФ.

Выбранная мною тема а, следовательно, и предмет исследования достаточно обширен, поэтому необходимо в ходе написания работы из всего многообразия источников и сфер исследования выбрать  самые главные, основные моменты  и последовательно их раскрыть.

 

1. НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА  ОРУЖИЯ

1.1 Состояние преступности  в сфере оборота оружия

Криминализация оборота  различных видов оружия, в том  числе и массового поражения, является весьма существенным криминогенным  фактором нашего времени. Руководители различного уровня властных структур все чаще констатируют тот факт, что преступность, особенно организованная, в наше время представляет реальную угрозу российской государственности.

Пока ученые криминалисты спорят на страницах научных изданий  и на различного рода научных конференциях о допустимости того или иного  термина, вооруженность преступных формирований не только возрастает количественно, но и перерождается качественно.  

Рассмотрим подробнее  наиболее крупную группу преступлений против общественной безопасности это  преступления в сфере оборота  оружия. Каково состояние преступности в сфере оборота оружия на современном  этапе в России? Считаю целесообразным рассмотреть данный вопрос на примере  отдельных регионов.

Для Дальневосточного региона  проблема борьбы с преступлениями, совершаемые с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств, является весьма актуальной. Это обусловлено, во первых, необычайной тяжестью и  большим общественным резонансом данного  вида преступления; во вторых, широко распространенным незаконным оборотом огнестрельного оружия, часть которого фактически вышла  из под государственного контроля; в третьих, наличием организованного  преступного бизнеса в области  торговли оружием; в четвертых, сосредоточением (большей частью в Хабаровском  и Приморском краях) на складах, в  воинских частях и подразделениях МО, МВД и других ведомствах огромного  количества оружия, слабо охраняемого  и повсеместно расхищаемого; в  пятых, увеличением количества оружия в правомерном владении граждан  и организаций; в шестых, использованием оружия и взрывных устройств преступниками и организованными преступными формированиями в качестве безоговорочных аргументов. Кроме того, насыщение рынка огнестрельного оружия происходит за счет контрабандного и самодельного оружия.

Распространению преступлений связанных незаконным оборотом оружия способствуют и негативные социально  экономические факторы, которые  имеют ряд особенностей для Дальневосточного региона. К ним можно отнести: высокий удельный вес лиц с  доходом ниже прожиточного минимума (от 30 до 70%); высокую задолженность  по зарплате среди военнослужащих, работников правоохранительных органов, а также работников частного и  смешанного секторов промышленности, сельского хозяйства; сверхвысокий уровень безработицы в местностях с градообразующими предприятиями  ВПК и ТЭК, хроническую незанятость  молодежи и несовершеннолетних. К  этому следует добавить общее  падение нравственности населения, обесценение жизни людей, потерю социальной ориентации и безысходность  значительной части населения и  т.д.

Такие преступления, как  хищение, незаконный оборот оружия, боеприпасов  и взрывчатых веществ не только сами по себе представляют большую опасность  для общества, но и способны стимулировать  рост различных видов тяжких и  особо тяжких преступлений с использованием огнестрельного оружия, взрывных устройств  и взрывчатых веществ.

Особую тревогу вызывает насильственная преступность, совершаемая  организованными преступными формированиями. По данным правоохранительных органов  региона, каждое восьмое преступление из числа совершенных организованными  преступными формированиями, связано  с использованием и незаконным оборотом оружия и боеприпасов.

Криминальный рынок оружия прежде всего связан с организованным преступным бизнесом. Он формируется  как за счет внутреннего, так и  внешнего незаконного оборота оружия. Внутренний аспект незаконного оборота связан с оружием, находящимся в распоряжении Вооруженных Сил, дислоцированных на Дальнем Востоке. Помимо штатного боекомплекта мирного периода и резерва военного времени, его численность дополнительно пополнилась срочными поставками оружия, вывезенного из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также других регионов страны, на военные базы и склады, которые чрезвычайно перенасыщены им и не обеспечены надлежащими условиями сохранности. Все это приводит к растаскиванию оружия населением и личным составом воинских подразделений.

Не менее четверти единиц оружия и боеприпасов похищается непосредственно материально ответственными за его хранение должностными лицами воинских частей и подразделений. Другой, не менее распространенный способ хищения  оружия,   это нападения на воинские склады, часовых, караульные помещения, личный состав, когда преступники чаще всего не задерживаются. По уголовным делам этой категории прослеживается преступный сговор военнослужащих и гражданских лиц. При этом хищение оружия из воинских складов остается глубоко латентным видом преступлений. На это указывают имевшие место случаи возгорания складов с оружием и боеприпасами, после чего проведение документальной ревизии становится невозможным.

В последнее время наблюдается  еще один источник поступления нелегального оружия, характерный для Дальнего Востока. Это заброшенные территории бывших воинских частей, где обнаруживается немалое количество брошенного и  неохраняемого оружия и боеприпасов.

В настоящее время оружие превратилось в товар, приносящий баснословные прибыли. Это сразу же привлекло  пристальное внимание организованной преступности. Многие преступные группировки  переквалифицировались с “челночного” в незаконный оружейный бизнес. Черный рынок формируется также за счет контрабандного оружия из дальнего зарубежья. Чаще всего он поставляется российскими  моряками из Японии, Вьетнама, Австралии, Таиланда, Сингапура, а также гражданами Китая, Северной Кореи из своих стран, где оно производится по лицензиям, полученным порой еще во время второй мировой войны. В Таиланде и Сингапуре оружие производится в подпольных цехах, причем из металла не самого высокого качества. Наиболее часто оружие беспрепятственно перегружается с корабля на корабль в нейтральных водах. Чаще всего контрабандой оружия занимаются моряки торгового флота, рыбной промышленности, а также военные моряки.

Криминологическая картина  лиц, занимающихся преступлениями в  сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, характеризуется следующими показателями. По социальному положению среди  них выделяются рабочие (свыше 50%) и  лица без постоянного источника  доходов (до 30%), причем, как правило, ранее уже привлекавшиеся по аналогичным  составам преступлений. По возрастному  составу преобладают 30 49–летние (45 55%). Свыше 90% из числа выявленных лиц  преступления совершают местные  жители, граждане России и мужчины, а больше половины из них совершают  преступления в группе.

Наличие незаконного рынка  огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в немалой степени  провоцирует совершение преступлений с их применением на территории Дальнего Востока. Поэтому важными составными частями их деятельности является эффективный  контроль за порядком приобретения, хранения, использования огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также своевременное выявление  и изъятие незаконно хранящегося  оружия. К тому же важнейшей задачей  по предупреждению совершения преступлений с применением огнестрельного оружия является надежное перекрытие каналов  поступления оружия на рынок, а значит и доступ к нему преступников.

В связи с введением  Федеральным законом "Об оружии" принципиально новых понятий, касающихся ранее неизвестных нашему законодательству видов оружия   газового, пневматического, сигнального, метательного, электрошоковых устройств, в теории и правоприменительной практике появился ряд вопросов, связанных с оценкой новых средств поражения и квалификацией связанных с ними деяний.

1.2. Общая характеристика  законодательства об оружии

Основной правовой акт, регулирующий правоотношения в области оборота  оружия на современном этапе, – Федеральный  закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150 ФЗ. В нем даны понятия  предметов оборота оружия: оружие   устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; боеприпасы   предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание; огнестрельное оружие  , предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; газовое оружие   оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ; холодное оружие   оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения и пр.); перечислены субъекты, имеющие право приобретать оружие:

1) государственные военизированные  организации;

2) юридические лица с  особыми уставными задачами;

3) юридические лица, занимающиеся  производством оружия или торговлей  им (далее   юридические лица   поставщики);

4) юридические и физические  лица, занимающиеся коллекционированием  или экспонированием оружия;

5) спортивные организации  и организации, ведущие охотничье  хозяйство;

6) организации, занимающиеся  оленеводством и коневодством, подразделения  Российской академии наук, проводящие  полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;

7) образовательные учреждения;

8) граждане Российской  Федерации;

9) иностранные граждане. 

регламентирован порядок  контроля за оборотом оружия и т.д.

При этом следует иметь  в виду, что данный Закон регулирует только правоотношения, возникающие  при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового  и холодного оружия, в то время  как уголовный закон предусматривает  ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных  органах исполнительной власти, в  которых федеральным законом  предусмотрена военная служба и  на которые действие Федерального закона "Об оружии" не распространяется.

В Законе также содержится положение о том, что огнестрельное  оружие и боеприпасы к нему должны содержаться в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним  посторонних лиц. Нарушение данного  требования является одним из условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (контрабанда; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка  или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ  и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия).

Незаконный оборот оружия занимает особое место в структуре  преступности и является одним из факторов, значительно осложняющих  современную криминогенную ситуацию. Составляя лишь 2,5% всей преступности в стране, преступления, связанные  с незаконным оборотом оружия, способствуют росту организованной преступности, терроризма и создают реальную угрозу общественной безопасности. 

Информация о работе Пробелы в законодательстве об оружии и способы его совершенствования