Проблемы законодательного оформления правового статуса отдельных категорий субъектов таможенных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена глобализацией мировой экономики и, как следствие – возрастание роли внешнеэкономических связей в экономическом развитии всех стран мира. В связи с этим произошло обновление правовой базы, регулирующей правовое положение физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела.
Целью моей курсовой работы является всестороннее изучение темы - субъекты таможенных правоотношений.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие и признаки субъектов права 5
1.1. Субъекты права: понятие, признаки, виды 5
1.2. Соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения» 6
1.3. Правосубъектность: понятие, структура. Общая и отраслевая правосубъектность 8
Глава II. Специфика субъектов таможенных правоотношений 9
2.1. Понятие и виды субъектов таможенных правоотношений 9
2.2. Таможенная правосубъектность: понятие, признаки, виды 12
2.3. Таможенная правосубъектность отдельных категорий лиц 14
Глава III. Проблемы законодательного оформления правового статуса отдельных категорий субъектов таможенных правоотношений 27
3.1. Правовой статус лиц, осуществляющих определенные виды деятельности в области таможенного дела 27
3.2. Рассмотрение споров, связанных с обжалованием решений таможенных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих деятельность в таможенном деле. 29
Заключение 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсоавая.docx

— 59.59 Кб (Скачать файл)

Срок действия уведомления составляет 1 год со дня включения в Реестр. При этом срок действия уведомления, выданного филиалу банка, включенного в Реестр, ограничивается сроком действия уведомления, выданного банку.

По истечении срока действия уведомления банк, филиал банка имеют  право на повторное включение  в Реестр.

Банки, включенные в Реестр, обязаны  своевременно и в полном объеме исполнять  требования таможенных органов об уплате денежных средств по выданным банковским гарантиям, а также соблюдать  установленную максимальную сумму  одной банковской гарантии и всех одновременно действующих банковских гарантий, исполнять решения таможенных органов о бесспорном взыскании  таможенных и иных платежей, а также  решения о приостановлении операций по счетам плательщика.

Банки незамедлительно информируют  ФТС России в случае ликвидации или  реорганизации, отзыва лицензий Центрального банка Российской Федерации на осуществление  банковских операций.

Банки, включенные в Реестр, представляют в ФТС России ежеквартальную бухгалтерскую  отчетность по состоянию на первое число первого месяца квартала, подписанную  руководителем и главным бухгалтером  и заверенную печатью.

Банк, филиал банка или страховая  организация исключаются из Реестра  в следующих случаях:

- ликвидации или реорганизации  банка, филиала;

- отзыва Центральным банком  Российской Федерации лицензии  на осуществление банковских  операций;

- неисполнения хотя бы одного  из условий включения в Реестр;

- неисполнения обязательств по  банковской гарантии;

- истечения одного года со  дня включения в Реестр, если  до истечения указанного срока  не представлено в установленном  порядке заявление о повторном  включении в Реестр.[10]

 

 

Глава III. Проблемы законодательного оформления правового статуса отдельных категорий субъектов таможенных правоотношений

3.1. Правовой статус лиц, осуществляющих определенные виды деятельности в области таможенного дела

Деятельность  юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в соответствующие реестры. Они ведутся ФТС России и публикуются в официальной печати не реже одного раза в три месяца. Внесение такого лица в реестр сопровождается выдачей свидетельства по установленной форме.

Таможенным представителем признается юридическое лицо государства-члена Таможенного союза, включенное в Реестр таможенных представителей. В качестве таможенного представителя может выступать только коммерческая организация, казенное предприятие таможенным представителем являться не может.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров включает его наименование, указание на организационно-правовую форму, местонахождение, данные о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей, а также сведения об ограничении сферы деятельности, если они установлены. Срок действия свидетельства не ограничивается.

К функциям таможенного представителя относятся: декларирование товаров, представление таможенному органу документов и сведений, необходимых для таможенных целей, предъявление декларируемых грузов, обеспечение уплаты таможенных платежей.

Таможенный перевозчик — это юридическое лицо государства-члена Таможенного союза, включенное в Реестр таможенных перевозчиков.

Таможенный  перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение 5 лет. В нем указывается регион деятельности данного лица.

К основным обязанностям перевозчика, указываемым в соглашении на перевозку товаров, относятся:

— соблюдать  установленные законодательством  условия и требования в отношении  перевозки товаров, находящихся  под таможенным контролем (доставлять товары и документы на них в  место доставки, принять все необходимые  меры для их сохранности при форс-мажорных обстоятельствах, соблюдать сроки доставки и маршруты движения и т.д.);

— вести  учет перевозимых товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий.

— уплачивать таможенные пошлины, налоги в установленных случаях при внутреннем таможенном транзите;

— соблюдать  конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

Таможенный  перевозчик несет ответственность перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, до фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, с разрешения таможенного органа назначения после доставки товаров в этот орган.

Владельцами складов временного хранения и таможенных складов могут быть только юридические лица государств-членов таможенного союза. Взаимоотношения представляемых лиц с владельцами складов строятся на основе договора складского хранения. Владельцы складов временного хранения и таможенных складов обеспечивают сохранность и неизменность состояния помещенных на хранение товаров; ведут их учет; обеспечивают невозможность доступа посторонних лиц к хранимым товарам без разрешения таможенного органа. Они несут ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении хранящихся товаров в случае их утраты либо выдачи без такого разрешения. Такая ответственность не наступает, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

Срок  действия свидетельств о включении  в соответствующие реестры не может превышать 5 лет.

По отношению  ко всем перечисленным лицам может  быть применена такая мера, как отзыв свидетельства таможенным органом. Это возможно в случаях несоблюдения хотя бы одного из условий включения в соответствующий реестр, а также обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом; неоднократного привлечения данных лиц к административной ответственности. [12]

3.2. Рассмотрение споров, связанных с обжалованием решений таможенных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих деятельность в таможенном деле.

Согласно статистике судебных споров за 2010 год между таможенными органами и лицами, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, наибольшее количество дел (70,0%) связано с оспариванием ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Так 43,3% данной категории  обжаловано в кассационную инстанцию, из них 11,3% отменено.

Вторая наиболее многочисленная группа споров (28%) вызвана оспариванием решений  таможенных органов о привлечении  к административной ответственности. В кассационном порядке обжаловано 81,0% данной категории, из них 2 отменено 5,4%.

Рассмотрим ряд примеров.

  1. Общество, являясь перевозчиком, ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар. В результате таможенного досмотра установлено, что перемещаемый товар по весу не соответствует данным, указанным в товаросопроводительных документах.

По факту сообщения таможенному  органу недостоверных сведений о  товаре общество привлечено к ответственности  по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Рассматривая указанный спор, суды трех инстанций, руководствуясь статьей 39 Таможенной конвенции о международной  перевозке грузов, а также пунктами 1, 2 и 3 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки  грузов (далее - КДПГ), указали, что вес  товара не отнесен к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности  перевозчика, а вскрывать упаковку для проверки содержимого грузовых мест перевозчик не вправе, если этого  не требует отправитель.

Из материалов дела следовало, что  у водителя отсутствовала возможность  приблизительного визуального определения  веса товара, товар принят в опломбированном  контейнере, при прибытии на территорию РФ нарушений целостности средств  идентификации не обнаружено. При  таких обстоятельствах перевозчик не располагал реальной возможностью сообщить таможне достоверные сведения о весе товара, что применительно  к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует  об отсутствии вины перевозчика в  нарушении таможенных правил.

Ссылку таможенного органа на необоснованное применение КДПГ суды признали несостоятельной. Положения КДПГ регулируют отношения  между перевозчиком и отправителем по поводу принятия груза к перевозке, в связи с которыми общество и привлечено к административной ответственности. В данном случае поведение перевозчика в сфере частноправовых отношений непосредственно связано с оценкой его действий в публично-правовой сфере. Для того чтобы надлежащим образом исполнить свои публично-правовые обязанности перед таможенным органом, перевозчик должен совершить действия, предписанные нормами частного права. [19]

  1. Водитель автомобиля, осуществлявший перевозку товара, обратился на таможенный пост "Шаховской" Одинцовской таможни с заявлением о краже товара. В результате таможенного досмотра товара выявлен факт срыва указанных пломб и утраты части товара.

По факту  выявленного правонарушения Одинцовская  таможня возбудила дело об административном правонарушении, назначила административное расследование, составила протокол об административном правонарушении и  вынесла постановление о привлечении  Общества с ограниченной ответственностью "АМОК" (далее - Общество) (лицо, оказывающее услуги перевозчика) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300000 рублей за утрату части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

Общество  не согласилось с привлечением его  к ответственности и оспорило указанное постановление таможни  в судебном порядке.

Арбитражный суд Московской области, удовлетворяя заявленное требование, сослался на отсутствие вины заявителя в совершении административного  правонарушения. При этом признал  факт совершения кражи товара в качестве форс-мажорного обстоятельства, которое  Общество не могло предотвратить.

Десятый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции  и отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, сделал вывод о правомерности привлечения Общества к административной ответственности. При этом сослался на невозможность оценки преступных действий третьих лиц как обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии со ст. 223 Таможенного кодекса Таможенного союза  перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные сроки в место, определенное таможенным органом, а также обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались.

Таким образом, законом установлена обязанность  перевозчика обеспечить сохранность  перевозимого груза.

В силу ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ административным правонарушением  признается недоставка товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, в место доставки либо утрата товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

Факт  утраты части груза, находившегося  под таможенным контролем, доказан  материалами дела и Обществом  не оспаривается.

Само  по себе обращение в органы внутренних дел в связи с хищением части  товара не свидетельствует с бесспорностью  об отсутствии вины Общества в совершении административного правонарушения.

Вывод суда апелляционной инстанции о правомерном  привлечении Общества к административной ответственности за описанное правонарушение сделан на основе оценки доказательств  по делу.

Вступать  в их переоценку суд кассационной инстанции не вправе. В связи с  чем отклоняется довод Общества об отсутствии его вины в совершении правонарушения.

Указание  в жалобе на то, что арбитражные  суды не вправе самостоятельно выносить постановления о привлечении  к административной ответственности  по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ и заниматься собиранием доказательств по делу, отклоняется.

Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом  апелляционной инстанции положений  ст. 16.9 КоАП РФ отклоняется. В соответствии с названной нормой КоАП РФ устанавливается  ответственность перевозчика за утрату перевозимого товара без уточнения  относительно утраты всего товара либо его части.

Информация о работе Проблемы законодательного оформления правового статуса отдельных категорий субъектов таможенных правоотношений