Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:19, реферат
Выделены основные проблемы в сфере таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России. Рассмотрены основные риски, возникающие при экспорте леса и лесоматериалов. Предложены пути повышения эффективности таможенного контроля леса и лесоматериалов в регионе деятельности СТУ. Целью является выявление и анализ основных проблем таможенного контроля леса и лесоматериалов в СТУ, а также возможных путей их решения.
Новосибирский государственный университет
Экономики и управления
Кафедра сервиса и организации
коммерческой деятельности
Реферат по дисциплине Таможенное дело
на тему: Проблемы таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления
Выполнил студент
4 курса, группы БК-01
Вагапов В.И.
Проверила старший преподаватель
Вайнер А.С.
Новосибирск, 2014
Введение
Выделены основные проблемы в сфере таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России. Рассмотрены основные риски, возникающие при экспорте леса и лесоматериалов. Предложены пути повышения эффективности таможенного контроля леса и лесоматериалов в регионе деятельности СТУ. Целью является выявление и анализ основных проблем таможенного контроля леса и лесоматериалов в СТУ, а также возможных путей их решения.
В связи с образованием Таможенного союза (далее - ТС) и членством России в ВТО возникла необходимость в доработке правовых механизмов, регулирующих экспорт леса и лесоматериалов, в том числе и в области таможенного контроля над лесопродукцией.
В целом, в разрезе России, Сибирский федеральный округ выступает в качестве основного участника международного рынка леса и лесоматериалов, что обусловлено, во-первых, наличием больших природных лесных массивов, составляющих, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, порядка 40% от всего запаса древесины России, а, во-вторых, территориальной близостью основного контрагента Российской Федерации на международном рынке леса и лесоматериалов – Китая.
В настоящее время в Сибирском федеральном округе функционирует 12 таможен и 68 таможенных постов, установлено 68 пунктов пропуска (12 воздушных, 10 железнодорожных, 44 автомобильных, 1 морской, 1 речной). Из них 25 действующих, 23 недействующих, в 20 пунктах пропуска на российско-казахстанской границе с 1 июля 2011 года деятельность таможенных органов не осуществляется.
Правом на совершение таможенных операций в отношении декларируемых леса и лесоматериалов наделены 25 таможенных постов, в том числе 2 центра электронного декларирования в Новосибирске и Иркутске.
К особенностям совершения таможенного декларирования леса и лесоматериалов следует отнести:
- возможность подачи таможенной
декларации только в
- необходимость уплаты экспортных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесной продукции;
- необходимость представления разрешительных документов (лицензии, сертификаты).
Данным приказом ФТС России сокращает количество таможенных органов, которым разрешено оформлять необработанную древесину на экспорт и таким образом значительно ужесточает таможенный контроль над их вывозом из России.
Таможенный контроль леса и лесоматериалов является одной из глобальных проблем таможенного регулирования в Таможенном союзе.
В качестве основных рисков, возникающих при экспорте леса и лесоматериалов, можно выделить следующие риски:
- недостоверное заявление сведений о наименовании товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);
- незаконное перемещение
леса и лесоматериалов через
таможенную границу
- не декларирование либо недостоверное декларирование вывозимого товара.
Остановимся подробнее на рассмотрении рисков, возникающих при экспорте леса и лесоматериалов.
Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС). Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза. Древесина и продукты ее переработки отнесены к IX разделу ТН ВЭДТС, к 44 группе.
Наиболее сложными для таможенного контроля (определение объема, сорта, породного состава лесоматериалов) товарами являются лесоматериалы необработанные (товарная позиция 4403) и обработанные (товарная позиция 4407).
В целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров (в том числе вывозимых из России лесоматериалов), распоряжением ФТС России от 11.12.2012 № 344-р Сборник решений и разъяснений по классификации по единой ТН ВЭД ТС отдельных товаров дополнен пунктами 190 и 191, содержащими определения лесоматериалов «строганых» и лесоматериалов «шлифованных» товарной позиции 4407 ТН ВЭД ТС.
Незаконное перемещение леса и лесоматериалов через таможенную границу ТС является одним из наиболее распространенных правонарушений, выявляемых таможенными органами. Основная масса уголовных дел о контрабанде леса и лесоматериалов возбуждается органами дознания ФТС России при непосредственном обнаружении таможенными органами противоправных действий - 66%, 30% дел возбуждается подразделениями предварительного следствия органов внутренних дел и транспортной прокуратуры по результатам оперативно-розыскной деятельности, 2% - по информации иных правоохранительных, контролирующих органов.
По данным Сибирской оперативной таможни в первом полугодии 2013 года таможенники Сибири возбудили сорок пять уголовных дел о контрабанде ценных пород леса а, общий объем леса и лесоматериалов, ставших предметами преступлений, составил около 160 тысяч кубометров, или примерно 2300 вагонов. Рыночная стоимость лесопродукции превысила 340 миллионов рублей.
Факты контрабанды выявлены Томской, Иркутской, Красноярской, Бурятской, Хакасской и Читинской таможнями. Через них проходило оформление партий ценных хвойных пород леса, нелегально экспортируемого из Сибири в Китай, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Азербайджан.
Схемы по скупке, легализации и вывозу незаконно заготовленной древесины выстраивались как индивидуальными предпринимателями, так и организованными преступными группами. В каждом случае использовались подставные фирмы, подложные договоры купли-продажи леса на внутреннем рынке, полученные обманным путем лицензии Минпромторга России, позволявшие снизить экспортную таможенную пошлину.
Нелегальный оборот заготовленной древесины наносит значительный ущерб экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран - потребителей российского круглого леса.
В результате вступления России в ВТО изменился порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в лесной промышленности.
В связи с принятием Постановлений Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе и о признании утратившими силу некоторых актов» и от 30 июля 2012 года № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе, таможенными органами СТУ проводятся дополнительные контрольные мероприятия, направленные как на контроль исполнения лицензий Минпромторга, выданных лесоэкспортерам, так и на контроль соблюдения условий предоставления лицензий.
В целях обеспечения достоверности декларирования леса и лесоматериалов, СТУ разработаны методические рекомендации, определившие основные индикативные показатели достоверности леса и лесоматериалов. В результате применения указанной системы мониторинга признаков недостоверного декларирования леса и лесоматериалов таможенными органами СТУ в течение 2011 и 1 квартала 2012 года было проведено 1029 таможенных досмотров, 690 таможенных осмотров, 5 236 таможенных наблюдений, по итогам которых возбуждено 599 дел об административных правонарушениях.
Кроме того, необходимо отметить увеличение уровня загрузки транспортного средства по СТУ – данный показатель увеличился на 6,5 кубометра или на 8%, а также увеличение уровня таможенного платежа с 1 м3, что свидетельствует об эффективности мер, предпринимаемых таможенными органами Сибирского таможенного управления по подтверждению заявляемой таможенной стоимости лесоматериалов необработанных.
В основном в отношении вывозимых лесоматериалов применяются такие формы фактического таможенного контроля, как: таможенное наблюдение, таможенный осмотр и таможенный досмотр.
Учитывая актуальность «лесного» направления в таможнях СТУ акцент сделан на проведении таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с правоохранительными подразделениями таможни, а также с иными правоохранительными и контролирующими органами.
В таможнях региона в ходе проверочных мероприятий устанавливаются факты получения участниками внешнеэкономической деятельности лицензий, представленных при таможенном декларировании при вывозе лесоматериалов на экспорт, на основании договоров купли-продажи, факт заключения которых не подтвержден, или фактически лес не отгружался и проверяемые лицензии к вывезенному товару не применимы.
В настоящее время выдача лицензий Минпромторгом РФ осуществляется в рамках выделенных квот на необработанные хвойные лесоматериалы с учетом их диаметра и кодов ТН ВЭД ТС (то есть существует дифференцированный подход к выдаче лицензий – на разные диапазоны толщины бревен выдаются отдельные лицензии). При этом таможенными органами СТУ при осуществлении таможенного контроля лицензируемого лесоматериала отмечается ряд проблем, в частности, выявляются правонарушения со стороны лесоэкспортеров при загрузке в вагоны лесоматериалов, не соответствующих диаметрам бревен, предусмотренных в полученных ими лицензиях.
Не декларирование либо недостоверное декларирование вывозимого товара, как правило, связано с занижением объемов экспортируемых лесоматериалов или декларирование особо ценных пород деревьев под видом обычных пород.
Огромную роль в возможном недостоверном декларировании древесины играют товары прикрытия – это товары, декларируемые вместо провозимых с целью незаконного ввоза или вывоза или с целью уменьшения таможенной стоимости и общего размера таможенных платежей на данный товар.
Основные признаки, формирующие товар прикрытия это - размер ввозной пошлины, степень обработки товара, стоимость товара, сортность древесины, сходство товара с заявленным в таможенной декларации (далее - ТД).
В результате роста экспорта древесины и продуктов её переработки постоянно увеличивается и количество случаев фальсификации древесины.
В основном используют следующие виды фальсификации - неверное указание количества перевозимой древесины, сорта древесины и недостоверное декларирование (присвоение товару кода товара – прикрытия).
По мнению Е.Ю. Бырковой наиболее типичные способы сокрытия реальной стоимости древесины, провозимой через таможенную границу и иные пункты контроля и досмотра, − намеренное декларирование более низкой, чем в действительности, сортности, фальсификация истинных объемов, а также основных качественных и количественных параметров лесоматериалов, в том числе породного состава лесоматериалов.
Целью контроля номинальных размеров пиломатериалов является предотвращение декларирования пиломатериалов с занижением их фактических размеров и поэтому в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 29.03.2012 № 600 (ред. от 21.08.2012 с изменениями, вступившими в силу с 08.10.2012) «О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары», при таможенном декларировании в графе 31 декларации на товары необходимо указывать объем лесоматериалов как с учетом номинальной длины и без учета коры, так и с учетом фактической длины и с учетом коры (приложение № 3 к приказу ФТС России от 29 марта 2012 г. № 600).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» таможенные операции относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а на основании ст. 5 вышеуказанного закона для получения достоверных результатов измерения должны выполняться по аттестованным методикам.
С начала второго квартала 2013 года таможенные органы при таможенном контроле начали применять новые методики измерений объемов экспортируемого круглого леса (на основании письма ФТС России от 18.03.2013 № 09-91/11056 «О методиках измерений круглых лесоматериалов»). Новые актуализированные методики прошли аттестацию и были зарегистрированы ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы».