Проблемы таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:19, реферат

Краткое описание

Выделены основные проблемы в сфере таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России. Рассмотрены основные риски, возникающие при экспорте леса и лесоматериалов. Предложены пути повышения эффективности таможенного контроля леса и лесоматериалов в регионе деятельности СТУ. Целью является выявление и анализ основных проблем таможенного контроля леса и лесоматериалов в СТУ, а также возможных путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по таможенному делу.docx

— 56.49 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный университет

Экономики и управления

 

Кафедра сервиса и организации  
коммерческой деятельности

 

Реферат по дисциплине Таможенное дело

на тему: Проблемы таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления

 

 

 

Выполнил студент

4 курса, группы БК-01

Вагапов В.И.

Проверила старший преподаватель

Вайнер А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2014

Введение

 

Выделены основные проблемы в сфере таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы России. Рассмотрены основные риски, возникающие при экспорте леса и лесоматериалов. Предложены пути повышения эффективности таможенного контроля леса и лесоматериалов  в регионе деятельности СТУ. Целью является выявление и анализ основных проблем таможенного контроля леса и лесоматериалов в СТУ, а также возможных путей их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            В связи с образованием Таможенного союза (далее - ТС) и членством России в ВТО возникла необходимость в доработке правовых механизмов, регулирующих экспорт леса и лесоматериалов, в том числе и в области таможенного контроля над лесопродукцией.

В целом, в разрезе России, Сибирский федеральный округ выступает в качестве основного участника международного рынка леса и лесоматериалов, что обусловлено, во-первых, наличием больших природных лесных массивов, составляющих, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, порядка 40% от всего запаса древесины России, а, во-вторых, территориальной близостью основного контрагента Российской Федерации на международном рынке леса и лесоматериалов – Китая.

В настоящее время в Сибирском федеральном округе функционирует 12 таможен и 68 таможенных постов, установлено 68 пунктов пропуска (12 воздушных, 10 железнодорожных, 44 автомобильных, 1 морской, 1 речной). Из них 25 действующих, 23 недействующих, в 20 пунктах пропуска на российско-казахстанской границе с 1 июля 2011 года деятельность таможенных органов не осуществляется.

Правом на совершение таможенных операций в отношении декларируемых леса и лесоматериалов наделены 25 таможенных постов, в том числе 2 центра электронного декларирования в Новосибирске и Иркутске.

К особенностям совершения таможенного декларирования леса и лесоматериалов следует отнести:

- возможность подачи таможенной  декларации только в таможенных  органах (на таможенных постах), определенных  приказом ФТС РФ от 22.12.2011 № 2600 «О компетенции таможенных органов  по совершению таможенных операций, связанных с принятием таможенных  деклараций и выпуском товаров, классифицируемых в соответствии  с ТН ВЭД ТС в товарных  позициях 4401, 4403, 4404, 4406, 4407 (за исключением  подсубпозиций 4407 10 150 0, 4407 10 310 0, 4407 10 330 0, 4407 10 380 0, 4407 99 200 0, 4407 99 250 0, 4407 99 400 0), вывозимых с территории Российской Федерации и помещаемых под таможенную процедуру экспорта»;

- необходимость уплаты  экспортных таможенных пошлин  в отношении отдельных видов  лесной продукции;

- необходимость представления  разрешительных документов (лицензии, сертификаты).

Данным приказом ФТС России сокращает количество таможенных органов, которым разрешено оформлять необработанную древесину на экспорт и таким образом значительно ужесточает таможенный контроль над их вывозом из России.

Таможенный контроль леса и лесоматериалов является одной из глобальных проблем таможенного регулирования в Таможенном союзе.

В качестве основных рисков, возникающих при экспорте леса и лесоматериалов, можно выделить следующие риски:

- недостоверное заявление сведений о наименовании товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);

- незаконное перемещение  леса и лесоматериалов через  таможенную границу таможенного  союза;

- не декларирование либо недостоверное декларирование вывозимого товара.

Остановимся подробнее на рассмотрении рисков, возникающих при экспорте леса и лесоматериалов.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС) для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) применяется Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС). Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов Таможенного союза. Древесина и продукты ее переработки отнесены к IX разделу ТН ВЭДТС, к 44 группе.

Наиболее сложными для таможенного контроля (определение объема, сорта, породного состава лесоматериалов) товарами являются лесоматериалы необработанные (товарная позиция 4403) и обработанные (товарная позиция 4407).

В целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров (в том числе вывозимых из России лесоматериалов), распоряжением ФТС России от 11.12.2012 № 344-р Сборник решений и разъяснений по классификации по единой ТН ВЭД ТС отдельных товаров дополнен пунктами 190 и 191, содержащими определения лесоматериалов «строганых» и лесоматериалов «шлифованных» товарной позиции 4407 ТН ВЭД ТС.

Незаконное перемещение леса и лесоматериалов через таможенную границу ТС является одним из наиболее распространенных правонарушений, выявляемых таможенными органами. Основная масса уголовных дел о контрабанде леса и лесоматериалов возбуждается органами дознания ФТС России при непосредственном обнаружении таможенными органами противоправных действий - 66%, 30% дел возбуждается подразделениями предварительного следствия органов внутренних дел и транспортной прокуратуры по результатам оперативно-розыскной деятельности, 2% - по информации иных правоохранительных, контролирующих органов.

По данным Сибирской оперативной таможни в первом полугодии 2013 года таможенники Сибири возбудили сорок пять уголовных дел о контрабанде ценных пород леса а, общий объем леса и лесоматериалов, ставших предметами преступлений, составил около 160 тысяч кубометров, или примерно 2300 вагонов. Рыночная стоимость лесопродукции превысила 340 миллионов рублей.

Факты контрабанды выявлены Томской, Иркутской, Красноярской, Бурятской, Хакасской и Читинской таможнями. Через них проходило оформление партий ценных хвойных пород леса, нелегально экспортируемого из Сибири в Китай, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Азербайджан.

Схемы по скупке, легализации и вывозу незаконно заготовленной древесины выстраивались как индивидуальными предпринимателями, так и организованными преступными группами. В каждом случае использовались подставные фирмы, подложные договоры купли-продажи леса на внутреннем рынке, полученные обманным путем лицензии Минпромторга России, позволявшие снизить экспортную таможенную пошлину.

Нелегальный оборот заготовленной древесины наносит значительный ущерб экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран - потребителей российского круглого леса.

В результате вступления России в ВТО изменился порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в лесной промышленности.

В связи с принятием Постановлений Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе и о признании утратившими силу некоторых актов» и от 30 июля 2012 года № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе, таможенными органами СТУ проводятся дополнительные контрольные мероприятия, направленные как на контроль исполнения лицензий Минпромторга, выданных лесоэкспортерам, так и на контроль соблюдения условий предоставления лицензий.

В целях обеспечения достоверности декларирования  леса и лесоматериалов, СТУ разработаны методические рекомендации, определившие основные  индикативные показатели достоверности леса и лесоматериалов. В результате применения указанной системы мониторинга признаков недостоверного декларирования леса и лесоматериалов таможенными органами СТУ в течение 2011 и 1 квартала 2012 года было проведено 1029 таможенных досмотров, 690 таможенных осмотров, 5 236 таможенных наблюдений, по итогам которых возбуждено 599 дел об административных правонарушениях.

Кроме того, необходимо отметить увеличение уровня загрузки транспортного средства по СТУ – данный показатель увеличился на 6,5 кубометра или на 8%, а также увеличение уровня таможенного платежа с 1 м3, что свидетельствует об эффективности мер, предпринимаемых таможенными органами Сибирского таможенного управления по подтверждению заявляемой таможенной стоимости лесоматериалов необработанных.

В основном в отношении вывозимых лесоматериалов применяются такие формы фактического таможенного контроля, как: таможенное наблюдение, таможенный осмотр и таможенный досмотр.  

Учитывая актуальность «лесного» направления в таможнях СТУ акцент сделан на проведении таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с  правоохранительными подразделениями таможни, а также с иными правоохранительными и контролирующими органами.

В таможнях региона в ходе проверочных мероприятий устанавливаются факты получения участниками внешнеэкономической деятельности лицензий, представленных при таможенном декларировании при вывозе лесоматериалов на экспорт, на основании договоров купли-продажи, факт заключения которых не подтвержден, или фактически лес не отгружался и проверяемые  лицензии к вывезенному товару не применимы.

В настоящее время выдача лицензий Минпромторгом РФ осуществляется в рамках выделенных квот на необработанные хвойные лесоматериалы с учетом их диаметра и кодов ТН ВЭД ТС (то есть существует дифференцированный подход к выдаче лицензий – на разные диапазоны толщины бревен выдаются отдельные лицензии). При этом таможенными органами СТУ при осуществлении таможенного контроля лицензируемого лесоматериала отмечается ряд проблем, в частности, выявляются правонарушения со стороны лесоэкспортеров при загрузке в вагоны лесоматериалов, не соответствующих диаметрам бревен, предусмотренных в полученных ими лицензиях.

Не декларирование либо недостоверное декларирование вывозимого товара, как правило, связано с занижением объемов экспортируемых лесоматериалов или декларирование особо ценных пород деревьев под видом обычных пород.

Огромную роль в возможном недостоверном декларировании древесины играют товары прикрытия – это товары, декларируемые вместо провозимых с целью незаконного ввоза или вывоза или с целью уменьшения таможенной стоимости и общего размера таможенных платежей на данный товар.

Основные признаки, формирующие товар прикрытия это - размер ввозной пошлины, степень обработки товара, стоимость товара, сортность древесины, сходство товара с заявленным в таможенной декларации (далее - ТД).

В результате роста экспорта древесины и продуктов её переработки постоянно увеличивается и количество случаев фальсификации древесины.

В основном используют следующие виды фальсификации - неверное указание количества перевозимой древесины, сорта древесины и недостоверное декларирование (присвоение товару кода товара – прикрытия).

По мнению Е.Ю. Бырковой наиболее типичные способы сокрытия реальной стоимости древесины, провозимой через таможенную границу и иные пункты контроля и досмотра, − намеренное декларирование более низкой, чем в действительности, сортности, фальсификация истинных объемов, а также основных качественных и количественных параметров лесоматериалов, в том числе породного состава лесоматериалов.

Целью контроля номинальных размеров пиломатериалов является предотвращение декларирования пиломатериалов с занижением их фактических размеров и поэтому в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 29.03.2012 № 600 (ред. от 21.08.2012 с изменениями, вступившими в силу с 08.10.2012) «О дополнительных требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 декларации на товары», при таможенном декларировании в графе 31 декларации на товары необходимо указывать объем лесоматериалов как с учетом номинальной длины и без учета коры, так и с учетом фактической длины и с учетом коры (приложение № 3 к приказу ФТС России от 29 марта 2012 г. № 600).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» таможенные операции относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а на основании ст. 5 вышеуказанного закона для получения достоверных результатов измерения должны выполняться по аттестованным методикам.

С начала второго квартала 2013 года таможенные органы при таможенном контроле начали применять новые методики измерений объемов экспортируемого круглого леса (на основании письма ФТС России от 18.03.2013 № 09-91/11056 «О методиках измерений круглых лесоматериалов»). Новые актуализированные методики прошли аттестацию и были зарегистрированы ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы».

Информация о работе Проблемы таможенного контроля над экспортом леса и лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления