Проблемы функционирования таможенных органов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование проблем функционирования таможенных органов России.
Задачами работы являются:
исследовать методологию функционирования таможенных органов;
изучение механизма функционирования таможенных органов РФ;
анализ деятельности таможенных органов;
ознакомиться с проблемами и направлениями развития правоохранительной деятельности таможенных органов
выявить пути решения проблем функционирования и повышения эффективности таможенных органов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..………………….…...3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ ....……………………………………………………………………….6
Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства ..…………………………………………………………….6
Механизм функционирования основных таможенных органов Российской Федерации ………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ………….…19
1 Анализ правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела ……..19
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………..………24
3.1 Проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов ………………….…………………………..…….24
3.2 Пути решения проблем функционирования и повышения эффективности таможенных органов ………………………………………………………………..…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..…..….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …...………………………....… 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.53 Кб (Скачать файл)

Экономическая безопасность государства, его экономические  интересы и их защита имеют различные  аспекты: существуют, например, внутри- и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием  промышленного и агропромышленного  комплекса, транспорта и связи и  т.п. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую  безопасность и защиту экономических  интересов государства, можно разделить  на две группы:

  • Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.
  • Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Т.е. таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической  безопасности, включает в себя целый  комплекс правовых, экономических, организационных  и иных мероприятий и программ, применяемых с целью - обеспечить защиту экономических интересов  государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов

1.2 Механизм функционирования  основных таможенных органов  Российской Федерации

 

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями6, который:

  • самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной системы, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, регулирует их правовой статус;
  • осуществляет полномочия  собственника  по  управлению имуществом подведомственных ему органов, предприятий и учреждений, финансирует мероприятия, направленные на развитие таможенной инфраструктуры;
  • контролирует соблюдение должностными лицами таможенно-процессуальных норм при производстве по делам контрабанды, нарушения таможенных правил и налогового законодательства,   занимается   рассмотрением   жалоб  и протестов   на, постановления таможенных органов по таким правонарушениям.

Структура ФТС включает:

  • таможенно-тарифное управление;
  • управление федеральных таможенных доходов;
  • отдел валютного контроля;
  • управление организации таможенного контроля;
  • управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
  • правое управление;
  • управление внешних связей.

Управление федеральных  таможенных доходов (УФТД) ФТС РФ руководит  деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей и разрабатывает технологию взимания таможенных платежей: контролирует процесс декларирования товаров, деятельность фирм и предприятий, расположенных в свободных экономических зонах, поступление таможенных платежей от экспорта энергоносителей и т.д.

    

Региональные  таможенные управления Российской Федерации (РТУ РФ).                                              

Региональные таможенные управления составляют промежуточное звено в системе таможенных органов, необходимость которого объясняется в первую очередь огромными размерами таможенной территории Российской Федерации. В настоящее время таможенная территория России поделена на регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах (таможен и таможенных постов). В непосредственном подчинении регионального управления находятся расположенные на его территории таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ФТС РФ, которые находятся только в оперативном подчинении РТУ.

Крупнейшие региональные управления:

  • Северо-западное (Санкт-Петербург);
  • Дальневосточное (Владивосток);
  • Северокавказское (Ростов-на-Дону);
  • Восточносибирское (Иркутск);
  • Поволжское (Нижний Новгород);
  • Западное (Москва);
  • Уральское (Екатеринбург);
  • Западносибирское (Новосибирск);

Границы таможенных регионов не совпадают с границами субъектов  Российской Федерации.

Общее положение о региональном таможенном управлении утверждено приказом ФТС РФ. В положении зафиксировано  свыше 100 основных функций. В них  зафиксированы задачи и виды деятельности по широкому спектру направлений  таможенного дела, функционирования таможенных органов и организаций, соблюдения таможенного законодательства и таможенных правил, обеспечения жизнедеятельности таможенных органов на территориях подведомственного региона, в том числе и тех из них, которые связаны с взиманием таможенных платежей. Так, региональное управление:

  • организует, координирует и контролирует начисление и взимание нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставление отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
  • организует и обеспечивает сбор, обобщение и анализ информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными органами;
  • осуществляет контроль за правильностью отражения в документах и учета таможенных платежей, обеспечивает взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке;
  • ведет контроль за полнотой взимания и своевременным перечислением в федеральный бюджет нижестоящими таможенными органами таможенных пошлин и налогов, относящихся  к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • контролирует полноту взимания и своевременность перечисления нижестоящими таможенными органами денежных  средств, формирующих Фонд развития таможенной системы РФ.

В реализации своих функций  РТУ предоставлены соответствующие  полномочия. В частности, РТУ имеет  право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты без статуса юридического лица; 
  • вносить в ФТС России предложения о создании, реорганизации и ликвидации в регионе таможен, таможенных постов, а также организаций системы ФТС;
  • издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения нижестоящими таможенными органами;
  • вносить в ФТС РФ предложения об издании, изменении, дополнении или отмене нормативных и иных актов ФТС России, о совершенствовании законодательства РФ, правовых актов Президента и Правительства России о таможенном деле.

Проблема совершенствования  деятельности регионального таможенного  управления

- одна из ключевых в  развитии единой системы таможенных  органов.

 

Таможня

Согласно общему положению  о таможне РФ она действует  под руководством ФТС. Вместе с тем  большая часть таможен находится  в непосредственном подчинении РТУ. Лишь отдельные таможни в силу специфики их работы, непосредственно  подчинены ФТС.

Весьма актуальной, является задача создания таможен и таможенных постов, специализирующихся в области  контроля за перемещением специфических  товаров (делящихся и радиоактивных  материалов, алмазов и драгоценных  металлов).

В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, расположенные на территории подведомственного региона. Исключение составляют те из них, которые непосредственно подчинены вышестоящим таможенным органам.

В зависимости от территориального размещения таможен и таможенных постов они подразделяются на пограничные и внутренние. Это связано как с маршрутами перемещения товаров, движения пассажиропотоков, так и с местами концентрации участников ВЭД.

К пограничным относятся таможни или их подразделения, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границ государства, а также в аэропортах, морских и речных портах. К ним относятся и пункты пропуска (перехода) всех видов автотранспорта через границу страны. Преимущественно они фиксируют прохождение товаров через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, а также осуществляют таможенный контроль пассажиропотоков.

К внутренним относятся таможни и их подразделения, расположенные в местах концентрации участников ВЭД (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории страны. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах. Такие таможенные структуры создаются при крупных железнодорожных узлах, промышленных и добывающих предприятиях, в административно-территориальных центрах.

Первостепенная задача таможни - непосредственное осуществление таможенного дела на подведомственной территории. В соответствии с этой и многими другими задачами, возложенными на таможню, она выполняет сложные и многообразные функции. Общее положение о таможне РФ фиксирует свыше шестидесяти функций. В круг этих функций входят:

  • обеспечение правильного применения в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства и проведении экономической деятельности на ее таможенной территории;
  • осуществление таможенного оформления и контроля, в том числе контроля за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами;
  • таможня начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • проверяет правильность их исчисления; взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; пирует фактическую уплату таможенных платежей;
  • взыскивает неуплаченные платежи, в том числе в бесспорном порядке принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении   отсрочки   или рассрочки   в   уплате   таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
  • применяет механизм уплаты таможенных платежей; обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей, полноту взимания и своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет, Фонд развития таможенной системы России;
  • собирает, обобщает и анализирует сведения о таможенных платежах и представляет их вышестоящему таможенному органу; контролирует состояние этой работы в нижестоящих таможенных органах. Для реализации своих функций таможня наделена широкими полномочиями.

Она Вправе:

  • издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты;
  • производить таможенный досмотр и таможенный контроль в иных формах, использовать при этом все или только достаточные его формы;
  • осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств и проверять экономическую деятельность участников внешнеэкономических связей;
  • привлекать к ответственности нарушителей таможенных правил.

 

Таможня определяет места  расположения своих структурных  подразделений, таможенных постов, деятельность которых она организует.

               

Таможенные посты.                          

Таможенный пост — это  линейное подразделение, с которого собственно и начинается осуществление  таможенного дела по всей технологической  цепи.

Типология таможенных постов многообразна. Их можно классифицировать по признаку непосредственного подчинения либо таможне, либо региональному таможенному управлению, либо ФТС России.

Таможенные посты различаются  по своему статусу, так как решением ФТС таможенному посту может  быть предоставлен статус юридического лица.

Соответственно такой  пост наделяется большими обязанностями и полномочиями по сравнению с постом не имеющим этого статуса.

Важнейшим направлением организации  сети таможенных постов является их создание непосредственно на крупных промышленных объектах, в местах сосредоточения производителей, отправителей и получателей грузов, участников экспортно-импортных операций.

Общее положение о таможенном посте РФ наделяет его следующими функциями, связанными с взиманием таможенных платежей:

  • начисление и взимание (в пределах своей компетенции) таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  • проверка правильности их исчисления; участие в обеспечении полноты взимания денежных средств;
  • взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами подведомственного региона в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания и своевременного перечисления.

Акцизный таможенный пост входит в структуру РТУ и непосредственно  подчиняется ему, осуществляет свою деятельность в подведомственном ему  регионе. В Положении об акцизном таможенном посте определены задачи, функции, права и порядок организации  работы этого органа. Главное его  назначение – обеспечение выполнения правил ввоза и реализации на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного  сбора и специальными марками. Акцизный    пост   осуществляет   контроль   за выполнением импортерами этих правил, включая таможенное оформление и воженный контроль маркировки товаров, взимание таможенных платежей за ввоз этих товаров, а также контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета.

Информация о работе Проблемы функционирования таможенных органов в РФ