Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:54, контрольная работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что главным "организатором и регулятором" международной торговли, как важнейшей составной части международных экономических, отношений выступает Всемирная торговая организация, членом которой в августе 2012 года стала и Россия.
Целью работы: раскрыть особенности тарифного регулирования РФ в условиях ВТО. Объектом исследования выступает Всемирная торговая организация. Предметом исследования является история взаимоотношений России и ВТО.
Введение……………………………………………………………………3
История и основные принципы ВТО…………………………………5
Путь вступления РФ в ВТО…………………………………………..11
Итоги переговоров по присоединению России к ВТО……………..16
ВТО и Таможенный союз……………………………………..17
Особенности влияния вступления РФ в ВТО на
формирование тарифной политики……………………….…………25
Заключение……………………………………………………………….29
Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарного ящика» (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю).
Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее — АМС). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «янтарного ящика» (меры поддержки, не оказывающие искажающего влияния на торговлю).
Обязательства по АМС предусматривают
уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов
США (только в рамках «янтарного ящика»)
до 2013 г., что позволит реализовать Государственную
программу развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции
и продовольствия на 2008–2012 годы. Затем
в течение переходного периода предполагается
снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд. долларов
США, что соответствует среднему уровню
субсидирования российского сельского
хозяйства за 2006—2008 гг.
При этом обязательства предполагают,
что после присоединения к ВТО Россия не будет
использовать экспортные субсидии сельскому
хозяйству (в настоящее время не предоставляются).
Следует отметить, что
обязательства Российской Федерации в области сельского
хозяйства отличаются от стандартных обязательств,
принимаемых другими странами, присоединяющимися
к ВТО. В соответствии со стандартным подходом,
присоединяющаяся страна связывает общий
объем поддержки АМС на уровне базового
периода (три года, предшествующие присоединению)
и затем принимает обязательство о сокращении
его в течение базового периода.
Россия принимает обязательство о связывании
объема АМС на уровне 4,4 млрд долл., что соответствует
базовому периоду 2006—2008 гг. Однако сразу
после присоединения России к ВТО разрешенный
уровень поддержки составит 9 млрд. долл,
который постепенно будет сокращаться
до связанного уровня 4,4 млрд. долл. (то есть
фактически после присоединения уровень
поддержки, соответствующий базовому
периоду, не сокращается, а увеличивается).
Такой нестандартный подход к обязательствам
по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением
Россией гарантий сохранения в течение
переходного периода сложившегося соотношения
различных видов поддержки. Такие гарантии
предложено зафиксировать в форме обязательства
о том, что в течение переходного периода
до 2017 года включительно (то есть в те годы,
когда разрешенный уровень поддержки
в рамках «янтарной корзины» будет превышать
уровень базового периода) доля продуктово-специфической
поддержки (т. е. с привязкой к определенному
товару) в отношении к продуктово-неспецифической
поддержки не будет превышать 30%.
Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».
4. Экспортные пошлины
Обязательства в области
таможенных пошлин включают договоренности
по ставкам экспортных пошлин, достигнутые,
главным образом, в переговорах с ЕС.
Обязательства, согласованные с ЕС предусматривают
«связывание» ставок пошлин на определенный
список товаров (порядка 700 тарифных линий).
В данный список вошли все товары, в отношении
которых действовали экспортные пошлины
на май 2004 г.
На нефть и нефтепродукты (по действовавшему на тот период перечню товаров, на которые распространялись экспортные пошлины) предусмотрено применение особой формулы расчета ставок. При этом формула расчета предельных ставок на нефть зафиксирована в соответствии с действовавшим законодательством. Формулы ставок на нефтепродукты соответствуют действующим на настоящий момент. На природный газ зафиксировано применение ставки 30% без обязательств по снижению ставок. Предельная ставка на природный сжиженный газ установлена на уровне 21%, но не более 40 евро/1000 кг без обязательств по снижению.
5. Доступ на рынок услуг
В переговорах по доступу
на российский рынок услуг было заинтересовано
30 членов ВТО.
В рамках процесса присоединения к ВТО Россия
принимает на себя обязательства, гарантирующие
иностранным услугам и поставщикам услуг
уровень доступа и национальный режим,
в объеме и на условиях, зафиксированных
в соответствующем документе, который
Россия согласовывает со всеми заинтересованными
членами ВТО (Перечне специфических обязательств
по услугам — далее — Перечень). Перечень
составляется по методологии ВТО, в его
основу ложится Классификатор услуг ВТО,
который насчитывает 155 секторов услуг.
Россия принимает на себя обязательства
по 116 секторам услуг. Этот показатель сопоставим
с показателями недавно присоединившихся
стран (Китай, Саудовская Аравия), однако,
уровень либерализации российского рынка
услуг ниже, чем уровень либерализации
рынка услуг этих стран.
В 39 секторах услуг (например, трубопроводный,
железнодорожный, внутренний водный транспорт,
большинство медицинских услуг, услуги
по организации культурных мероприятий,
большинство услуг в области НИР и др.) Россия
не связывает себя обязательствами. Это
означает, что в будущем в этих секторах
можно будет вводить любые ограничения
для иностранцев, вплоть до полного закрытия
рынка. Однако такие ограничения должны
применяться на основе принципа РНБ.
Обязательства без ограничений принимаются
по 30 секторам (например, услуги в области
рекламы, услуги по исследованию рынка,
услуги консультационные, услуги в сфере
управления и т. д.). Однако принятие присоединяющейся
страной «обязательств без ограничений»
не означает полное дерегулирование соответствующих
секторов услуг. После присоединения к ВТО
Россия (как и любой другой член этой организации)
сохранит за собой право применять недискриминационное
внутреннее регулирование в сфере услуг
(например, регулирование, направленное
на обеспечение качества услуг или защиту
прав потребителей, такое как, лицензирование,
квалификационные требования, аттестация
и аккредитация.
Фактически, ограничено будет только право
применять ограничения, изменяющие условия
конкуренции между иностранными и национальными
поставщиками услуг в пользу последних.
К таким ограничениям, в соответствии с методологией
ВТО, относятся:
1. Ограничения количества поставщиков;
2. Ограничения на общий
объем торговли по отдельному виду услуги;
3. Ограничения на общее число операций
или количества предоставленных услуг;
4. Ограничения на общее число иностранных
физических лиц;
5. Требования к определенной организационно-правовой
форме;
6. Ограничения доли иностранного участия
в секторе или в капитале отдельной компании;
7. Дискриминационные
требования к иностранным услугам/поставщикам услуг.
Использование перечисленных типов ограничений
после присоединения к ВТО будет возможно
только в том случае, если право их применения
зафиксировано в российских обязательствах
по услугам. Это правило справедливо только
для тех секторов, по которым Россия примет
обязательства.
Кроме действующих в российском законодательстве
ограничений, в Перечне российских обязательств
учитывалась также необходимость сохранения
права введения новых ограничений в наиболее
чувствительных областях, таких как, услуги
в сфере энергетики, телекоммуникации,
образование. В таких секторах режим доступа
и деятельности в России иностранных поставщиков
услуг, предусмотренный будущими российскими
обязательствами в ВТО, является даже более
жестким по сравнению с действующим режимом.
В Перечне российских обязательств зафиксированы
также меры «горизонтального» характера,
то есть распространяющихся на все сектора
услуг (ограничения в отношении собственности
иностранцев на землю; требования к иностранным
инвесторам, участвующим в реализации
соглашений о разделе продукции, основные
требования по перемещению физических
лиц- поставщиков услуг).
Окончательный пакет договоренностей
по условиям присоединения к ВТО включает
в себя следующие основные элементы, касающиеся
финансовых услуг:
1) запрет на деятельность филиалов иностранных
банков («прямых» филиалов) в России;
2) допуск в Россию «прямых» филиалов страховых компаний через длительный переходный период при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости;
3) сохранение 50% квоты
иностранного участия в
Россия, в рамках соглашения о присоединении к ВТО, приняла на себя обязательства снизить тарифы по большому числу товарных групп — именно эти изменения зафиксированы в 57 двусторонних соглашениях, заключенных Россией со странами-членами ВТО и по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 9,5% в 2011 году.
К снижению импортных пошлин наиболее чувствительными оказались машиностроительная и сельскохозяйственная отрасли, а также отрасли легкой промышленности и строительных материалов. Импортом товаров данной категории занимаются около 1300 участников ВЭД Ростовской области и на их долю в 2011 году пришлось 50% внешнеторгового импорта области или более 2,5 млрд долл. США.
Большое беспокойство при вступлении России в ВТО выражали отечественные предприятия, выпускающие сельхозтехнику. В этой связи следует отметить, что введение более жестких протекционистских мер для защиты отечественных производителей с февраля 2009 года привело к десятикратному сокращению количества ввозимых импортных зерноуборочных комбайнов. Если ежегодно парк зерноуборочных комбайнов в период 2006-2009гг. пополнялся в среднем на 600 машин, то после установления более высокой ставки таможенной пошлины в период 2009-2010гг. – в среднем на 60 шт. ежегодно, а в 2011 году ввоз этого товара не осуществлялся. К группе риска относятся также производства, характеризующиеся высоким исходным уровнем протекционизма и незначительной долей экспорта в выпуске.
Кстати, меры таможенного
тарифного регулирования
Так, если в период действия 15%-й ставки импортной пошлины на картофель за 1 полугодие 2009-2010гг. ввоз картофеля составлял порядка 140 тыс. тонн, то при установлении 0-й ставки пошлины объемы ввоза в 1 полугодии 2011г. выросли почти в 2,5 раза, составив 340 тыс. тонн. При этом цена увеличилась в среднем на четверть с 0,46 долл. США/кг до 0,61 долл. США/кг. К таким же результатам привела отмена пошлины на цемент в 2008 году. Несмотря на то, что импортная пошлина на цемент не высока и составляет всего 5%, установление 0-й ставки пошлины в январе-октябре 2008 года привело к увеличению ежемесячных объемов ввоза в 7 раз (с 47 тыс. тонн до 340 тыс. тонн ежемесячно).
Учитывая тот факт, что многие позиции, по которым Россия приняла обязательства по снижению тарифов, являются значимыми статьями импорта Ростовской области, а также корреспондируют с выпускаемой в регионе продукцией сельского хозяйства и товаров с глубокой степенью переработки, в частности, сельскохозяйственной техники, вопросы конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке в условиях жесткой конкуренции станут еще более актуальными. Следует ожидать ассортиментных сдвигов в товарной структуре: увеличения удельного веса импортных продуктов на 15-20%, с/х техники, лекарственных препаратов, компьютерной техники, одежды и т.д. В экспорте наиболее важными для участников ВЭД Ростовской области являются вопросы, связанные с поставками зерна. Зерно не попадает в перечень позиций, по которым Россия взяла на себя обязательства по экспортным пошлинам. В него в основном вошли товары, по которым уже применялись такие пошлины. Никаких ограничений в отношении введения экспортных пошлин на зерно нет.
Еще одним фактором последствий вступления России в ВТО станет снижение суммы доходов, администрируемых таможенными органами, поступающих в федеральный бюджет.
Присоединение к ВТО
непосредственным образом отразилось на размере ставок таможенных сборов
за таможенные операции. Согласно положениям
постановления Правительства РФ с даты
присоединения России к ВТО снижен верхний
предел ставок таможенных сборов за таможенные
операции – 30 тыс. рублей за таможенное
оформление товаров, таможенная стоимость
которых составляет 10 000 тыс. рублей 1 копейку
и более (до вступления в ВТО – 50 тыс. рублей
за таможенные операции в отношении товаров,
таможенная стоимость которых составляет
10 000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не
превышает 30 000 тыс. рублей включительно,
100 тыс. рублей – за таможенные операции
в отношении товаров, таможенная стоимость
которых составляет 30 000 тыс. рублей 1 копейку
и более).
Следует отметить, что важной задачей
большинства государств мира в области
регулирования международного товарообмена
является ограничение и защита, как национальных
производителей, так и потребителей. Поэтапное
снижение уровня тарифной защиты странами
в процессе реализации своих обязательств
в силу условий присоединения к ВТО вывела
в качестве эффективного средства защиты
рынка нетарифные меры. Эта тенденция
особенно ясно наблюдается в последние
два десятилетия в силу недостаточной
определенности применения и возможности
многократного или длительного использования
нетарифных барьеров в отношении одного
и того же товара. К нетарифным мерам относятся
практически все меры, используемые государством
для регулирования торговли (за исключением
тарифов) и направленные на запреты и ограничения
в отношении ввоза и вывоза товаров. В
отличие от законодательно закрепляемых
тарифных барьеров, нетарифные меры применяются,
как правило, на уровне исполнительных
органов власти и имеют избирательный
и более гибкий характер. С момента вступления
России в ВТО списки товаров, попадающих
под те или иные ограничения при перемещении
товаров и помещении их под таможенные
процедуры, практически не изменились
и продолжают действовать.
Заключение
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом: