Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:00, курсовая работа
Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III -- II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.
Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….3
1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………3
1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………5
1.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….9
1.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...11
1.5 Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....16
2. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..21
2.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….21
2.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………….…………………….31
Содержание Указа ориентировало на главное - борьбу с контрабандой, хотя практика тех лет показывает, что вводимые форпостные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей.
Активизировалось
развитие внешней торговли, в чем
немалую роль сыграл принятый в 1724 году
протекционистский таможенный тариф.
В интересах отечественной
Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.
Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.6
1.4. Развитие таможенного дела на Руси в середине XVIII-XIX вв.
В середине XVIII века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записи в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли, и поэтому была проведена крупная таможенная реформа.
Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом, внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Реформа 1753 года, дополненная протекционистским Уставом 1757 года, принесла казне значительную прибыль. Так, до реформы таможенные сборы составляли 900 тысяч рублей в год, то после реформирования пограничные таможни доставляли казне свыше 2 миллионов рублей.
Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Указом 1767 года и Манифестом 1755 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России. В 1755г. был принят Таможенный устав, который:
русским, только оптом и по специальным тарифам).
точные сведения об утаенных товарах, получало 50% от стоимости товаров за вычетом пошлин, при условии задержания этих товаров.
Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде “особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров”. Она состояла из таможенных надзирателей – по одному на каждые 10 верст, которые несли дозоры на своем участке. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.
В 1800 г. восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии, которая была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.
8 сентября 1802 г. был принят высочайший Манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. В начале XIX века был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. В 1827 году в страже было 37 кадровых офицеров, 275 запасных офицеров, 3282 рядовых. Надзиратели таможен и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе.
Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под этим не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.7
31 марта 1819 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой (ввозить запрещалось только железоделательную и текстильную продукцию). На российский рынок хлынули потоки иностранных товаров, и заводы страны не выдержали их конкуренции. Этому помог еще более мягкий тариф 1819 г.
В мире появились
новые формы межторговых
Указом 1817 г. в Одессе появился первый порто-франко, начавший функционировать с 1819 г. Развитию торговли стала способствовать Одесская контора государственного коммерческого банка. Внешнеторговые обороты росли с каждым годом. Таким образом, с 1822 по 1857 гг. товарооборот вырос в 7 раз. Основную статью экспорта составлял хлеб, основную статью привоза - мануфактура.
Систему таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе — по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие — таможни первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние — таможни второго класса (Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Кроме таможен и застав создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и другие. В дополнение к линии таможен и застав “для отвращения” тайного провоза товаров учреждалась пограничная стража.
В 1870 г. усилилась зависимость России от иностранных, в т.ч. и немецких промышленников. Это было поводом для введения защитных мер. И с 1877 г. ввели оплату таможенного сбора золотыми пошлинами. Руководителем Департамента был уже Николай Александрович Качалов.
Сложилась новая структура таможенного ведомства, департаменту стали подчиняться также пограничная и корчемная стражи кроме таможен.
80-е гг.
XIX века ознаменованы важными
событиями в стране и за
рубежом. Учитывая
В этой сложной обстановке таможенное ведомство возглавлял Лев Федорович Тухолка. Таможенный устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в три морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах.
Тогда же в России насчитывалось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радовский, Радзивилловский, Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский, а также складочные таможни. Каждая таможня наделялась особыми правами: через складочные таможни 1 класса разрешалось провозить все иностранные товары, через таможни 2 и 3 классов провозились все беспошлинные товары.
Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие. Ранее не служившие в таможне лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось особое внимание. Руководящие кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее специальное образование. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими.
Законодательство предусматривало защиту таможенников от применения насилия, оскорбления или невыполнения предписаний. На нарушителей налагался денежный штраф от 25 до 100 рублей.
В социальном отношении работники таможен отличались как положением, так и оплатой. Чем выше была занимаемая должность, тем выше и социальное положение: в Департаменте служили представители царствующей фамилии и их приближенные. При подборе кадров смотрели и на национальность. Предпочтение отдавали русским.
Таможенники, имевшие классные чины, жили гораздо лучше. Разница в доходах управляющего и досмотрщика была десятикратной. Была огромная разница и в жилищных условиях. 8
В общем, в XIX в. сложилась система таможенной охраны России, которая отвечала требованиям времени. На службу набирались грамотные люди, но специального учебного заведения для подготовки кадров не было.
В 1964 году был принят Таможенный кодекс, который предусматривал для таможни СССР 3 главные задачи:
внешней торговли.
В соответствии с этим кодексом управление таможенным делом
возлагалось на Министерство внешней торговли СССР через ГТУ. Централизованное управление распространялось на таможенные службы союзных республик.
Также было изменено определение контрабанды. Выделялось три вида нарушения правил:
В последующие годы развивалась нормативно-правовая база деятельности таможенных учреждений. В частности, была усилена административная ответственность за контрабанду валюты и валютных ценностей (1971 г.), осуществлены мероприятия по недопущению незаконного вывоза из страны культурных ценностей (1976 г.), введены новые правила таможенного контроля за вещами лиц, пересекающих государственную границу СССР (1977г.).
В 1973 г. был отменен огульный, массовый досмотр лиц, мест ручной клади и багажа при пересечении границы страны, упрощены таможенные формальности. Эти меры содействовали увеличению пассажиропотоков, развитию туристических связей, привлечению зарубежных участников международных массовых культурных, спортивных мероприятий, проводимых в СССР.
В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.
Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г. (12 февраля), когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.