Развитие таможенного дела на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III -- II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.
Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….3
1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………3
1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………5
1.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….9
1.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...11
1.5 Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....16
2. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..21
2.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….21
2.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………….…………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_razvitia_rossyskogo_tamozhennogo_prava.docx

— 65.15 Кб (Скачать файл)

Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно - правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР).10

В организационном  плане происходило структурное  переустройство органов управления таможенным делом: отделы, входившие  в состав ГТУ МВТ, были преобразованы  в управление ГУГТК; увеличилась  сеть местных таможенных учреждений. Постановление Совета Министров  СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 (2) юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в функциональной направленности таможенных органов в последующий период.

Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.

В-третьих, отсутствовала законодательная  база для перестройки системы  управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами подзаконным актам.11

Составная часть преобразований, начавшихся в  СССР в середине 80-х годов, - реформа внешнеэкономической деятельности. Начался постепенный демонтаж государственной монополии внешней торговли.

Начало  реформы было связано с принятыми  в августе 1986 г. постановлениями ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами", направленными прежде всего на повышение роли промышленных министерств, объединений и предприятий в области внешнеэкономических связей.

Более 20 министерств и ведомств, а также  первоначально около 70 крупнейших объединений, предприятий и организаций получили право непосредственного осуществления  экспортно-импортных операций. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей.

В составе  научно-производственных и производственных объединений, получивших право выхода на внешний рынок, были созданы внешнеторговые фирмы.

Уже к  концу 1988 г. количество предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, превысило 200. В процессе дальнейшего развития реформы с 1 апреля 1989 г. право выхода на внешние рынки получили все предприятия, объединения, производственные кооперативы и другие организации, включая консорциумы, торговые дома и пр., хотя они имели право торговать только продукцией собственного производства.

Важным  элементом внешнеэкономической  реформы стал допуск иностранного капитала в экономику СССР: было принято  решение о создании совместных предприятий (СП) с организациями социалистических стран, а также фирмами капиталистических  и развивающихся стран. Новые  формы внешнеэкономических связей (совместное предпринимательство на территории СССР, свободные экономические  зоны, зарубежное инвестирование и  т. д.) были призваны способствовать усилению использования в нашей экономике  прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта, развитию экспортного сектора страны и расширению финансовой базы модернизации народного хозяйства.

Логическое  завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР "О таможенном тарифе", которые внесли существенные изменения в организацию таможенного управления.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие таможенного дела в РФ

 

2.1. Таможенное дело в России в 90-е годы

Создание  ГТК определило начало трудного этапа  возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего  союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную  сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих  таможен. Общая штатная численность  таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России пришлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Потребности становления рыночной экономики  в стране и процессы либерализации  внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий  инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов  и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного  дела. 13Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю.

Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной  ГТК. Она определила приоритетное развертывание  сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.

Намеченная  программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и  глубокие качественные изменения ее состава. Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.: более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы.

В последующие  годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и  др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление  таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три  года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).

Становление и обеспечение дееспособности системы  таможенных органов непосредственно  связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях.14 Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела.  

В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТС) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами.  

ГТК России принял участие в разработке и  реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о  сотрудничестве и взаимопомощи стран  СНГ в таможенных делах. По его  предложениям Совет руководителей  таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур.

Важной  вехой в развитии правовых основ  таможенной деятельности стал Федеральный  Закон «О службе в таможенных органах  Российской Федерации», вступивший в  действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы.

Эти меры позволили повысить статус структурных  подразделений ГТК, непосредственно  влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности  таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль  управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК высказался за то, чтобы наряду с ужесточением таможенного контроля снизить до разумного предела ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям и внес предложения, направленные на их оптимизацию, ликвидацию льгот на ввоз автотранспортных средств физическими  лицами. В частности, было признано целесообразным предоставлять отечественным  предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за ввоз технологического оборудования, которое находилось на таможенных складах. Это предложение  было принято Правительством России и сыграло важную роль в поддержке  отечественного производителя. ГТК  совместно с Минторгом России выступил с инициативой создания десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Принятое по этому  вопросу решение Правительства  России в начале 2000 года предусматривало  также реконструкцию импортного таможенного тарифа. Вся эта работа была направлена на реализацию приоритетной функции таможенных органов - формирование доходной части федерального бюджета. К 2000 г. удалось обеспечить стабильность и равномерность в этой работе таможенных органов.

 

4.2. Развитие  таможенной системы в 2000-е годы  XXI века

В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и перечислили в бюджет почти 359 млрд. руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн. руб., то в 2000 г. - 6,5 млн. руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме. В конце 2000 г. был осуществлен перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России начал внедрять новые технологии расчетов по таможенным платежам наличными денежными средствами, а также с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт.

Административная  реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г. повлекла за собой изменения и  в системе таможенных органов. Вызвано  это, прежде всего учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507).15 Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России. 2000 год стал для таможенной службы России рубежным. Она включилась в осуществление кардинальной реформы таможенной системы государства. Ее необходимость была обоснована в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. Во главу угла были поставлены задачи оптимизации таможенного тарифа и коренного изменения системы таможенного администрирования.

Для таможенной политики важную роль сыграли не только введение нового Таможенного кодекса  Российской Федерации в 2003г. и пересмотр  таможенного тарифа, но и принятие Федеральных законов «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и других органов исполнительной власти.

Коренной  перестройки потребовала и сама система таможенных органов, еще  сохраняющая элементы торможения как  наследие советского периода, так и  сформировавшейся российской таможенной бюрократии, нацеленная на применение системы таможенных барьеров и неспособная  к гибкому регулированию в  условиях ежегодного товарооборота, применения новых методов стимулирования внешней  торговли, особенно в части применения новых таможенных технологий и предпринимательства  в таможенном деле.

Информация о работе Развитие таможенного дела на Руси