Развитие таможенной службы в России: исторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Кардинальные изменения в общественно-политической и экономической жизни Российской Федерации 90-х годов ХХ века, открытие границ, переход экономики к рыночным отношениям, либерализация внешней торговли и сложившаяся в связи с этим принципиально новая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности поставили вопрос о необходимости реформирования как всей государственно-административной системы, так и одной из ее основных составляющих - таможенной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ 4
2. ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОШЛИНЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
3. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ 10
4. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ СУВЕРЕННОЙ РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1 ..doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

      Тариф основывался на таких положениях:

  1. низкая пошлина на товары, необходимые для России, производство которых в России не возможно;
  2. освобождение от пошлины иностранных товаров и продуктов, которые в стране не производятся, но необходимость в них есть;
  3. запрет ввоза товаров, которые могут конкурировать с российскими.

      Таможенный  тариф 1822 г. частично прекратил ввоз импортных товаров в Россию, обеспечив активный торговый баланс. Начала развиваться внутренняя хлопковая промышленность. Однако запрещающий тариф на импортные товары уменьшил спрос на российское сырье, повысил цены на товары; способствовал росту контрабанды. Поэтому новый таможенный тариф 1850 г. постепенно смягчил, заперт и умеренно сохранил ограничения ввоза иностранных товаров.

      Таможенная  политика первой половины XIX ст. отражала протекционистские тенденции (ограничение ввоза иностранных товаров), обеспечивала верхушке российской буржуазии высокую прибыль, накопление капиталов для развития промышленности.

      В таможенной политике Российского государства второй половины XIX ст. предпочтение отдавалось свободной торговле и предпринимательству, уменьшилась пошлина на сельскохозяйственные продукты и цены на них.

      Призыв  свободной торговли был направлен  на защиту интересов промышленной буржуазии, которая боролась за отмену таможенных барьеров на иностранных рынках, облегчая продвижение своих товаров на них, и обеспечивала преимущество экспорта над импортом, а своей стране.

      В 1864 г. в Министерстве финансов был  организован Департамент таможенных сборов для управления таможенными учреждениями. Повысилась действенность таможенного контроля в сфере борьбы с контрабандой, увеличились взносы таможенных сборов в казну.

      Начинается  активное строительство и организация  таможенных органов, разрабатываются инструкции, положения, уставы, что строятся пограничные сооружения.

       В инструкции по ведению дел о контрабанде, утвержденной ГТУ 31 декабря 1942 г., лица, виновные в контрабандном ввозе наркотических средств, а также в их хранении и сбыте, привлекались к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовных кодексов союзных республик с конфискацией товаров и наложением штрафов в административном порядке.

       В этот период существовала и «мнимая» контрабанда, когда предметы не превышали  пассажирскую норму, но скрывались от таможенного контроля и обнаруживались только в результате таможенного досмотра. Этот вид контрабанды советскими законами не предусматривается, поэтому обнаруженные в результате досмотра предметы, не превышающие нормы, пропускались.

       Во  второй половине 1940-1950-х гг. сложился механизм борьбы с таможенными правонарушениями.

       Закон, утвержденный 25 декабря 1958 г. 2-й сессией  Верховного Совета СССР пятого созыва «Об уголовной ответственности  за государственные преступления» в ст. 15 предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений и так давал определение контрабанде: Контрабанда, то есть незаконное перемещение товаров или иных ценностей через границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения.

       Законодатель  отказался от ряда признаков, ранее  характеризовавших квалифицированную контрабанду (таких, как контрабанда с использованием специальных перевозочных средств, совершение контрабанды вооруженными лицами, контрабанда аннулированных ценных бумаг и некоторых видов имущества), и установил меру наказания в виде лишения свободы на срок от 3-х до 10-ти лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2-х до 5-ти лет или без ссылки.

       В связи с принятием этого закона были исключены из УК союзных республик составы преступлений, предусматривавшие ответственность за нарушение Положения о монополии внешней торговли, и простая контрабанда (ст. 59 и 83 УК РСФСР).

       В 60-е гг. XX в. между странами-участницами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) складывались новые взаимоотношения. Основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества СССР со странами социалистического содружества явились экономические, научно-технические, научные, производственные связи. Внешнеэкономические связи стран социалистического содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны. СССР наращивал торговлю, а с октября  1961 г. вводился в действие новый Таможенный тариф.

       Минимальные ставки пошлин, предусмотренные в тарифе, применялись к товарам (если не был предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским товарам, ввозимым в эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации в отношении таможенного обложения, а максимальные ставки пошлин – к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют.

       Таможенным  тарифом предусматривались ставки таможенных пошлин по привозной торговле. Беспошлинный ввоз распространялся на 26 из 36 наименований химических продуктов, удобрений, каучука.

       5 мая 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Он представлял собой систематизированный законодательный акт, устанавливающий принципы таможенного дела в стране на данный период времени.

       Управление  таможенным делом на территории СССР относилось к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.

       Таможенные учреждения СССР осуществляли контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершали таможенные операции и вели борьбу с нарушением таможенных правил и контрабандой.

       К ведению Главного таможенного управления относилось:

       а). Управление местными таможенными учреждениями, дача им руководящих указаний и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу;

       б). Разработка вопросов таможенной политики;

       в). Участие в разработке проектов международных соглашений в части, касающейся таможенного дела;

       г). Подготовка проектов таможенных тарифов  и решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов;

       д).  Разработка и осуществление мероприятий  по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой;

       е). Рассмотрение жалоб на решения таможен  и действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в  порядке надзора решений местных  таможенных учреждений.

       Главное таможенное управление возглавлял начальник  управления. Местными таможенными учреждениями являлись таможни и подчиненные им таможенные посты.

       Для оперативных работников таможенных учреждений устанавливалось ношение  форменной одежды. Форма одежды и  перечень должностей оперативных работников, для которых устанавливалось ношение форменной одежды, утверждалось Советом Министров СССР, а правила ношения форменной одежды – министром внешней торговли.

       Грузы пропускались через государственную  границу СССР в соответствии с законодательством о государственной монополии внешней торговли и положениями Кодекса. Пропуск грузов через государственную границу СССР производился через таможенные учреждения. Под грузом понимались всякого рода предметы, перемещаемые через государственную границу СССР (в том числе багажом и почтовыми отправлениями).

       Таможенный  контроль осуществлялся за грузами:

       а) ввезенными из-за границы – со времени  прибытия и до выпуска их таможенным учреждением внутрь страны;

       б) вывозимыми за границу – со времени  предъявления таможенному учреждению и до выпуска их таможенным учреждением за границу;

       в) транзитными – со времени прибытия из-за границы и до выпуска их таможенным учреждением за границу;

       г) перевозимыми из одних таможенных учреждений в другие – до выпуска их таможенным учреждением назначения внутрь страны или за границу.

       Время прибытия в места расположения таможенных учреждений транспортных средств и продолжительность стоянки их устанавливались соответственно Министерством морского флота, Министерством путей сообщения, Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР и органами управления речным и автомобильным транспортом союзных республик с учетом необходимого для осуществления таможенного контроля времени, определяемого по согласованию с Министерством внешней торговли.

       Лица, направляющиеся за границу и прибывающие  из-за границы должны были следовать  через таможенные учреждения и контрольно-пропускные пункты пограничных войск.

       В международных почтовых отправлениях допускались к ввозу в СССР с уплатой таможенных пошлин предметы личного потребления по списку и нормам, утверждаемым Министерством внешней торговли по согласованию с Министерством финансов СССР и Министерством связи СССР. Поступившие из-за границы в почтовых отправлениях предметы не могли использоваться для извлечения нетрудовых доходов. Грузы могли перевозиться из одних таможенных учреждений в другие для досмотра и оплаты пошлиной, а также для выпуска их за границу. Перевозка таких грузов производилась под ответственностью транспортных организаций, принявших грузы к перевозке, с соблюдением правил таможенного контроля за соответствующими транспортными средствами и перевозимыми на них грузами.

       Таможенные  учреждения производили досмотр  грузов для установления законности их перемещения через государственную границу СССР, определения тарифного наименования, цены, количества и в подлежащих случаях качества. Досмотренные грузы могли быть подвергнуты передосмотру.

       Таможенные  пошлины определялись тарифами, утверждаемыми  Советом Министров СССР. Таможенная пошлина исчислялась на основании таможенного тарифа, действующего в день платежа пошлины или в день выпуска груза таможенным учреждением, в зависимости от того, какой из указанных сроков предшествует другому. Ценой для исчисления таможенной пошлины признавалась нормальная оптовая цена товара в месте его происхождения или производства с прибавлением издержек по упаковке, страхованию, перевозке, комиссии, вывозных пошлин и других подобных расходов, необходимых для покупки и подвоза товара к границе СССР (цена сиф-порт или франко-граница СССР). От оплаты таможенной пошлины освобождались:

       а) грузы, оказавшиеся вследствие повреждения  непригодными к употреблению ни в качестве изделий, ни в качестве материалов;

       б) грузы, погибшие при перевозке из одного таможенного учреждения в другое, а также во время выгрузки или хранения в таможенных складах;

       в) предметы иностранного происхождения, разрешенные к условно-беспошлинному  ввозу в пределы СССР с целью  их переработки в изделия и  окончательной отделки их для  обратного вывоза в виде изделий за границу;

       г) привозимые обратно из-за границы  произведения почвы и промышленности СССР;

       д) привозимые обратно из-за границы  предметы иностранного происхождения, оплаченные пошлиной при первоначальном ввозе и вывезенные временно за границу;

       е) предметы иностранного происхождения, ввозимые временно с разрешения Главного таможенного управления при условии обратного вывоза их из пределов СССР в течение назначенного в каждом отдельном случае срока, который не может превышать одного года;

       ж) грузы, вывозимые обратно за границу, если транспортной организацией будет представлено доказательство того, что груз ошибочно ввезен в СССР, а также, если относительно разрешенного к ввозу груза, находящегося под таможенным контролем, до истечения месячного срока распорядителем груза будет подано заявление об обратном вывозе;

Информация о работе Развитие таможенной службы в России: исторический аспект