Развитие таможенной службы в России: исторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Кардинальные изменения в общественно-политической и экономической жизни Российской Федерации 90-х годов ХХ века, открытие границ, переход экономики к рыночным отношениям, либерализация внешней торговли и сложившаяся в связи с этим принципиально новая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности поставили вопрос о необходимости реформирования как всей государственно-административной системы, так и одной из ее основных составляющих - таможенной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ 4
2. ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОШЛИНЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
3. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ 10
4. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ СУВЕРЕННОЙ РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1 ..doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

       з) грузы, предназначенные для научных  и учебных целей, поступающие  в адреса учебных заведений, научных  и научно-иссследовательских учреждений;

       и) предметы судового снабжения и снаряжения, плавающих под флагом СССР, в тех случаях, когда эта закупка вызвана постигшей судно аварией, лишившей его возможности безопасного плавания; запас продовольствия, расходуемого согласно правилам, утверждаемым Министерством морского флота, а также закупленные за границей предметы оборудования и материалы, необходимые для эксплуатации воздушных судов СССР, если эта закупка вызвана аварией, вынужденной посадкой или поломкой воздушных судов за границей.

       Начальники  таможен имели право налагать штрафы за нарушения таможенных правил и за контрабанду.

       Таможенный  кодекс СССР 1964 г. говорил о двух видах контрабанды: контрабанда  как административное правонарушение и контрабанда как уголовное преступление. В практике таможенного контроля выделены три вида правонарушений: перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением положений данного Кодекса; перемещение грузов с сокрытием от таможенного контроля; хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР.

       Начальники  таможен имели право налагать штрафы за нарушения таможенных правил и за контрабанду. Суммы взысканных штрафов вносились в союзный бюджет.

       «Контрабандой признавались (статья 100):

       а) незаконное перемещение через государственную  границу СССР грузов (товаров, ценностей  и иных предметов), т.е. перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований Кодекса или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР;

       б) продажа без установленного на то разрешения товаров, ценностей и иных предметов, ввезенных из-за границы лицами, и предметы, полученные в международных почтовых отправлениях, а также покупка таких товаров, ценностей и предметов;

       в) хранение иностранных грузов в количестве, превышающем обычную для собственного потребления норму, если хранителями или собственниками этих грузов не будет доказано законное получение их;

       г) ввоз и получение из-за границы  грузов, хотя бы при наличии установленных разрешений и с уплатой пошлины, если ввоз или получение этих грузов связаны с незаконным вывозом, переводом или пересылкой за границу валюты или валютных ценностей;

       е) совершение всякого рода подготовительных действий к нарушениям, перечисленным  в настоящей статье».

       Согласно  статье 101, за контрабанду налагались штрафы в административном порядке, за исключением случаев, когда контрабанда наказывалась в уголовном порядке (статья 102).

       Штрафы  за контрабанду, налагаемые в административном порядке на граждан не могли превышать 50 рублей, а на должностных лиц – 100 рублей.

       Обнаруженные  предметы контрабанды подлежали  конфискации независимо от времени их обнаружения. При невозможности конфискации предметов контрабанды взыскивалась их приблизительная стоимость с лиц, совершивших контрабанду (статья 103).

       В том случае, если лицо, совершившее контрабанду, не знало о контрабандном происхождении предмета, то оно не считалось совершившим контрабанду и штрафу не подвергалось (статья 104).

       Постановление о наложении штрафа не выносилось, если со дня нарушения таможенных правил или со дня обнаружения лица, совершившего контрабанду, прошло более одного месяца (статья 105).

       Таким образом, Таможенный кодекс 1964 г. уделял огромное внимание борьбе с контрабандой. Связано это было, в том числе, и с расширением экономической интеграции СССР в рамках СЭВ. Случаи контрабанды приводили к дискриминационным мерам по отношению к СССР его союзникам, которые рассматривались на ежегодных многосторонних встречах США, Англии, Франции, ФРГ, Италии, Канады, Японии.

 

       4. Развитие  таможенной службы суверенной России

 

      Строительство таможенного ведомства суверенной России началось с создания 25 октября 1991 года Государственного таможенного  комитета РСФСР, т.е. еще до распада  Советского Союза. Этот шаг был обусловлен появлением внутренних таможен на границах республик СССР, созданием республиками своей нормативно-правовой базы, зачислением таможенных доходов в свои бюджеты, что свидетельствовало о распаде союзного ведомства.

      Распад  СССР в конце 1991 г. вызвал необходимость  создания полноценной таможенной службы РФ, так как государство столкнулось с глубоким кризисом в области регулирования внешней торговли. Провозглашение курса на либерализацию внешней торговли подразумевало свободное перемещение товаров через таможенную границу неограниченным количеством участников внешнеэкономической деятельности, численность которых возросла в десятки раз. В связи с этим создание таможенного ведомства необходимо было строить на новых принципах управления, позволяющих сформировать службу, осуществляющую полноценное регулирование и контроль за перемещением товаров. Значение вновь учрежденной государственной структуры РФ подчеркивалось тем, что служба подчинялась напрямую Правительству РФ.

      Отправной точкой фактического формирования таможенного  ведомства стало принятие Правительством РФ Постановления № 65 от 26 декабря 1991 г., в котором были определены структура, задачи и функции Государственного таможенного комитета РФ. Этот шаг положил начало созданию центрального аппарата, а также вертикально выстроенной организационной структуры таможенной службы: во главе - ГТК России, которому подчинялись региональные таможенные управления, далее - таможни, таможенные посты. Данная структура позволила диверсифицировать таможенный контроль между центром и регионами, что позволило увеличить объемы внешнеэкономических операций и улучшить не только размер получаемых государством таможенных платежей, но и саму систему контроля.

      С другой стороны, ГТК РФ не предоставлял управлениям полной автономии на осуществление таможенного дела в регионе, что было вызвано объективными причинами, связанными с нехваткой квалифицированных кадров, возможностью влияния на принятие решений руководителями регионов. Поскольку основной функцией являлось взимание таможенных платежей, то наиболее крупным в системе таможенных органов стал экономический блок, состоящий из управлений и отделов по организации таможенного контроля и таможенно-тарифного регулирования.

      Принципиальным  новшеством можно считать появление  в 1992 г. отдела валютного контроля в  структуре ГТК РФ, который в 1994 г. был преобразован в Управление валютного контроля. Данное изменение было вызвано закреплением за таможенной службой функции по контролю за валютными операциями, осуществляемыми участниками внешнеэкономической деятельности. По состоянию на ноябрь 1994 года, системой контроля были охвачены валютные операции экспортеров на общую сумму 20 миллиардов долларов США. Это была приблизительно половина всех операций, осуществляемых экспортерами.

      Некоторые прежние функции таможенных органов  под воздействием объективных процессов расширились и изменились. Роль правоохранительной деятельности существенно изменилась при открытии границ для свободной торговли между странами. Отсутствие должного контроля на границах России в 90-е годы повлекло беспрецедентный рост контрабанды, а также других правонарушений, связанных с внешней торговлей. Так, если в 1991 году на территории СССР было зафиксировано 34 правонарушения в этой сфере, в 1992 году - 1435, то в 1993 году уже 8010. Для их пресечения в таможенной службе в 1993-1994 гг. был создан блок правоохранительных подразделений, осуществлявших различные функции, а именно: таможенные расследования, дознание и оперативно-розыскные мероприятия. Негативное влияние на его развитие оказало недостаточное финансирование, в связи с чем формирование некоторых подразделений запаздывало. Так, например, созданная только в мае 1997 года Восточно-Сибирская оперативная таможня целый год не имела служебных помещений, что не позволяло приступить к комплектованию таможни личным составом, организовать его обучение. Такое же положение складывалось и в Западной оперативной таможне.

      Существенным  вопросом на этапе формирования РФ в целом и таможенной службы, в  частности, встал вопрос о создании государственной и таможенной границы. С момента распада СССР она не была определена. Только при решении этой проблемы РФ могла разместить таможенные объекты, установить и регулировать процесс перемещения товаров через границу, применять меры тарифного и нетарифного регулирования. Ввиду этого, в срочном порядке был принят Указ Президента РФ № 788 от 18 июля 1992 г. «О неотложных мерах по организации таможенного контроля», установивший таможенные границы с бывшими союзными республиками, а вслед за ним был принят Закон РФ «О Государственной границе РФ» № 4730-1 от 1 апреля 1993 г., в соответствии с которым административные границы с бывшими республиками СССР приобрели статус государственных. Это положило начало формированию инфраструктуры таможенных органов на границе страны и стало предпосылкой для предотвращения ее разграбления путем незаконного экспорта стратегических ресурсов. К основным элементам создаваемой инфраструктуры относились пункты пропуска, таможенные учреждения, которые формировались, в местах высокой концентрации перемещаемых товаропотоков и участников внешнеэкономической деятельности.. Негативное воздействие на деятельность таможен оказывало их непродуманное местоположение, что приводило к диспропорциям объемов оформляемых товаров.

      Развитие  таможенной службы и ее институтов сопровождалось формированием нормативно-правовой базы. Основной вехой в данном направлении стало принятие в 1993 г. Таможенного кодекса РФ, закрепившего основополагающие принципы реализации таможенного дела в стране.

      Новаторским в формировании структуры таможенной службы явилось создание в 1993-1994 гг. Главного управления охраны таможенной границы. Причина состояла в недостаточной защищенности внешних границ. Данная мера являлась важной, поскольку именно контроль границы на этапе формирования инфраструктуры таможенных органов мог обеспечить экономическую безопасность страны. Однако в полной мере реализовать эту функцию таможенному ведомству не удалось, что выражалось в отсутствии таможенной охраны на многих участках границы, в частности, с Казахстаном. Причины состояли в недостаточном финансировании, кадровых проблемах, отсутствии развитой инфраструктуры и информационных технологий.

      В период 1995-1997 гг. происходило расширение задач ведомства. Расширялось международное  сотрудничество, создавались представительства таможенной службы России в странах СНГ и других государствах, в ГТК РФ было образовано управление по делам Таможенного Союза, происходила модернизация управления организации таможенного контроля и разделение его на два: оперативно-организационное и управление таможенных режимов.

      Можно говорить о форсировании таможенным руководством поставленных перед ним  задач, поскольку в чрезвычайно  короткий промежуток времени практически  с нуля была создана полноценная  структура важнейшего государственного органа исполнительной власти.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Кардинальные  изменения в общественно-политической и экономической жизни России в 90-е годы ХХ века поставили вопрос о необходимости реформирования как всей государственно-административной системы, так и одной из ее составляющих - таможенной службы. Создание таможенного ведомства, участвующего в реализации политики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях развития рыночной экономики и либерализации внешней торговли, была одним из приоритетов российского политического руководства в период 1991-1997 гг.

      Предпосылками создания таможенной службы стали опыт и материальная база, оставшиеся от советской таможни. Однако для организации  полноценной системы таможенных органов этого было недостаточно. В связи с этим, были предприняты меры по созданию новой организационной структуры и инфраструктуры таможенных органов, а также законодательной базы их деятельности. 25 октября 1991 г. был создан Государственный таможенный комитет, имевший широкие полномочия, а также региональные таможенные управления, таможни и посты, осуществлявшие непосредственно таможенное дело на местах.

      Новые принципы ведения внешней торговли и осуществления государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, повлекли за собой появление новых функций таможенной службы: валютного контроля внешнеторговых операций, оперативно-розыскной деятельности, ведения внешнеторговой статистики и другие. Некоторые из них расширялись и видоизменялись. В частности, рост преступлений и правонарушений в сфере таможенного законодательства расширил правоохранительную функцию таможенных органов.

      Вновь появившиеся функции требовали  формирования новой структуры таможенной службы. Так, в связи с закреплением за службой функции валютного  контроля, в центральном аппарате и на местах были образованы управление и отделы валютного контроля; начавшийся процесс организации взаимодействия с таможенными службами СНГ повлек создание управления по делам таможенного союза. Развивающаяся нормативно-правовая база стала прочным фундаментом, на основе которого формировались общие принципы развития таможенного дела.

Информация о работе Развитие таможенной службы в России: исторический аспект