Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 21:05, реферат
Правильное применение законодательства об административных правонарушениях положительно воздействует на состояние общественного порядка, способствует предупреждению правонарушений и особенно преступлений с административной преюдицией. Разумеется, задачи законодательства об административных правонарушениях и задачи производства по этим делам, а также требования законности и обеспечения гарантий личности в административно-юрисдикционном процессе могут быть выполнены при неукоснительном соблюдении урегулированного административно-процессуальными нормами порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Введение …………………………………………………………………………..3
Подготовка дела к рассмотрению…………………………………………5
Непосредственное рассмотрение дел……………………………………..7
Вынесение постановления………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………16
Введение
Эта стадия производства по делам об административных правонарушениях является центральной. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления. Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административно-материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса.
Правильное применение законодательства
об административных правонарушениях
положительно воздействует на состояние
общественного порядка, способствует
предупреждению правонарушений и особенно
преступлений с административной преюдицией.
Разумеется, задачи законодательства
об административных правонарушениях
и задачи производства по этим делам, а
также требования законности и обеспечения
гарантий личности в административно-юрисдикционном
процессе могут быть выполнены при неукоснительном
соблюдении урегулированного административно-
Стадия рассмотрения дел об
административных правонарушениях отражает
сущность правоприменения по этим делам.
Именно тогда решается вопрос о виновности
или невиновности лица, привлекаемого
к административной ответственности;
подтверждается не только правовая, логическая
и психологическая характеристика правоприменения,
но и обоснованность нормативного установления
административной ответственности за
конкретные правонарушения. Поэтому как
процессуальные, так и процедурные действия
участников административно-
Законодательством об административных правонарушениях установлены единые и притом высокие требования к качеству рассмотрения дел, независимо от того, являются ли эти функции основными либо выполняются наряду с другими. Так, для судов и судей эта функция, по существу, является основной, а для других органов милиции и ряда других органов (пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, органов охраны природы и т. п.) рассмотрение дел об административных правонарушениях такой функцией не является.
Стадия рассмотрения дел об
административных правонарушениях в зависимости
от характера процедурно-процессуальных
действий участников административно-
1. Подготовка дела к рассмотрению
Этот этап охватывает изучение соответствующим должностным лицом материалов поступившего дела, предварительную оценку полноты данных, необходимых для рассмотрения дела и вынесения постановления. При необходимости соответствующие должностные лица принимают меры по дополнительной проверке представленных материалов и для приобщения к материалам дела имеющихся доказательственных данных (объяснений, справок, заключений экспертов и т. п.).
В соответствии со ст. 255 должностное лицо, получившее дело для рассмотрения, выясняет следующие вопросы:
• относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
• правильно ли составлены протоколы и другие материалы;
• извещены ли соответствующие лица (привлекаемое к административной ответственности лицо, потерпевший, свидетели и т. п.) о времени и месте рассмотрения дела;
• достаточно ли представленных материалов для рассмотрения и есть ли необходимость истребовать дополнительные материалы;
• разрешены ли заявленные ходатайства и не имеется Ли новых ходатайств.
Особое внимание при этом обращается на правильность юридической квалификации так называемых смежных, трудно разграничиваемых административных правонарушений. Например, мелкое хищение государственного или общественного имущества и незаконный отпуск или незаконное приобретение бензина и других горюче-смазочных материалов. Дела о первых подведомственны судьям, вторых — начальникам органов милиции и их заместителям. Но если будет установлено, что незаконное приобретение бензина и других горюче-смазочных материалов совершено путем хищения, дело подлежит передаче судье. Смежными являются такие административные правонарушения, как мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению либо требованию работника милиции или народного дружинника. Дела о мелком хулиганстве подведомственны органам милиции и судьям, о злостном неповиновении — только судьям.
Вопрос о месте и времени рассмотрения дела решает должностное лицо, к которому поступило дело. По общему правилу, дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня поступления протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Но ст. 257 предусматривает и сокращенные сроки рассмотрения дел в зависимости от юридической квалификации правонарушений и в связи с необходимостью оперативного рассмотрения дел, обусловленной спецификой возникающих правоотношений. В течение одних суток должны быть рассмотрены дела о следующих правонарушениях:
• о нарушениях избирательного законодательства;
• о незаконном приобретении, хранении либо потреблении наркотических средств;
• о незаконных операциях с иностранной валютой и платежными документами;
• о мелком хулиганстве;
• о нарушениях антиалкогольного законодательства;
• о противодействии органам милиции, проявлении неуважения к суду.
В течение трех суток должны быть рассмотрены дела о следующих правонарушениях:
1) о нарушении правил пользования средствами радиосвязи;
2) о нарушении правил торговли;
3) о невыполнении требований прокурора;
4) о нарушении порядка проведения массовых акций.
В пятидневный срок подлежат рассмотрению дела о посягательствах на собственность. Ряд категорий дел должен рассматриваться в семидневный срок:
1) о нарушении правил пользования газом;
2) о нарушении правил торговли;
3) о нарушении правил занятия трудовой деятельностью;
4) о неявке по вызову в суд присяжного заседателя.
Как видим, здесь закон установил четкие нормативные предписания, обеспечивающие реализацию принципа оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях. В их ряду названы проступки из числа наиболее общественно опасных, которые должны оперативно пресекаться, а лица, их совершившие, подлежат неотвратимой ответственности.
2. Непосредственное рассмотрение дел
Это очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса по административным правонарушениям. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.
Хотя непосредственным предметом правоприменения в этом производстве является отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итоге проявляется нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действенность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.
Главная цель рассмотрения дела по существу:
• установление фактических обстоятельств совершения правонарушения;
• объективная правовая оценка его;
• применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.
Помимо отмеченного, на этой
стадии производства по делам об административных
правонарушениях проверяются социальные
основы не только правоприменения, но
и нормативно-правового установления
административной ответственности за
конкретные виды проступков. На данной
стадии производства процессуальные и
процедурные действия участников административно-
Специфика правоприменения
на стадии рассмотрения дел об административных
правонарушениях обусловлена тем, что
законодательство об административной
ответственности не так детально, как,
например, уголовно-процессуальное законодательство,
регламентирует процедуру административно-
Непосредственное рассмотрение дел об административных правонарушениях производится в соответствии с принципами производства. Здесь обратим внимание лишь на специальные положения, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Общие правила рассмотрения дел в органах полиции. Надо иметь в виду, что при этом в полном объеме проверяются основания привлечения к административной ответственности.
Рассмотрение дел производится по такой схеме:
— объявление подлежащего рассмотрению дела;
—установление личности лица, привлекаемого к административной ответственности (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, места жительства, работы или учебы, семейное и материальное положение, наличие в прошлом фактов привлечения к уголовной или административной ответственности либо применение мер общественного воздействия);
— проверка явки вызванных участников разбирательства;
— разъяснение им прав и обязанностей;
— рассмотрение и разрешение ходатайств;
— оглашение протокола об административном правонарушении (или доклад дела);
—выслушивание объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, свидетелей, исследование других имеющихся в деле доказательств;
— оглашение заключения эксперта или его выступление с заключением;
— дополнительные объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего;
— выступление законных представителей или представителей — общественных организаций;
— выступление адвоката и заключение прокурора.
Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях обусловливаются юридической квалификацией проступка, требующей иногда выяснения дополнительных обстоятельств по делу и принятия мер к обеспечению исполнения постановления. Так, например, по делам о мелком хищении государственного или общественного имущества, мелком хулиганстве и нарушении природоохранных правил обязательно надо выяснять, причинен ли правонарушением имущественный ущерб, возмещен ли он или подлежит взысканию в порядке гражданского судопроизводства. По делам о нарушении правил приобретения бензина, других горюче-смазочных материалов, нарушении порядка продажи гладкоствольного охотничьего оружия, приобретении крепких спиртных напитков домашней выработки, об изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения и некоторым другим необходимо удостовериться в принадлежности их нарушителю и сохранности орудий совершения правонарушений и непосредственных объектов правонарушений, подлежащих конфискации или возмездному изъятию. По делам о нарушении правил административного надзора и совершении иных правонарушений с административной преюдицией необходимо проверять повторность совершения правонарушения или повторность привлечения к административной ответственности. По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Кроме того, закон предусматривает обязательное присутствие при рассмотрении дел лиц, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения.
При уклонении лиц, привлеченных к административной ответственности за указанные правонарушения, без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, органов пограничной службы или судьи такое лицо может быть подвергнуто приводу полицией.
Информация о работе Рассмотрение дел об административных правонарушениях