Регулирование защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование понятий, форм, способов защиты прав потребителей, а так же процессуальные особенности рассмотрения дел в этой сфере, определение эффективности, а также выявление проблем, возникающих при осуществлении своих прав потребителями.
Сформулируем задачи работы на основании заявленной цели:
1. изучить и проанализировать законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей;
2. рассмотреть законодательство, регламентирующее процессуальный порядок защиты прав потребителей;

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………….…..3
II. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей…………………………………………………..…….6
III.Способы защиты прав потребителей………………………………………..10
IV.Формы защиты прав потребителей………………………………………....14
V.Заключение……………………………………………………………..……...18
VI.Список использованной литературы………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

ТТР (ГОТОВО!!!).doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

- признания недействительным  акта государственного органа  или органа местного самоуправления;

- самозащиты права;

- присуждения к исполнению  обязанности в натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального  вреда;

- прекращения или изменения  правоотношения;

- неприменения судом  акта государственного органа  или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными законом (Гражданскому кодексу РФ).

В настоящее время  граждане имеют реальную возможность  отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. Потребителю  предоставлено право самостоятельно выбирать как форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора. Применительно к рассматриваемой сфере используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления (далее - ОМС). Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в каждой конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности.

Обратимся к такому способу  защиты права, как самозащита. С момента  нарушения продавцом (исполнителем) прав потребителя в сфере торговли или услуг перед последним  встает вопрос выбора формы защиты. Гражданин вправе обратиться в суд (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона) или самостоятельно защитить свои права (ст. 14 ГК РФ).

В гражданско-правовой науке  самозащиту права принято рассматривать  как совершение управомоченным лицом  действий фактического порядка, направленных на охрану его личных и имущественных  прав и интересов. Действия юридического порядка охватываются понятием "меры оперативного воздействия". Другими учеными самозащита права рассматривается как совокупность действий и фактического, и юридического порядка. Тем самым в ее содержание включены меры оперативного воздействия[ 6 стр 85].

Способ самозащиты гражданских  прав - это действие или система  действий по защите гражданских прав, предпринимаемых управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения в соответствующие  государственные или иные правоохранительные органы . Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, которые возникли в результате этого нарушения. В Законе установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно, в рамках самозащиты, быть реализованы уполномоченным лицом без обращения в соответствующие государственные органы (изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки). В новой редакции изменения, коснувшиеся п. 1 ст. 18 изменены правила покупки товара, точнее - возврата, технически сложных товаров. А именно: ранее, если купленный технически сложный товар оказывался неисправным, потребитель мог потребовать вернуть деньги в течение всего гарантийного срока. Но при этом в законе не было четко сказано, в каких конкретно случаях покупатель мог настаивать именно на возврате денег. Теперь есть четкая градация: это можно сделать лишь в течение первых 15 дней с момента покупки при наличии любого брака. То есть если, к примеру, если в приобретенном автомобиле обнаружилось, что в салоне плохо закрывается бардачок, это уже может послужить основанием для требования вернуть деньги [ 7 стр 38].

Последняя редакция ст. 18 открывают перед потребителем возможность  по своему выбору потребовать от продавца:

1.                 замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

2.                 замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены

3.                 потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

4.                 потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

5.                 отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В области оказания услуг право предъявлять требования об изменении или расторжении правоотношения к изготовителю потребитель получает как в случае обнаружения недостатков в выполненной работе или оказанной услуге , так и в случае нарушения сроков ее выполнения.

Возмещение убытков и взыскание неустойки можно отнести к мерам, направленным на восстановление имущественной сферы уполномоченного лица. В большинстве случаев возмещение убытков и взыскание неустойки применяются в совокупности с другими способами защиты прав потребителей. Особенностью их применения является то, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 13 Закона) в отличие от общего правила, в соответствии с которым в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства в натуре.

В то же время  в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» гражданин только тогда является потребителем, когда он приобретает товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд. Понятием «личные бытовые нужды» охватывается очень широкий круг отношений с участием граждан, и поэтому отношения с участием граждан регулируются законом лишь тогда, когда товары (работы, услуги) приобретаются для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Убытки и неустойка  подлежат возмещению в добровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрена пеня 1% цены товара за каждый день просрочки при продаже товаров и 3% при оказании услуг и выполнении работ (п. 5 ст. 28 Закона), причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ. При этом необходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая сумма не может превышать цену товара (работы, услуги). Кроме того, суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ)[ 4 стр 375].

Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя  реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом. Размер морального вреда по российскому законодательству зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю, от вины нарушителя (ст. 15 Закона) и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

Формы защиты прав потребителей

С момента нарушения  продавцом (исполнителем) прав конкретного  потребителя, перед последними встает вопрос выбора формы защиты. Форма защиты права – это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим управомоченным лицом в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. Граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Потребителю предоставлено  право самостоятельно выбирать как  форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора.

Судебная защита прав и свобод гражданина в нашей стране гарантирована ст. 46 Конституции  РФ. В ст. 47 Конституции РФ говорится, что никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В ст. 3 ГК сказано: "заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен".

П.3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает  судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, а также уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей его территориальные ,а также иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), (их территориальные органы), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления рассматривает мировой судья в качестве суда первой инстанции, а свыше - районный суд. Цена иска определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы (ст. 23, ст. 91 ГПК РФ).

Иски о защите прав потребителей не облагаются государственной  пошлиной. Это означает, что обращение  в суд не связано для потребителя  с дополнительными материальными  затратами.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей». Таким образом, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает судебную защиту прав потребителей и закрепляет, что защита прав потребителей осуществляется судом. Ст.17 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права, защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

Нередко на практике возникает  вопрос: обязательно ли для потребителя  перед обращением в суд предъявлять  требования продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу продажи некачественного  товара или выполнения работы? Обязательного соблюдения досудебного порядка урегулирования споров, если такой порядок предусмотрен законом или договором, требуют положения Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в частности ст. ст. 131, 132, 135.

В указанных случаях  спор передается на рассмотрение суда после соблюдения досудебного порядка.

По некоторым услугам  законодательством предусмотрено  обязательное предъявление претензий. Так, например, ст. 55 Федерального закона "О связи" от 7 июля 2003г. установлен шестимесячный срок для предъявления претензий, связанных с непредставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи, недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений (для телеграфных отправлений - один месяц). Этой же статьей установлены различные сроки для ответа на претензию. При отклонении претензии или неполучении ответа в установленный срок заявитель имеет право предъявить иск в суд.

Необходимо иметь в  виду, что истечение установленного законодательством срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации

Следует обратить внимание на то, что соблюдение досудебного  порядка урегулирования споров обязательно  не только в случаях, когда такой порядок предусмотрен непосредственно федеральным законом. Так, федеральный закон может содержать отсылочную норму, предусматривающую, что претензионный или иной досудебный порядок урегулирования определенной категории споров регламентируется подзаконным правовым актом, например постановлением Правительства РФ или актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство определенной отраслью или сферой управления.

В остальных случаях (если досудебный порядок не предусмотрен договором) спор может быть передан на рассмотрение суда или арбитражного суда без соблюдения данного порядка. Это возможно даже в тех случаях, когда досудебный порядок предусмотрен для конкретной категории споров подзаконным правовым актом, требования которого не основаны на соответствующей управомочивающей норме федерального закона.

Целесообразно также  иметь в виду, что если досудебный (в том числе претензионный) порядок  урегулирования определенной категории  споров предусмотрен не федеральным законом, а законом субъекта РФ, то несоблюдение в таком случае досудебного порядка не может рассматриваться в качестве препятствия для обращения непосредственно в суд или арбитражный суд с исковым заявлением.

Указанные формы досудебного  порядка урегулирования споров могут быть предусмотрены условиями договора. Кроме того, федеральные законы в ряде случаев императивно устанавливают конкретные формы досудебного порядка применительно к определенным группам правовых отношений. Например, п. 2 ст. 452 ГК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора об изменении или расторжении договора. Так, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, то арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ч. 3 ст. 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Несмотря на наличие и действие органов государственной и общественной защиты прав потребителей во многих случаях гражданам нет необходимости обращаться за помощью в эти органы или в суд. Свои нарушенные права можно защитить самостоятельно. 

    Таким образом, история появления института дает яркие представления о времени формирования и экономических процессах, происходящих в государстве в период принятия закона.

Раскрывая понятие защиты прав потребителей, описываются  сферы и органы, которые регулируют данные отношения. Так же достаточно емко перечислены области распространения Закона «О защите прав потребителей

Подробным образом описаны  все объекты защиты в отношениях с участием потребителей

Потребителю предоставлено  право самостоятельно выбирать как  форму, так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности.

Защита гражданских  прав осуществляется различными способами, по выбору истца. Это может быть признание  права, возмещение убытков, взыскание  неустойки, компенсация морального вреда и другие.

Информация о работе Регулирование защиты прав потребителей