Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: выявить роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
рассмотреть понятие и сущность предварительного информирования, схему действия, определить предпосылки создания, а также цели и задачи системы предварительного информирования;
рассмотреть международный опыт применения системы предварительного информирования, проанализировать ее состояние, особенности и проблемы в таможенных органах РФ, а также выявить возможные перспективы внедрения системы предварительного информирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность системы предварительного информирования 5
1.2. Предпосылки создания системы предварительного информирования 7
1.3. Схема работы системы предварительного информирования 9
1.4. Цели и задачи системы предварительного информирования 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
2.1. Международный опыт по внедрению системы предварительного информирования 17
2.2. Состояние системы предварительного информирования в таможенных органах РФ на сегодняшний день 20
2.4. Перспективы внедрения системы предварительного информирования в таможенных органах РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_-_OTK.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)
  • Заинтересованное лицо, являющееся инициатором представления предварительной информации (в том числе: экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; перевозчик товаров; декларант либо получатель товаров; таможенный брокер (представитель); иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и обладающее информацией для организации предварительного информирования).
  • Лицо, формирующее предварительную информацию - источник информации (могут быть само заинтересованное лицо, а также по их инициативе: таможенные и иные государственные органы страны экспорта или транзита; производитель товаров; отправитель товаров; экспедитор, организующий перевозку товаров до их перемещения через таможенную границу Российской Федерации; перевозчик товаров.

Заинтересованное лицо может самостоятельно организовывать обработку и передачу предварительной  информации в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов) в соответствии со структурой и форматами, установленными ФТС России, либо воспользоваться услугами лиц, обеспечивающими предоставление комплекса информационных услуг по обработке, хранению и передаче в предварительной информации в соответствии со структурой и форматами, установленными ФТС России.  В целях унификации организации передачи предварительной информации и ее использования при таможенном оформлении и таможенном контроле должны соблюдаться следующие требования:4

  1. передаваемая в рамках одного пакета информация должна содержать сведения об одной партии товаров (товары, перевозимые в адрес  
    одного получателя одним транспортным средством по одному транспортному документу);
  2. должна быть обеспечена идентификация перемещаемых товаров с переданной информацией в соответствии с Рекомендациями ВТО по уникальной идентификации отправки  с применением штрих-кода, содержащего уникальный номер партии;
  3. состав сведений должен соответствовать Таможенной модели данных ВТО.
  4. структура и формат предварительной информации должны соответствовать требованиям, устанавливаемым ФТС России.
  5. передаваемые сведения должны быть защищены от несанкционированных изменений и корректировки, в том числе с использованием электронно-цифровой подписи.

С учетом рекомендаций ВТО, время, за которое необходимо представлять предварительную информацию при ввозе товаров, следующее:  
1) при международной перевозке морским (речным) транспортом:

    • за 24 часа до погрузки в порту отправления для товаров, перемещаемых в контейнерах;
    • за 24 часа до прибытия в первый порт на таможенной территории Российской Федерации для грузов, перевозимых наливом, россыпью или навалом (грузов без упаковки);

2) при международной  перевозке воздушным транспортом:

    • в момент взлета самолета - при маршруте малой протяженности;
    • за 4 часа до прибытия в первый аэропорт на таможенной территории Российской Федерации - при маршруте большой протяженности;

3) при международной  перевозке железнодорожным транспортом

    • за 2 часа до прибытия в пункт пропуска;

4) при международной  перевозке автомобильным транспортом

    • за 1 час до прибытия в пункт пропуска.

 

Таким образом, схема  работы системы предварительного информирования в самом общем виде заключается  в следующем - таможенные органы принимают информацию от участников ВЭД через Интернет и сохраняют ее в базах данных ГНИВЦ ФТС России. Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на границе РФ, могут по запросам получать необходимую предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию РФ. Становится очевидно, что применение системы предварительного информирования значительно упрощает и ускоряет процесс таможенного оформления и таможенного контроля товаров. Но в существующей схеме еще остались непроработанные участки, в качестве примера можно привести тот факт, что в Европе участник ВЭД может отправить пакет предварительной информации с любого компьютера или даже мобильного телефона, в России же для этого требуется специальное и дорогостоящее программное обеспечение.

 

1.4. Цели и задачи системы предварительного информирования

Практика применения системы предварительного информирования доказала состоятельность данной системы, оказывающей реальную помощь перевозчикам груза, проходящим через МПП. Стоимость же работы в данной системе ниже, чем те затраты, которые зачастую несут перевозчики не использующие данную систему (конечно, если говорить о затратах, не связанных с приобретением дорогостоящего программного и аппаратного обеспечения и прохождением аттестации на соответствие требованиям защиты информации).           Как уже отмечалось, основной задачей предварительного информирования является ускорение прохождения пунктов пропуска, повышение достоверности декларирования.      Применение технологии предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах и транспортных средствах позволяет:

  • сокращается время оформления грузов в пограничном пункте таможенного оформления;
  • получение уникального номера электронного пакета с предварительной информацией означает, что предоставленной информации достаточно для проведения операций таможенного контроля и груз не задержится на границе более намеченного плана перевозки;
  • на основании предоставленной информации в отношении грузов, пребывающих в  адрес Российского получателя, может быть произведено предварительное заполнение таможенной декларации, что существенно сократит временные затраты при основном таможенном оформлении;
  • сокращается время, которое раньше требовалось инспектору на самостоятельное заполнение необходимых данных в своем программном средстве;
  • снижается финансовая нагрузка перевозчика, так как не приходится платить тем фирмам, которые предоставляют данные услуги непосредственно в районе пункта пропуска;
  • данная схема предварительного информирования единственная верная с точки зрения ФТС России, так как описана в нормативных актах;
  • повышение достоверности декларирования;
  • комплексно контролировать перевозки товаров;
  • гарантировать достоверность передаваемой информации;
  • ускорить доставку товара потребителю.

Целью создания системы предварительного информирования является минимизация угроз для национальной и экономической безопасности Российской Федерации, ускорение внешнеэкономического товарооборота. При этом должны быть решены следующие задачи:5

-   создание условий для транспорентности и предсказуемости действий таможенных органов;

-   минимизация времени выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и местах оформления;

-   оптимизация деятельности таможенных органов, распределения людских и материальных ресурсов.

В целях интеграции и  унификации с мировыми тенденциями  модернизации и институционального развития таможенных администраций, а  также создания условий для повышения  безопасности международной цепи поставок товаров функциональные и технические  решения системы предварительного информирования должны учитывать лучшую мировую практику и рекомендации ВТО по использованию системы электронных сообщений для обмена данными.

Использование технологии предварительного информирования предоставляет новые возможности для брокеров, участников ВЭД, таможенных органов.  

Конечно, заинтересованное лицо может  и само передавать предварительную  информацию, но, например, почти 22 процента документов, поступающих в таможни, содержат те или иные ошибки, что означает, что грузы будут стоять, а участники ВЭД понесут потери. Как показывает опыт, участники ВЭД также плохо используют возможности таможенных режимов для минимизации своих затрат при таможенном оформлении, поэтому услуги таможенных брокеров в этом направлении могут иметь хорошие перспективы. С 1 октября 2008г. вступило в силу правительственное постановление, в соответствии с которым услуги таможенных брокеров в пунктах пропуска через государственную границу РФ не вошли в перечень разрешенных видов хозяйственной деятельности. Так что значение технологии предварительного информирования возросло как для них, поскольку «это новый пласт работы для брокеров», так и для всех остальных заинтересованных участников этого процесса.

Технология предварительного информирования выгодна и участникам ВЭД, поскольку означает для них значительное сокращение времени и минимизацию затрат.

Что касается таможенных органов, то без современных технологий, в  том числе и этой, они просто будут не в силах справиться с нарастающим потоком импорта. Институт предварительного информирования – это значительное сокращение времени и в том числе повышение достоверности декларирования товаров

 

Таким образом, практика применения системы предварительного информирования доказала состоятельность данной системы, оказывающей реальную помощь перевозчикам груза, проходящим через МПП. Стоимость же работы в данной системе ниже, чем те затраты, которые зачастую несут перевозчики не использующие данную систему. Как уже отмечалось, основной задачей предварительного информирования является ускорение прохождения пунктов пропуска, повышение достоверности декларирования. Использование технологии предварительного информирования предоставляет новые возможности для брокеров, участников ВЭД, таможенных органов – иначе говоря, выгодно для всех сторон внешнеторговых отношений.

ГЛАВА 2. Система предварительного информирования на современном этапе

2.1. Международный  опыт по внедрению системы  предварительного информирования

 

Как показывает международный опыт, перспективным направлением развития таможенного дела является внедрение института предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах еще до их прибытия в страну. В данном случае речь идет о взаимодействии таможенных администраций страны-экспортера и страны импортера. С другой стороны, эта предварительная информация может использоваться таможенными органами для минимизации времени, необходимого для выполнения формальностей, планирования распределения ресурсов, оптимизации контроля, обеспечения прозрачности и предсказуемости действий таможенных органов.

Система предварительного информирования является необязательной для применения всеми лицами, перемещающими  товары через таможенную границу, однако ее широкое применение в европейских странах и США свидетельствует о заинтересованности субъектов в ее использовании в рамках внешнеторгового оборота.

С 1 января 2009 года таможенные власти Евросоюза ввели обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о перевозках товаров по процедуре МДП (согласно таможенной конвенции о международной перевозке грузов). Это нововведение вытекает из рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли Всемирной торговой организации (ВТО), к которым присоединилась РФ, а также нового Таможенного кодекса ЕС. Теперь всем участникам внешнеэкономической деятельности придется заблаговременно предоставлять информацию о грузе на таможню, расположенную в пограничном пункте пропуска.

В связи с наметившимися  в мировой таможенной практике тенденциями, пару лет назад в Госдуму РФ был внесен законопроект об обязательном электронном предварительном информировании. Отметим, что электронное предварительное информирование значительно облегчает процедуру прохождения границы, уменьшая время таможенного контроля.

Как уже отмечалось, предварительное  информирование существует во многих странах, наиболее развит этот институт в США. Но механизм, как правило, применятся для облегчения прохождения таможенных процедур. Например, в США морские перевозчики успевают оформить груз за время его разгрузки, ФТС же хочет ввести предварительное уведомление для повышения безопасности, не предлагая облегчить оформление. Таким образом, мера предварительного информирования может обернуться дополнительной нагрузкой на бизнес, так как пока механизм работы с предварительной информацией не будет четко прописан, процедура таможенного оформления никак не ускорится.

В целях интеграции и  унификации с мировыми тенденциями  модернизации и институционального развития таможенных администраций, а также создания условий для повышения безопасности международной цепи поставок товаров функциональные и технические решения системы предварительного информирования должны учитывать лучшую мировую практику и рекомендации ВТО по использованию системы электронных сообщений для обмена данными.       Необходимо отметить, что отработка технологии организации таможенного оформления товаров с использованием предварительной информации стала возможна при  помощи зарубежных коллег. Активный интерес к этому вопросу проявляет Финляндия - один из основных партнеров Российской Федерации по международной торговле, крайне заинтересованная в увеличении объемов перемещаемых между странами товаров. С учетом взаимной заинтересованности была создана совместная российско-финская рабочая группа, занимающаяся проблемами уменьшения очередей и оптимизацией работы таможенных органов в пунктах пропуска. На заседании указанной рабочей группы в феврале 2007 г. сторонами было принято согласованное решение об организации в 2007 году эксперимента по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов с выделением в пунктах пропуска отдельных полос движения и отдельных рабочих мест для их таможенного оформления.

Информация о работе Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров