Роль таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств - участников Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является роль таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников Таможенного союза. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическую безопасность государства и механизм государственного регулирования экономики
2. Рассмотреть функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
3. Подвергнуть анализу правонарушения и преступления в сфере таможенного дела

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая переделанная.docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства [9].

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

- экономического роста (динамика  и структура национального производства  и дохода, показатели объемов  и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства  и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

- характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический  потенциал страны;

- характеризующие динамичность  и адаптивность хозяйственного  механизма, а также его зависимость  от внешних факторов (уровень  инфляции, дефицит консолидированного  бюджета, действие внешнеэкономических  факторов, стабильность национальной  валюты, внутреннюю и внешнюю  задолженность);

- качества жизни (ВВП на  душу населения, уровень дифференциации  доходов, обеспеченность основных  групп населения материальными  благами и услугами, трудоспособность  населения, состояние окружающей  среды и т. д.)

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период .

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования [10].

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство [8].

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Таким образом, обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

В настоящей  главе были детально проанализированы основные методы регулирования внешнеторговой деятельности, а так же, то что экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

2.1. Функции таможенных  органов по обеспечению экономической  безопасности государства

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Федеральная таможенная служба, сосредоточили свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной  инфраструктуры, способной обеспечить  выполнение главной задачи, поставленной  перед таможенной службой;

- обеспечение экономической  основы суверенитета и государственной  безопасности страны, защита интересов  народа Российской Федерации;

- пополнение федерального  бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

- участие в осуществлении  таможенно-банковского валютного  контроля, в первую очередь за  своевременной полной репатриации  платежей, причитающихся российским  экспортерам за экспортированные  ими товары;

- формирование, ведение и  представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней  торговли России;

- создание правовой законодательной  базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

Возросла роль ФТС России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля, за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет, позволили добиться весомых экономических результатов [2].

В соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы выполняют следующие основные функции:

  • участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;
  • обеспечивают соблюдение законодательства; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
  • защищают экономические интересы Российской Федерации;
  • применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
  • взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • участвуют в разработке мер экономической политики перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;
  • обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ;
  • ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, других товаров;
  • осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
  • ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
  • содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
  • содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности,
  • осуществляют контроль, за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
  • осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств РФ, участвуют в разработке международных договоров РФ, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

 

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов [2].

В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности.

Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри- и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса, транспорта и связи и т.п. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить на две группы [6]:

Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.

Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения) [8].

Таким образом,  таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

 

2.2. Анализ экономических правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела

 

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

В этой связи приобретает значение деятельности  Таможенных органов, как инструмента обеспечивающего экономическую безопасность государства.

Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий

По итогам работы за январь - декабрь 2012 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 612 уголовных дел, в том числе в отношении конкретных лиц  - 814 уголовных дел.

Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального (673), Северо-Западного (206), Сибирского (190), Дальневосточного (141) таможенных управлений.

В 2012 году таможенными органами Российской Федерации по статьям 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России) возбуждено 1179 уголовных дел. Их доля от общего количества возбужденных уголовных дел составила 73 %.

По статье 194 УК России (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 228 уголовных дел (в 2011 году – 79 дел), их доля от общего количества возбужденных таможенными органами уголовных дел составила 14,1%.

По статье 193 УК России «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»  возбуждено 197 уголовных дел (в 2011 году – 300 дел).

По статье 189 УК России «Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» возбуждено 8 уголовных дел.

Стоимость товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, составила 120 млн. рублей (в 2011 году – 19 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей – 1,48 млрд. рублей (в 2011 году – 725,6 млн. рублей). Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 88,3 млрд. рублей (в 2011 году - 92,3 млрд. рублей).

Информация о работе Роль таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств - участников Таможенного союза