Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:17, реферат
Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части - административного-гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части - и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак - они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России.
. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Система источников таможенного права
Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.
Правоотношения
в сфере таможенного дела регулируются
нормами различных отраслей права:
конституционного, в доминирующей части
- административного-
Таможенное право, как совокупность правовых норм, имеет свою специфику. Оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Поэтому комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.
Обратимся к источникам таможенного права, под которыми следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права1.
Конституция РФ, будучи Основным законом нашего государства, предопределяет характер таможенного дела в целом и относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти2, из чего следует, что источниками таможенного права, как уже было упомянуто, являются только федеральные нормативно-правовые акты.
Классификацию источников права принято проводить по признакам их правовых свойств - по юридической силе нормативно-правовых актов.
Таможенное законодательство ТС состоит из3:
Таможенное законодательство ТС действует на таможенной территории ТС. Если в соответствии с таможенным законодательством ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена ТС, такое законодательство действует на территории этого государства-члена ТС.
В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:
1.2. Место международно-правовых источников в системе правового регулирования таможенного дела
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций (ООН). Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств5.
Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года составной частью ее правовой системы.
Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства6.
РФ выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные договоры РФ подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, вышеуказанным Федеральным законом, иными актами законодательства РФ. РФ до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Международный договор подлежит выполнению РФ с момента вступления его в силу для РФ7.
РФ участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой8.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД в целях обеспечения благоприятных условий для ВТД, а также защиты экономических и политических интересов РФ определяются Федеральным законом РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД».
Государственное регулирование ВТД основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ9. Среди основных принципов государственного регулирования ВТД не последнее место занимает принцип обеспечения выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ10.
Государственное регулирование ВТД осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ среди прочих посредством применения метода таможенно-тарифного регулирования11.
Законодательство РФ об основах государственного регулирования ВТД регламентирует заключение международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей12:
При необходимости консультаций с соответствующими органами иностранных государств или международных организаций в целях подготовки проектов таких международных договоров данные консультации проводятся в порядке, установленном законодательством о международных договорах14, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, которое наделено правом государственного регулирования ВТД.
На создание системы международно-правового регулирования экономического и таможенного сотрудничества направлены большое количество конвенций и соглашений, самые важные из них и действующие для большинства стран, на мой взгляд, приведены в таблице 115.
Рассмотрим кратко их основные задачи.
1. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений была заключена в г. Найроби (Кения) под эгидой Совета Таможенного Сотрудничества (СТС) в связи с тем, что нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, социальным и налоговым интересам государств, а также законным интересам торговли, и учитывая, что борьба с таможенными правонарушениями может быть более эффективной при сотрудничестве таможенных служб, и что такое сотрудничество является одной из целей Конвенции о создании СТС.
Акт присоединения РФ к указанной международной Конвенции с принятием Приложения 10 (Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ) был получен Секретариатом Всемирной Таможенной Организации 13.12.1994. В соответствии с параграфом 2 статьи 16 Конвенция вступила в силу для РФ с 13.03.1995.
Таблица 1
Дата |
Полное наименование |
09.06.1977 |
Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби) |
14.11.1975 |
Таможенная конвенция о |
19.05.1956 |
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева) |
03.03.1973 |
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон) |
05.06.1980 |
Соглашение об унифицированных правилах,
определяющих происхождение товаров
развивающихся стран при |
22.03.1985 |
Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена) |
14.06.1983 |
Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель) |
Согласно Конвенции договаривающиеся стороны, принявшие обязательства по одному или нескольким Приложениям к Конвенции, соглашаются, что их таможенные службы будут оказывать друг другу взаимное содействие в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений в соответствии с положениями Конвенции16.
2. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) была заключена в Женеве 14.11.1975. Договаривающиеся Стороны, желая содействовать облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами, считая, что улучшение условий перевозок является одним из существенных факторов развития сотрудничества между ними, высказываясь в пользу упрощения и гармонизации административных, в частности пограничных, формальностей в области международных перевозок, согласились применять Конвенцию в отношении перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны или той же самой Договаривающейся Стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.
В частности, грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях17, грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях, но с целью предупреждения злоупотреблений таможенные органы могут в исключительных случаях и, в частности, при наличии подозрения в нарушениях производить в этих таможнях досмотр грузов18.
3. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) была заключена в Женеве 19.05.1956 и вступила в силу для СССР 01.12.1983: договаривающиеся стороны, признав желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика, условились применять Конвенцию ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых, по крайней мере, одна является участницей Конвенции19.
4. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения была заключена в Вашингтоне 03.03.1973, а вступила в силу 01.07.1975. Конвенция была подписана СССР 29.03.1974, а вступила в силу для СССР 08.12.1976.
Необходимость заключения рассматриваемой Конвенции была обусловлена тем, что договаривающиеся государства, признали, что дикая фауна и флора в их многочисленных прекрасных и различных формах являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны быть охраняемы для настоящего поколения и для будущих, осознали все увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры с точек зрения эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики, признали, что народы и государства являются и должны быть наилучшими хранителями их собственных дикой фауны и флоры, признали к тому же, что международное сотрудничество является необходимыми для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в международной торговле, будучи убежденными в необходимости принятия надлежащих мер в этих целях20.