Система источников таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:17, реферат

Краткое описание

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части - административного-гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части - и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак - они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНО.docx

— 41.24 Кб (Скачать файл)

5. Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках ОСП принято странами-участниками Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)21.

6. Венская конвенция об охране озонового слоя была заключена в Вене 22 марта 1985 года. СССР подписал Конвенцию 22.03.1985 и принял 18.06.1986. Конвенция вступила в силу 22.09.1988, в том числе для СССР.

Рассмотрим  подробнее ТК ТС.

 

 

1.3. Таможенный кодекс таможенного союза

Правовые  отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу  ТС, регулируются в соответствии с  таможенным законодательством ТС22.

Рассмотрим, как  именно нормы международных договоров  отражены в действующем в РФ законодательстве о таможенном деле - таможенном законодательстве ТС - таможенное регулирование в ТС в рамках Евразийского экономического сообщества представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами23.

В общем  виде структура общественных отношений  в сфере таможенного дела определена ТК ТС. В зависимости от конкретных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:

  • общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу ТС товаров и транспортных средств;
  • общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;
  • общественные отношения, связанные с проведением таможенного декларирования;
  • общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу ТС;
  • общественные отношения, связанные с валютным контролем;
  • общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (ЕТН ВЭД ТС);
  • общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела;
  • общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;
  • общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;
  • общественные отношения, связанные с участием ТС в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

Систематизация  норм таможенного права может  быть проведена по различным основаниям, но при этом должны непременно соблюдаться два условия24:

  1. Чтобы систематизация исходила из наличия и объективной дифференциации таможенно-правовых норм.
  2. Чтобы систематизация приносила определенную пользу науке и практике.

Фундамент системы таможенного права составляют таможенно-правовые нормы - устанавливаемые или санкционированные государством правила поведения в таможенной сфере, то есть в некотором роде элементарные частицы таможенного права, относящиеся к нему как единичное к общему. Юридические нормы образуют отрасль права не самостоятельно, а через правовые институты. Институты таможенного права составляют взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, объединенные по признаку родства, то есть регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела. Поскольку таможенное право является кодифицированной отраслью, то порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как отрасли права определяется порядком их включения в ТК ТС, то есть внутренней структурой ТК ТС.

Правовые  институты таможенного права  можно, в свою очередь, объединить и соответствующие разделы права, для которых характерна высокая степень специализации входящих в них норм.

Например, таможенные операции, связанные с  помещением товаров под таможенную процедуру25 - это раздел таможенного права. В него входит основной институт, три предметных института:

  • таможенное декларирование товаров26,
  • выпуск товаров27,
  • декларирование,

а также  два вспомогательных института:

  • декларант28,
  • таможенный представитель29,

имеющие непосредственное отношение к таможенным операциям, связанным с помещением товаров под таможенную процедуру.

С некоторой  долей условности таможенное право  можно подразделить на общую и особенную части, как это принято в других отраслях. Условность такого деления обусловлена комплексным характером таможенного права как отрасли права.

В общую  часть таможенного права входят те разделы таможенного права, правовые нормы которых содержат положения, касающиеся регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела.

Иными словами, положения общей части таможенного  права применяются при реализации всех таможенно-правовых норм, образующих отрасль таможенного права.

В состав общей части таможенного права  входят следующие таможенно-правовые институты:

  • закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела и таможенной политики России;
  • регулирующие правовой статус таможенных органов и упорядочивающие правовой статус иных субъектов таможенного права;
  • регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов;
  • определяющие формы и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно-правовым нормам, регламентирующим порядок принятия актов в сфере таможенного дела и совершения иных процессуальных и процедурных действий30.

Особенная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном ТК ТС порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела. Сюда входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных процедур, таможенного декларирования и таможенного контроля, таможенно-тарифного регулирования и взимания таможенных платежей, порядка применения таможенных льгот, ведения таможенной статистики и ЕТН ВЭД ТС.

 

1 Бекяшев, К. А. Указ. соч. - С. 14

2 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445. - п. «ж» ст. 71

3 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.09 № 17) : по состоянию на 16.04.10. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 3

4 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.09 № 17) : по состоянию на 16.04.10. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 15

5 Дюмулен, И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебное издание / И. И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2004. - С. 18

6 Международное право. Учебник / Ответственные редакторы Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2001. - С. 112

7 О международных договорах Российской Федерации : федер. закон от 15.07.95 № 101-ФЗ : по состоянию на 01.12.07 года. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 31

8 Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. - М.: Международные отношения, 2003. - С. 127

9 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 08.12.03 № 164-ФЗ : по состоянию на 06.12.11. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 3

10 Там же. - п. 5 ст. 4

11 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : федер. закон от 08.12.03 № 164-ФЗ : по состоянию на 06.12.11. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 12

12 Там же. - ст. 14

13 О международных договорах Российской Федерации : федер. закон от 15.07.95 № 101-ФЗ : по состоянию на 01.12.07 года. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ч. 1 ст. 9

14 Там же. - ч. 6 ст. 9

15 Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. - М.: Международные отношения, 2003. - С. 36-38

16 Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (исполнено в Найроби 09.06.77). - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 2

17 Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.75). - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 4

18 Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.75). - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». -ст. 5

19 Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в Женеве 19.05.56). - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс»

20 Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 03.03.73). - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс»

21 Соглашение от 05.06.80 об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференции. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс»

22 О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.10 № 311-ФЗ : по состоянию на 06.12.11. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - п. 1 ст. 4

23 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.09 № 17) : по состоянию на 16.04.10. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - ст. 1

24 Халипов, С. В. Таможенное право: Учебник / С. В. Халипов. - 3-е издание, переработанное. - М.: Зерцало-М, 2006. - С. 45

25 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.09 № 17) : по состоянию на 16.04.10. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс». - раздел 5

26 Там же. - гл. 27

27 Там же. - гл. 28

28 Там же. - ст. 186

29 Там же. - пп. 34 п. 1 ст. 4

30 Халипов, С. В. - С. 47


Информация о работе Система источников таможенного права