Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 11:38, доклад
В условиях глобализации мировой экономики, в том числе торгово-экономических отношений, практика применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, несмотря на декларативную приверженность принципу свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом использовании различных механизмов защиты национальных экономических интересов.
В условиях глобализации мировой
экономики, в том числе торгово-
С целью защиты национальных
экономических интересов
Нетарифные ограничения можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных, актов (кроме таможенно - тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран.
В современных условиях
торгово-политическая роль и
В мировой практике и в торговой политике принято различать:
В Таможенном союзе НТО предусматривают широкий спектр запретов и ограничений, прямо либо косвенно затрагивающих внешнюю торговлю. Их наиболее полный перечень приведен в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС). В частности, п. 8 ст. 4 ТК ТС определено, что запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий
Единая система нетарифного регулирования в Таможенном союзе в целом еще не сформирована, однако принятые решения позволяют произвести определенную структуризацию этих мер.
1. К основным НТО относятся меры нетарифного регулирования экономического характера и меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, не носящие экономического характера.
В Таможенном кодексе Таможенного союза дается следующее определение нетарифным мерам. Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
При этом к мерам нетарифного регулирования относятся:
Эти меры введены в действие Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Решение № 19). В соответствии с данным Решением с 1 января 2010 г. вступили в силу:
Кроме того, данным Решением утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений.
Применение мер неэкономического характера связано непосредственно с перемещением товаров через границу Республики Беларусь. Это объясняется целью установления данных мер, так как ввоз на территорию Республики Беларусь, например, ядовитых, наркотических веществ, опасных отходов или оружия создает угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде вне зависимости от цели данного ввоза — хранения, транзита либо импорта.
Таким образом, меры нетарифного регулирования, установленные по основаниям неэкономического характера, можно определить как ограничения на перемещение товаров через границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе, затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Эти виды ограничений контролируются при ввозе и (или) вывозе, т.е. при непосредственном перемещении соответствующих видов товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также при их помещении под все таможенные процедуры, связанные с ввозом или вывозом этих товаров. К основным видам таких товаров относятся:
• оружие;
• опасные отходы;
• наркотические средства и психотропные вещества;
• источники ионизирующего излучения;
• ядовитые вещества;
• озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая;
• органы и (или) ткани человека, предназначенные для трансплантации;
• условно патогенные и патогенные генно-инженерные организмы;
• животные и растения, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г. Вашингтоне 3 марта 1973 г.;
• химикаты, подпадающие под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанной 13 января 1993 г. в г. Париже.
В целях реализации Решения № 19 принято постановление Совета Министров РБ от 31 декабря 2009 г. № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли». Этим постановлением определены государственные органы, выдающие лицензии (разрешения), и виды товаров, в отношении которых соответствующие лицензии (разрешения) выдаются.
По экспортно- импортным операциям, как правило, выдаются лицензии, по иным видам внешнеэкономических операций — разрешения. Поскольку ограничения по основаниям неэкономического характера применяются к ввозу (вывозу) товаров (независимо от целей), соответствующие лицензии (разрешения) подлежат представлению таможенным органам как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при помещении под таможенные процедуры.
2. Помимо названных соглашений, отдельную группу НТО составляют меры технического регулирования, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические меры, а также радиационные требования. Эту сферу регулирования формируют следующие соглашения:
• Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г.;
• Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;
• Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г.;
• Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.
3. Законодательство Таможенного союза в области экспортного контроля находится в стадии формирования. В настоящее время в Республике Беларусь экспортный контроль регулируется национальным законодательством.
Экспортный контроль заключается в установлении и осуществлении разрешительного порядка ввоза на территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы специфических товаров (работ, услуг).
Под объектами экспортного контроля (специфическими товарами (работами, услугами) понимаются:
С 1 января 2010 г. все полномочия в области НТО переданы наднациональному органу — Комиссии Таможенного союза. В соответствии с принятыми соглашениями государства вправе вводить запреты и ограничения в одностороннем порядке лишь на 6 месяцев.
Комиссия принимает решения о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования.
Комиссия рассматривает предложение о введении мер нетарифного регулирования в отношении отдельного вида товара на основании документов, которые содержат:
• наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утверждаемой высшим органом таможенного союза (ЕТН ВЭД);
• предлагаемые меры нетарифного регулирования:
• срок действия предлагаемых мер нетарифного регулирования (даты начала и окончания действия мер);
• обоснование необходимости введения мер нетарифного регулирования.
Предложение может быть представлено как по инициативе государств членов ТС, так и Комиссии.
Решение о введении мер
нетарифного регулирования
После принятия Комиссией решения о введении мер регулирования в отношении отдельного вида товара он включается Комиссией в Единый перечень.
Исключения. Выше написанное не распространяется на отношения, касающиеся вопросов экспортного контроля, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Истекший с начала 2010 г.
период показал, что система нетарифного
регулирования функционирует
1. Лицензирование импорта лекарственных средств. Эта мера введена под давлением российской стороны. Оценить последствия введения ограничений в отношении столь чувствительного товара еще предстоит, однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что указанная мера регулирования в отношении такого социально значимого товара, как лекарственные средства, является избыточной. Последствия введения этой меры удалось смягчить принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь 29 июня 2010 г. № 980, которым лекарственные средства переведены в категорию товаров, ограниченных по основаниям экономического характера.