Система нетарифного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 11:38, доклад

Краткое описание

В условиях глобализации мировой экономики, в том числе торгово-экономических отношений, практика применения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, несмотря на декларативную приверженность принципу свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом использовании различных механизмов защиты национальных экономических интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

Система нетарифного регулирования.docx

— 33.42 Кб (Скачать файл)

В условиях глобализации мировой  экономики, в том числе торгово-экономических  отношений, практика применения мер  государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, несмотря на декларативную приверженность принципу свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом использовании различных механизмов защиты национальных экономических интересов.

С целью защиты национальных экономических интересов применяется  совокупность различных мер финансовой, технической, административной, кредитной  и торговой политики, мер, регламентирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, прямо или косвенно влияющих на внешнеторговую деятельность. Все эти меры получили обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР) или «нетарифные ограничения» (НТО). НТО наряду с валютным курсом и Таможенным тарифом относятся к важнейшим инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности любого государства.

Нетарифные ограничения  можно определить как любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных, актов (кроме таможенно - тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран.

 В современных условиях  торгово-политическая роль и экономическое  значение мер нетарифного регулирования  существенно возросли. Это произошло в результате действия многих причин. В их числе значительное увеличение объема международной торговли и коренные изменения в ее товарной структуре, существенное усиление экономической роли внешней торговли в народном хозяйстве.

 В мировой практике  и в торговой политике принято  различать: 

  • меры нетарифного регулирования, специально создаваемые с тем, чтобы с их помощью осуществлять государственное регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, добровольные ограничения экспорта и др.);
  • запреты и ограничения, возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных мер,  соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, защиты культурных ценностей, выполнения международных обязательств, обеспечения национальной безопасности и др. Побочное действие этих мер может создавать препятствия для международной торговли и превращать их в нетарифные ограничения.

В Таможенном союзе НТО  предусматривают широкий спектр запретов и ограничений, прямо либо косвенно затрагивающих внешнюю  торговлю. Их наиболее полный перечень приведен в Таможенном кодексе Таможенного  союза (далее - ТК ТС). В частности, п. 8 ст. 4 ТК ТС определено, что запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий

  • меры нетарифного регулирования,
  • меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов,
  • особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,
  • меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения,
  • меры технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Единая система нетарифного регулирования в Таможенном союзе в целом еще не сформирована, однако принятые решения позволяют произвести определенную структуризацию этих мер.

1. К основным НТО относятся меры нетарифного регулирования экономического характера и меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, не носящие экономического характера.

В Таможенном кодексе Таможенного  союза дается следующее определение нетарифным мерам. Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

При этом к мерам нетарифного  регулирования относятся:

  • запрет экспорта;
  • количественное ограничение экспорта и (или) импорта;
  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт;
  • лицензирование в сфере внешней торговли;
  • наблюдение за экспортом и (или) импортом.

Эти меры введены в действие Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Решение № 19). В соответствии с данным Решением с 1 января 2010 г. вступили в силу:

  • Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;
  • Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.;
  • Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.

Кроме того, данным Решением утверждены Единый перечень товаров, к  которым применяются запреты  или ограничения на ввоз или вывоз  государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, и Положения о применении ограничений.

Применение мер неэкономического характера связано непосредственно с перемещением товаров через границу Республики Беларусь. Это объясняется целью установления данных мер, так как ввоз на территорию Республики Беларусь, например, ядовитых, наркотических веществ, опасных отходов или оружия создает угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде вне зависимости от цели данного ввоза — хранения, транзита либо импорта.

Таким образом, меры нетарифного  регулирования, установленные по основаниям неэкономического характера, можно  определить как ограничения на перемещение товаров через границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе, затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Эти виды ограничений контролируются при ввозе и (или) вывозе, т.е. при непосредственном перемещении соответствующих видов товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также при их помещении под все таможенные процедуры, связанные с ввозом или вывозом этих товаров. К основным видам таких товаров относятся:

• оружие;

• опасные отходы;

• наркотические средства и психотропные вещества;

• источники ионизирующего излучения;

• ядовитые вещества;

• озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая;

• органы и (или) ткани человека, предназначенные для трансплантации;

• условно патогенные и патогенные генно-инженерные организмы;

• животные и растения, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г. Вашингтоне 3 марта 1973 г.;

• химикаты, подпадающие под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанной 13 января 1993 г. в г. Париже.

В целях реализации Решения  № 19 принято постановление Совета Министров РБ от 31 декабря 2009 г. № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли». Этим постановлением определены государственные органы, выдающие лицензии (разрешения), и виды товаров, в отношении которых соответствующие лицензии (разрешения) выдаются.

По экспортно- импортным операциям, как правило, выдаются лицензии, по иным видам внешнеэкономических операций — разрешения. Поскольку ограничения по основаниям неэкономического характера применяются к ввозу (вывозу) товаров (независимо от целей), соответствующие лицензии (разрешения) подлежат представлению таможенным органам как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при помещении под таможенные процедуры.

2. Помимо названных соглашений, отдельную группу НТО составляют меры технического регулирования, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические меры, а также радиационные требования. Эту сферу регулирования формируют следующие соглашения:

• Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г.;

• Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;

• Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г.;

• Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.

3. Законодательство Таможенного союза в области экспортного контроля находится в стадии формирования. В настоящее время в Республике Беларусь экспортный контроль регулируется национальным законодательством.

Экспортный контроль заключается  в установлении и осуществлении  разрешительного порядка ввоза  на территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы специфических товаров (работ, услуг).

Под объектами экспортного  контроля (специфическими товарами (работами, услугами) понимаются:

  • товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
  • химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
  • товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
  • товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
  • оружие массового поражения и средства его доставки;
  • продукция военного назначения;
  • товары и технологии двойного применения;
  • шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации.

С 1 января 2010 г. все полномочия в области НТО переданы наднациональному органу — Комиссии Таможенного союза. В соответствии с принятыми соглашениями государства вправе вводить запреты и ограничения в одностороннем порядке лишь на 6 месяцев.

Комиссия принимает решения  о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования.

Комиссия рассматривает  предложение о введении мер нетарифного  регулирования в отношении отдельного вида товара на основании документов, которые содержат:

• наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утверждаемой высшим органом таможенного союза (ЕТН ВЭД);

• предлагаемые меры нетарифного регулирования:

  • запрет экспорта;
  • количественное ограничение экспорта и (или) импорта;
  • предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт;
  • лицензирование в сфере внешней торговли;
  • наблюдение за экспортом и (или) импортом;

• срок действия предлагаемых мер нетарифного регулирования (даты начала и окончания действия мер);

• обоснование необходимости введения мер нетарифного регулирования.

Предложение может быть представлено как по инициативе государств членов ТС, так и Комиссии.

Решение о введении мер  нетарифного регулирования принимается  Комиссией не позднее 30 дней с даты представления предложения.

После принятия Комиссией  решения о введении мер регулирования  в отношении отдельного вида товара он включается Комиссией в Единый перечень.

Исключения. Выше написанное не распространяется на отношения, касающиеся вопросов экспортного контроля, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

 

Истекший с начала 2010 г. период показал, что система нетарифного  регулирования функционирует устойчиво  и в целом отвечает интересам  Республики Беларусь, хотя не лишена отдельных недостатков, среди которых следует выделить следующие:

1. Лицензирование импорта лекарственных средств. Эта мера введена под давлением российской стороны. Оценить последствия введения ограничений в отношении столь чувствительного товара еще предстоит, однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что указанная мера регулирования в отношении такого социально значимого товара, как лекарственные средства, является избыточной. Последствия введения этой меры удалось смягчить принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь 29 июня 2010 г. № 980, которым лекарственные средства переведены в категорию товаров, ограниченных по основаниям экономического характера.

Информация о работе Система нетарифного регулирования