Система таможенных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:55, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в экономике, но они касаются не только экономических отношений, возникающих внутри страны, но также влияют и на внешнеэкономические отношения. В связи с ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстрым темпом растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

Здесь изображена, если можно так сказать, схема иерархии таможенных органов. Для начала изучим ее чтобы понять взаимосвязь от высших структур к подчиненным.

 

Рис.1 Схема таможенной системы.

Изучив схему можно понять незамысловатость управленческой структуры таможенных ведомств. ГТК контролирует региональные таможенные органы власть которых в свою очередь распостроняется на местные таможенные посты. На деле же все не ограничивается банальной схемой и выглядит чуть сложнее.

Структура таможенных органов РФ

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:      

- ГТК РФ (ГТК РФ);      

- региональные таможенные  управления РФ;      

- таможни РФ;      

- таможенные посты РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:      

- участвуют в разработке  таможенной политики РФ и реализуют  эту политику;      

- обеспечивают соблюдение  законодательства, контроль за исполнением  которого возложен на таможенные  органы РФ, принимают меры по  защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций  при осуществлении таможенного  дела;      

- обеспечивают в пределах  своей компетенции экономическую  безопасность РФ, являющуюся экономической  основой суверенитета РФ;      

- защищают экономические  интересы РФ;      

- применяют средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений;      

- взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;       

- участвуют в разработке  мер экономической политики в  отношении товаров, перемещаемых  через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;      

- обеспечивают соблюдение  разрешительного порядка перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ;      

- ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил  и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым  через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот  через таможенную границу РФ  наркотических средств, оружия, предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов  РФ и зарубежных стран, объектов  интеллектуальной собственности, видов  животных и растений, находящихся  под угрозой исчезновения, их  частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие  в борьбе с международным терроризмом  и пресечении незаконного вмешательства  в аэропортах РФ в деятельность  международной гражданской авиации;       

- осуществляют и совершенствуют  таможенный контроль и таможенное  оформление, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу РФ;     

- ведут таможенную статистику  внешней торговли и специальную  таможенную статистику РФ;     

- ведут Товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности;      

- содействуют развитию  внешнеэкономических связей республик  в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан     

- содействуют осуществлению  мер по защите государственной  безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни  и здоровья человека, защите животных  и растений, охране окружающей  природной среды, защите интересов  российских потребителей ввозимых  товаров;      

- осуществляют контроль  за вывозом стратегических и  других жизненно важных для  интересов РФ материалов;      

- осуществляют валютный  контроль в пределах своей  компетенции;      

- обеспечивают выполнение  международных обязательств РФ  в части, касающейся таможенного  дела; участвуют в разработке  международных договоров РФ, затрагивающих  таможенное дело; осуществляют сотрудничество  с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;      

- проводят научно-исследовательские  работы и консультирование в  области таможенного дела; осуществляют  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации специалистов в  этой области для государственных  органов, предприятий, учреждений и  организаций;      

- обеспечивают в установленном  порядке Президента РФ и Правительство  РФ, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации  и граждан информацией по таможенным  вопросам;      

- реализуют единую финансово-хозяйственную  политику, развивают материально-техническую  и социальную базу таможенных  органов, создают необходимые условия  труда для работников этих  органов.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ГТК РФ (ГТК РФ). Положение о ГТК РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.

ГТК РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями, В своей деятельности ГТК РФ руководствуется Конституцией РФ, ТК РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.ГТК РФ непосредственно подчинены региональные таможенные управления, а так же специализированные таможни (напр. Центральная энергетическая таможня, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня и т.д.). 

 

ГЛАВА 2 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ СИЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖНИ.

2.1 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ  ОРГАНЫ.

В таможенной системе Российской Федерации имеются специализированные таможенные органы, деятельность которых осуществляется в специфической области таможенного регулирования. Одним из таких специализированных органов является оперативная таможня. Оперативная таможня создана в целях реализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года,  необходимости усиления борьбы с таможенными правонарушениями. Структура оперативной таможни содействует наиболее эффективному осуществлению задач, возложенных на оперативную таможню. В структуру оперативной таможни входят: отдел по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями; отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды; отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел таможенных расследований; отдел дознания; экспертно-криминалистический отдел; отдел исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил; имеется отдел собственной безопасности. Начальник оперативной таможни является заместителем начальника РТУ. Как уже было сказано, таможенные органы Российской Федерации отнесены Таможенным кодексом и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года к государственным органам. которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России. Такая деятельность таможенными органами может осуществляться исключительно в пределах их полномочий, установленных законодательными актами РФ о таможенном деле . Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях: а) выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство дознания, по которым отнесено к их компетенции, а также для выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления; б) обеспечение собственной безопасности; в) исполнение поручений следователей, других органов дознания, указаний прокуроров и определений судов по уголовным делам, находящимся в их производстве; г) подготовке ответов на запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом; д.) подготовки ответов на запросы международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам . Таможенные органы в пределах своих полномочий вправе также выявлять и собирать данные, необходимые для принятия решений по вопросам: а) допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; б) допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; в) установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют Конституций РФ , Таможенный кодекс , Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года , другие законодательные акты. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов осуществляется исключительно в пределах их полномочий. Должностные лица этих органов участвуют в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, к которым привлекаются должностные лица и специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями, и отдельные граждане с их согласия на гласной и негласной основе. Таможенные органы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие мероприятия: опрос граждан, наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений; зданий, сооружений. участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных разговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; оперативный эксперимент, контролируемая поставка. Перечень этих мероприятий является исчерпывающим и может быть дополнен только федеральным законом . Таможенные органы при решении задач оперативно-розыскной деятельности имеют право: а) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия. производить при их проведении изъятие предметов, а также прерывать предоставление услуг в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности России; б) устанавливать не безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие таможенным органам на конфиденциальной основе; в) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий. учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; г) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, организаций, учреждений, подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; д.) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» . Для обеспечения собственной безопасности в структуре оперативной таможни предусматривается создание отдела собственной безопасности. Обеспечение собственной безопасности таможенных органов — это осуществление таможенным органами комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных действий и негативных явлений, дезорганизующих нормальную деятельность таможенных органов, их должностных лиц, а также таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, вычислительных центров, предприятий и организации, подведомственных ГТК России. Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов, проводятся таможенными органами в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года и исключительно в пределах их полномочий. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности в целях обеспечения собственной безопасности таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные мероприятия лишь в пределах их перечня и в порядке, предусмотренном законодательными актами. Если оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, проводятся в целях обеспечения собственной безопасности таможенных органов при наличии согласия гражданина в письменной форме, то таможенные органы вправе их осуществлять без судебного решения . Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий издает ГТК России в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ. Другим специализированны органом, входящим в таможенную систему Российской Федерации, является энергетическая таможня. Эта таможня создана для усиленного контроля за перемещением энергоресурсов. Энергетическая таможня подчинена непосредственно Государственному таможенному комитету РФ. Таможня выполняет следующие функции: производит таможенное оформление и осуществляет таможенный контроль сырой нефти, природного газа, продуктов их переработки и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, а также координирует и контролирует деятельность иных таможенных органов в части таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей . В оперативном подчинении таможни, в пределах ее компетенции находятся таможенные посты и отделы таможни Российской Федерации, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей. Энергетическая таможня является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляется ГТК России. основными задачами таможни являются: а) реализация таможенной политики Российской Федерации; б) обеспечение соблюдения и единообразного применения на таможенной территории Российской Федерации в части перемещения через таможенную границу РФ энергоносителей; в) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; г) защита экономических интересов Российской Федерации . В соответствии с возложенными на таможню задачами, она выполняет следующие функции: осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление энергоносителей; создает условия. способствующие ускорению их оборота через таможенную границу РФ; разрабатывает и вносит предложения по созданию в таможнях РФ, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей, отделов таможенного оформления энергоносителей, а также таможенных постов; разрабатывает и вносит для утверждения схемы организации таможенного оформления, фактического контроля, технологии перемещения через таможенную границу РФ энергоносителей; разрабатывает концепцию и обеспечивает внедрение и функционирование системы надежного фактического измерения объемов энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу РФ; вносит предложения по размещению таможенных лабораторий и координирует их деятельность в части контроля качества энергоносителей; обеспечивает оперативный обмен информацией в процессе контроля за вывозом и ввозом энергоносителей, устанавливает надежную связь с таможенными органами, осуществляющими контроль за указанными товарами, осуществляет контроль за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, а также организует эффективное и единообразное их применение таможенными органами РФ, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей . В функции энергетической таможни входит начисление и взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; обеспечивает соблюдение мер экономической политики в отношении энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Энергетическая таможня осуществляет валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации за поступлением валютной выручки от экспорта энергоносителей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением указанных товаров через таможенную границу РФ, организует контроль за правильностью определения и заявления таможенной стоимости данной группы товаров, осуществляет сбор информации из таможен Российской Федерации, производящих таможенное оформление энергоносителей, обрабатывает первичные данные, необходимые для ведения таможенной статистики внешней торговли РФ; содействует развитию внешнеэкономических связей предприятий, организаций, учреждений и других лиц, занимающихся вывозом и ввозом энергоносителей; содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей; выдает в соответствии с нормативными актами ГТК России лицензии на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирует или отзывает такие лицензии; осуществляет в установленном порядке оперативное взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей; обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенных вопросов, связанных с вывозом и ввозом энергоносителей; обеспечивает государственные органы, предприятия, организации и граждан информацией по таможенным вопросам, связанным с перемещением через таможенную границу Российской Федерации энергоносителей; обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб и обращений; принимает меры по устранению причин и условий, порождающих ущемление прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций и т.д. Для наиболее эффективного выполнения возложенных на энергетическую таможню задач, за последней закреплен ряд прав, включая право: получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также от должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и осуществление ею своих функций; контролировать в пределах своей компетенции на таможенной территории РФ производственную и иную коммерческую деятельность, связанную с вывозом и ввозом энергоносителей и т.д. Таким образом мы видим, что энергетическая таможня обладает особой спецификой в осуществлении таможенного дела. Специфика проявляется в том, что энергетическая таможня контролирует пересечение сырья по энергоносителям. Деятельность данной таможни очень велика. Важность подчеркивается тем, что она подчинена непосредственно ГТК России, а также большим кругом прав, предоставляемых Энергетической таможне. Из всего сказанного можно сделать вывод, что и оперативная таможня и Энергетическая таможня созданы для наиболее эффективного осуществления таможенной политики РФ. Их деятельность направлена на поддержание безопасности страны. Создание специализированных таможен достигло своей цели. Во-первых, специализированные таможни обладают строго определенными полномочиями, что способствует наиболее эффективному осуществлению поставленных задач. Во-вторых. была снята нагрузка с таможен, осуществляющих основную деятельность по реализации таможенной политики. 

 

2.2 СИЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ТАМОЖНИ.

В  соответствии  с Приказом ФТС России от 16 мая 2006 г. N 443 "О типовых   структурах   таможенных   органов   Российской   Федерации" мы рассмотримТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СИЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖНИ:

I. Общие положения

“1. Служба силового обеспечения (далее  -  Служба) является структурным подразделением таможни и осуществляет комплекс необходимых мер по  силовому обеспечению деятельности таможни и подчиненных ей таможенных постов (далее - таможенные органы региона). 

2. Служба  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской   Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным   кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями  и  распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными  договорами  Российской Федерации, нормативными и иными правовыми   актами ФТС  России, правовыми  актами регионального таможенного  управления (РТУ)  и  таможни,  Положением о Региональном таможенном  управлении организации силового обеспечения  (РТУ ОСО), настоящим Типовым положением.”

 


Информация о работе Система таможенных органов РФ