Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ системы управления рисками;
изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.
Опять же огромное значение здесь будет иметь обеспеченность информацией, полученной из различных источников. Взаимосвязь «единого окна» и СУР проявляется и в возникновении специального субъекта таможенных правоотношений – «уполномоченного экономического оператора» (УЭО). В качестве УЭО выступает участник внешнеторгового оборота, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТО или стандартам обеспечения безопасности цепи поставки товаров (производители, импортеры, экспортеры, перевозчики, операторы морских портов, аэропортов и т.д.) УЭО получает льготы в соответствии с единым набором стандартов, прежде всего в области государственных таможенных услуг, вследствие чего экономит время, сокращает издержки. Такие льготы могут включать ускоренное прохождение через таможенные органы грузов незначительного риска.
Приобретение данных льгот предусматривает разработку определенных критериев, соответствие которым даст возможность участнику ВЭД приобрести статус партнера по поддержанию безопасности. Существует также необходимость его четкой идентификации в качестве законопослушного оператора. Такая идентификация может быть в том числе реализована посредством предоставления имеющейся в распоряжении государственных служб информации для использования её в рамках системы. В результате риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшаются в той степени, в которой таможенные службы могут полагаться на принимаемые их партнерами меры.
В пользу реализации СУР в качестве подсистемы «единого окна» говорит ещё и возможность воплощения в практическом аспекте таких изначально задекларированных принципов построения СУР, как принцип целостности и принцип информационного единства.
Принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании функциональных подсистем управления как элементов единой системы таможенной службы, в рамках Таможенного союза продиктует развитие и использование подсистемы областей рисков, как одного из составляющих элементов территориально распределенной системы управления рисками. Учитывая, что контролирующие органы работают с разными областями внешнеторговой деятельности, то возможно говорить о возможности использования её в целях координации деятельности различных служб. СУР интегрирует деятельность структурных подразделений таможенных органов. Такое комплексное управление рисками будет во многом связано с функционированием «единого окна».
Принцип информационного единства заключается в совместимости информационных источников, подходов к процедурам обработки и анализа информации, а также их взаимосвязи, как по вертикали, так и по горизонтали. Фактически, ради реализации данного принципа и создается «единое окно».
Выводы по второй главе:
Таким образом, изначально система «единого окна» и СУР различны, но они и дополняют друг друга взаимно. «Единое окно» может играть существенную роль в предоставлении информации для эффективного функционирования СУР; обеспечивать проверку достоверности фактов и событий; обеспечивать должностных лиц государственных органов необходимой и достоверной информацией в режиме онлайн; повысить степень соблюдения участниками ВЭД положений таможенного законодательства Таможенного союза.
Глава третья. Анализ применения системы управления рисками
при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных
средств и опыт использования за рубежом
3.1.Анализ эффективности применения СУР в России
Екатеринбургской таможней в прошлом
году была разработана целая стратегия
реализации Системы.
Прежде всего, это – постоянный анализ
изменения товаропотоков в зоне деятельности
таможни с целью выявления рисковых поставок
товарных партий.
Затем - оперативный контроль товарных
деклараций в режиме онлайн при их оформлении
и выявление рисковых товарных партий.
И, наконец, четко организованное взаимодействие
структурных подразделений таможни по
анализу информации, выявлению рисков
при таможенном оформлении, применению
мер таможенного контроля в целях минимизации
этих рисков.
Указанная
стратегия способствовала сокращению
таможенных досмотров на основании интуитивных
профилей рисков, срочных профилей рисков,
региональных профилей рисков, т.е. профилей
рисков администрируемых таможней. При
этом наблюдался процент повышения их
результативности.
Безусловно,
это свидетельствует о качестве выполнения
аналитических мероприятий и совместной
работы между структурными подразделениями
таможни по выявлению рисковых поставок.
А, значит, и участник ВЭД в выигрыше –
он при этом не теряет значительного времени
при проведении таможенного контроля,
что создает для него благоприятные условия
для оформления своих товаров, и желание
и в дальнейшем оформляться на таможенных
постах именно Екатеринбургской таможни.
Как сообщает пресс-служба УТУ, в продолжении
работы по привлечению добросовестных
участников ВЭД, создания им благоприятных
условий для декларирования
товаров, оптимизации времени на
совершение таможенных операций, Екатеринбургской
таможней на совещании рабочей группы
в рамках CУР и на 2012 год разработана стратегия
деятельности.
А в каждой стратегии главное – правильный
выбор направления. Поэтому основное направление
структурными подразделениями ориентировано
на анализ деятельности новых участников
ВЭД на предмет выявления рисковых партий.
Во-вторых, на совместную работу по выявлению
рисков в рамках СУР и создание единых
аналитических совместных справок сразу
несколькими структурными подразделениями
таможни.
В-третьих, направление фактического таможенного
контроля в рамках СУР на тех участников
ВЭД, которые на протяжении 2010, 2011 годов
оформлялись без фактического предъявления
товара таможенному органу.
В-четвертых, привлечение и расширение
списка добросовестных участников ВЭД,
в отношении которых, согласно приказа
ФТС России от 26.09.2011 № 1948 «Об утверждении
Временного порядка действий должностных
лиц таможенных органов при сборе и обработке
информации для определения степени выборочности
применения мер по минимизации рисков
в отношении лиц, осуществляющих ввоз
сырья, оборудования и частей, используемых
в производственной деятельности», ограничиваются
или не вообще совершаются проверочные
мероприятия.
В целях оптимизации и совершенствования таможенного оформления, а также организации принципов выборочности и достаточности в Сочинской таможне реализуется система управления рисками, позволяющая вести выборочный досмотр перемещаемых через границу грузов, что значительно сокращает время прохождения таможенного контроля. В 2006 году был создан специальный отдел применения системы управления рисками. С момента его образования активизировался процесс внедрения системы управления рисками в работу таможенных постов и функциональных подразделений таможни. Результаты работы отдела отразились также и на таможенном администрировании. Так в результате работы всех должностных лиц Сочинской таможни в рамках применения системы управления рисками в 2009 году были достигнуты следующие результаты: - возбуждено 256 дел об АП; - доначислено около 67 миллионов рублей таможенных платежей; - эффективность применения «интуитивных» профилей риска составила 69%; - эффективность срочных профилей риска 67%; Совершенствование выработанных механизмов остается одним из важнейших направлений деятельности Сочинской таможни.
Таким образом, используя систему управления
рисками как механизм, позволяющий выбрать
наиболее оптимальную форму таможенного
контроля, таможенные органы могут перераспределять
свои усилия, направляя их на контроль
тех внешнеторговых операций, которые
представляют существенный риск.
В 2009 году
во Владивостокской таможне оформлено
56905 грузовых таможенных деклараций (ГТД),
более четверти из них попали под действие
профилей риска. Всего в текущем году применялись
164 профиля риска, в том числе по контролю
таможенной стоимости, направлению организации
таможенного оформления и таможенного
контроля, контролю правильности классификации
товаров и страны их происхождения, нетарифному
регулированию.
В частности,
в результате применения прямых мер по
минимизации рисков, направленных на контроль
таможенной стоимости товаров, произведено
5844 корректировки таможенной стоимости
товаров, благодаря чему довзыскано таможенных
платежей на 495 миллионов рублей.
Эффективность
применения системы управления рисками
проявилась и в отношении проведенных
таможенных досмотров товаров, декларируемых
по ГТД. Так, по результатам досмотров
возбуждено 139 дел об административных
правонарушениях, в том числе более половины
дел возбуждено по статье 16.2.1 КоАП России
(недекларирование товаров). Сумма штрафов
составила 3,7 млн.руб.
Кроме того, по
результатам таможенных досмотров при
таможенных процедурах, отличных от декларирования
товаров с подачей ГТД, также выявлены
нарушения таможенного законодательства:
в 19 случаях при прибытии товаров на таможенную
территорию РФ и оформлении внутреннего
таможенного транзита, а также в 2 случаях
- при убытии товаров с таможенной территории
РФ. Общая сумма штрафов, наложенных на
нарушителей, составила 477тыс.рублей.
В таможне активно
ведется аналитическая работа по выявлению
рисков и разработке комплекса мер по
их минимизации. Так, например, в 2009 году
разработано 15 проектов профилей риска.
Эффективными
оказались и срочные профили риска, примененные
в 2009 году: в 7 случаях возбуждены дела
об административных правонарушениях.
3.3. Применение системы управления рисками в таможенных службах мира
Бурное развитие экономики,
Статистические данные по экспорту и импорту стран показывают, что за 10 лет объем внешней торговли претерпел немалые изменения. Так, с каждым годом наблюдается постепенное увеличение показателей по основным странам практически в 1,5 раза. Вместе с тем, экономический кризис 2008 г. наложил отпечаток и на торговлю. Однако, уже в 2010 г. показатели внешней торговли у большинства стран увеличились и даже превысили показатели докризисного периода. Это свидетельствует о том, что постепенно страны начали искать пути выхода из сложившейся ситуации, заключающиеся в активном применении антикризисных мер.
Безусловными лидерами, как по импорту, так и по экспорту являются США, Китай и Германия. Далее следуют такие страны, как Япония, Франция и Великобритания. Позиция Российской Федерации согласно статистическим данным варьируется. Так, по импорту она занимает срединное положение между Канадой и Австралией, зато показатели экспорта выделяют ее на первый план среди этих двух стран. Внешнеторговый оборот России в 2010 году составил 627,4 млрд. долларов США, что является довольно неплохим показателем по сравнению с 2009 г. (469,1 млрд. долларов США), когда страна еще переживала кризисное время.
Среди стран СНГ Российская Федерация в экспорте товаров занимает лидирующее положение по сравнению с другими странами, входящими в данную интеграционную группировку. Следом за Россией с большим отрывом в рейтинге идет Казахстан и Украина. Затем следует Белоруссия, которая больше чем в 2 раза отстает от двух предыдущих стран в экспорте.
Важнейшим событием 2010 года стало начало функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, которое потребовало создания нормативно-правовой базы, внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела и обеспечения оптимальных условий для их реализации. Примечательно, что Таможенный союз за столь непродолжительное время с момента его создания показал довольно неплохие результаты своей деятельности. Так, на пресс-конференции по итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Высшего органа Таможенного союза Председатель Правительства РФ В.В.Путин сказал о том, что «объем взаимной торговли государств «тройки» увеличился на треть», что является неплохим показателем.
Как было отмечено ранее, рост объемов международной торговли, наряду с положительной динамикой, имеет характерную особенность – возрастает нагрузка на таможенные органы. Опыт многих стран показал, что даже с увеличением численности сотрудников невозможно справиться с возрастающим объемом товаропотоков. Более того, в соответствии с международными нормами и правилами таможенные службы должны, с одной стороны, использовать защитные механизмы от некачественных товаров и тем самым действовать в интересах всего населения страны, а с другой стороны, соблюдать интересы бизнес-сообщества, обеспечив им снятие лишних административных барьеров. Традиционные методы таможенного контроля, которые заключались, например, в 100% таможенном досмотре, не позволяли эффективно выполнять данную задачу. В связи с этим необходимо было использовать совершенно новые подходы, одним из которых является система управления рисками (далее - СУР).
Безусловно, было бы логично рассмотреть опыт работы таможенных служб США, Китая, Японии, Великобритании и других стран, но он достаточно широко освещен в литературных источниках. В то же время, заслуживает определенного внимания опыт применения современных таможенных технологий в Германии и Австралии. Рассмотрим более подробно, как функционирует система управления рисками при таможенном контроле в этих странах.
Германия входит в Европейский союз (далее – ЕС), а значит применение ею системы управления рисками основано на основополагающих документах ЕС в этой области. Главным образом, СУР в таможенной службе Германии направлена на автоматическую оценку с использованием данных, имеющих цель уменьшить риск налоговых убытков для государства.
СУР позволяет осуществлять отбор рисков по их характеру, происхождению товара, участнику ВЭД, а также принимать решения о проверке товаров и транспортных средств до пересечения таможенной границы, что, несомненно, способствует упрощению таможенных формальностей.
Таможня Германии активно сотрудничает с бизнес-сообществом, тем самым позволяя больше внимания уделять не добросовестности участника ВЭД, а вопросам борьбы с контрабандой и мошенничеством. Это связано с тем, что высшим федеральным органом в структуре немецкого таможенного управления является Федеральное министерство финансов, которому подчинено Федеральное антимонопольное управление. На региональном уровне находятся 5 финансовых управлений земель и оперативная таможня, которая имеет в своем подчинении оперативно-розыскные подразделения. Они, в свою очередь, являются местными органами власти наряду с главными таможнями и таможнями нижнего уровня.
Таможенные органы Германии в своей работе применяют оценку рисковых ситуаций в отношении международного движения товаров при торговле со странами, не входящими в ЕС. Специальным подразделением, занимающимся менеджментом риска, является Центр анализа рисков в Германии (Riskoanalyse Zoll - ZORA), цель которого состоит в разработке профилей рисков для проведения таможенного контроля. Структура СУР имеет трехуровневую систему – центральный, региональный и местный уровни. Стратегии управления риском принимаются на первом уровне и связаны с налоговыми операциями. На региональном уровне осуществляется непосредственно оценка схемы СУР, ее доработка и, если требуется, пересмотр на федеральном уровне. На местном уровне управление рисками применяется налоговыми органами, которые могут проверить дела, выбранные для внешнего налогового аудита.
Информация о работе Система управления рисками в таможенных органах