Система управления рисками в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ системы управления рисками;
изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

        Помимо централизованного анализа рисков, существует децентрализованная оценка участника ВЭД (Dezentrale Beteligtenbewertung – DEBBI), который может вынести суждение о только что появившемся участнике торговли. Данная оценка существенно влияет на обработку информации о нем и может быть пересмотрена в лучшую либо в худшую сторону. Вместе с тем, такая работа может дополнительно сформировать указания для профиля риска.

         Сущность данной структуры заключается в оценке участника ВЭД по принципу участия 4-х должностных лиц, прежде чем итоги оценки будут занесены вDEBBI и направлены в ATLAS, являющейся системой оформления товаров. Для реализации этого принципа на децентрализованном уровне назначаются 2 ответственных лица: контролер высокого уровня и ответственный исполнитель. Их задача заключается в выражении собственного мнения об оценке участника ВЭД и направлении этого мнения на вышестоящий уровень. В свою очередь, на централизованном уровне имеются руководитель области и ответственный исполнитель, которые принимают решения по оценке. Следует отметить, что назначение лиц децентрализованного уровня осуществляет централизованный уровень (ZORA). Таким образом, в процессе установления риска участвуют «четыре глаза».

         Таможенная и пограничная служба Австралии является одной из передовых таможенных администраций в мире благодаря современным технологиям в области таможенного дела, основным из которых можно назвать систему управления рисками в процессе таможенного контроля.

          Применение СУР на отдельных таможенных постах в Австралии берет начало в 1994 г., однако, ее официальное внедрение в работу Таможенной и Пограничной службы относится к 1996 г. В основе работы по СУР лежит австралийско-новозеландский стандарт AS/NZS 4360:1994, положения которого впоследствии были включены в содержание Рекомендаций по риск-менеджменту Всемирной таможенной организации, пересмотренной в 1999 году Киотской конвенции.

           В целях определения приоритетов, а также более тщательного анализа каждой из областей хозяйствования в августе 1996 г. на базе таможенной службы были учреждены Национальные бизнес-центры. Предметом их деятельности стала координация действий таможенной службы в рамках каждой области, анализ и мониторинг динамики товарооборота, а также участие в разработке Национальной концепции развития таможенных органов.

          Важным шагом на пути к совершенствованию СУР стало принятие в 2003 году рамочных принципов бизнес-планирования и текущей деятельности на таможне с целью согласования вопросов по управлению рисками и бизнес-планирования в масштабах предприятия и отрасли в целом. Данный шаг можно охарактеризовать тем, что Таможенная служба Австралии оказывает содействие участнику ВЭД, учитывая его торговые потребности, а также обеспечивает доступ к необходимо информации, касающейся лиц, грузов и отраслей через основные связи с импортерами, экспортерами, таможенными брокерами, перевозчиками и другими заинтересованными сторонами.

          Применение СУР в Таможенной и Пограничной службе Австралии основано на стандарте AS/NZS ISO31000:2009 и включает в себя следующие этапы:

  1. Установление контекста.
  2. Определение критериев риска.
  3. Анализ риска.
  4. Определение риск-рейтинг шкалы.
  5. Принятие решения по риску.
  6. Мониторинг и анализ результатов.

             Первый этап (процесс установки контекста) включает 2 подэтапа:

  • идентификация участников ВЭД путем обработки информации об импортируемых товарах с учетом величины его налогообложения;
  • анализ сведений о состоянии отрасли, к которой относятся импортируемые товары, а также обзор государственной политики в данной отрасли хозяйствования с целью определения стратегии контроля.

                  Второй этап (установка критериев  риска) проводится для правильного  принятия решений о выборе  объектов контроля. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что уже в процессе формулировки критериев следует руководствоваться возможностью измерить риск и оперативно его устранить. По мнению австралийских экспертов наиболее важными критериями риска являются угроза человеческой жизни (социальный аспект), объем налогообложения участника ВЭД (фискальный аспект), сбои при доставке товара (торговый аспект). Учитывая данные критерии, в итоге идентификации рисков предполагается четкое определение подозреваемого риска в виде конкретной формулировки (например, занижение таможенной стоимости и т.п.). Далее формируется шкала для определения вероятности и тяжести ущерба от риска.

                 На третьем этапе, заключающемся  в анализе риска, австралийская  таможенная служба учитывает  возможность оказания содействия участнику ВЭД исходя из его торговых потребностей. Анализ риска также предполагает оценку вероятности и тяжести ущерба посредством проведения количественного и/или качественного анализа.

                На четвертом этапе сотрудники аналитического отдела, определив риск и тяжесть ущерба, должны принять оперативное решение по его устранению с минимальными материальными затратами. Существенно и то, что постоянный мониторинг процесса применения СУР обеспечивает целевой выбор объектов контроля с минимальными издержками.

       Одним из преимуществ управления рисками таможенной службой Австралии считается то, что она использует при таможенном контроле автоматизированную информационную систему (AutomatedCustoms Information System, ACIS) и Интегрированную грузовую систему электронного декларирования (Integrated Cargo System, ICS).                        Основным программным продуктом данных систем является Customs Connect Facility (CCF) – уникальная разработка Службы и сторонних разработчиков, а именно ImpexDocs. Интересно отметить, что эта программа в достаточно короткие сроки и с минимальными затратами обеспечивает доступ к информации об участнике ВЭД и отрасли, в рамках которой она осуществляет свою деятельность, с привлечением тех таможенных органов государств, к которым относится тот или иной субъект. Существенно и то, что дальнейшее совершенствование СУР входит в Концепцию развития таможенных органов Австралии до 2015 года, в рамках которой планируется и далее углублять сотрудничество с таможенными службами других стран в области информационного обмена с целью ускорения принятия решений, а также обмена передовым опытом.

       Что касается СУР в Российской Федерации, то ее функционирование основано на принципах Киотской конвенции, которые, главным образом, направлены на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также содействие участникам ВЭД.

        В настоящее время применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля регламентировано Таможенным кодексом Таможенного союза и рядом актов ФТС России. Одним из основных документов являются Инструкции , а также письма ФТС России о порядке отчетности, содержащие методические рекомендации по минимизации рисков. Существуют, кроме того, нормативные и ведомственные акты общего пользования, в соответствии с которыми должностные лица таможенных органов применяют СУР согласно своему профилю деятельности дифференцированно.

      Что касается системы администрирования, созданной в российской таможенной службе, то она представлена в виде четырех составляющих, а именно: ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, - объединенных в единую информационную сеть, которая, в свою очередь, создает условия для построения эффективной СУР.

       Технология применения СУР основана на 4 элементах:

  1. Сбор и обработка информации.
  2. Выявление и анализ рисков.
  3. Разработка и реализация мер управления рисками.
  4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

       Первый элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, из различных источников.

       Второй элемент СУР предполагает систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства. Анализ проводится с помощью традиционных математико-статистических методов, а также целевых методик выявления рисков, которые по необходимости разрабатываются структурными подразделениями таможенных органов по каждому критерию. По результатам анализа уполномоченные должностные лица определяют наличие взаимосвязей индикаторов и области риска.

       Анализ риска не может быть полным без его оценки. Оценка риска предполагает не только систематическое определение вероятности наступления риска, но и оценку возможных потерь от него, то есть оценку меры или степени последствий нарушения таможенного законодательства в случае его возникновения. Как правило, риск оценивается по трехбалльной системе: «высокий», «средний», «низкий». Определение степени риска позволяет

 выделить риски,  при которых затраты на применение  мер по их минимизации превышают возможные потери от их воздействия.

                  Третий элемент СУР предполагает  прогноз результатов и определение  возможных последствий планируемых  мер, вероятности наступления  этих последствий, а также анализ  возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам – выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством РФ.

                   Результатом выполненного анализа  является создание нормативно-правового  документа – профиля риска,  в котором указывается совокупность сведений об области риска.

                   Четвертый элемент СУР невозможен  без отлаженной системы «обратной  связи», которая на сегодняшний  день не налажена технически  и организационно, что непосредственным  образом влияет на оценку эффективности СУР и принятие решения об актуализации или отмене профилей рисков. Одним из недостатков, присущих отечественной СУР, является несогласованность взаимодействия между таможенными постами и подразделениями, занимающимися реализацией СУР.

                   Стоит заметить, что на данный момент действующие механизмы минимизации рисков не совершенны и требуют значительной доработки в материально-технической оснащенности некоторых таможенных постов, в области применения новейших программных средств, а также имеет место финансовая сторона данного вопроса.

 

Выводы по третьей главе:

1) Таким образом, управление  рисками и анализ является  инструментом, который может помочь  работать с рисковыми ситуациями  и быть уверенным в том, что  принятое решение оптимально и позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы, а также дает уверенность в том, что известны все слабые стороны оперативной работы и по ним принимаются необходимые меры, так как цель управления рисками - это принятие мер по устранению возможного риска или сведения к минимуму его последствий.

2) использование информационных  систем при выявлении благоприятствует  развитию экономики страны в  целом, приводит к ускорению  международного товарообмена, повышению  собираемости таможенных платежей, сокращению расходов на содержание таможенной службы и обеспечению экономической безопасности страны.

    3)    можно сделать вывод, что зарубежные таможенные администрации применяют современные технологии в процессе таможенного контроля – систему управления рисками, соответствующую международным стандартам в области риск-менеджмента и рекомендациям Всемирной таможенной организации. Развитие партнерских отношений между таможней и бизнес-сообществом намного облегчают торговлю в виду снятия лишних административных барьеров. Использование максимально упрощенных процедур для добросовестных участников ВЭД способствует быстрому и своевременному поступлению таможенных платежей в государственный бюджет.

 

 

Заключение

 

Сделанные итоги позволяют  придти к выводу, что поставленные задачи исследования выполнены. На основании полученных результатов проведенного исследования можно сделать следующий вывод о том, что   система анализа и управления рисками является действенным механизмом ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для эффективного управления рисками необходимо:

  • определить возможный наивысший   уровень   эффективности оперативных действий;
  • сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях. Конечно, необходимо уметь определить эти области, которые представляют наибольшую угрозу деятельности данной таможенной организации;
  • определить слабые стороны в оперативных мероприятиях или программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех слабых сторон, которые наиболее мешают оперативной работе. Затем следует принять соответствующие меры по устранению выявленных недочетов, снижению их негативного влияния или (если невозможно это сделать) предпринять все возможные меры по снижению ущерба.

 

Список использованной литературы:

  1. Таможенный кодекс Таможенного Союза
  2. Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
  3. Приказ ГТК России № 465 от 08.05.2002 года «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска».
  4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  5. Боков В.В., Забелин П.В., Федцов В.Г. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике: Учебное пособие. – М., «Издательство ПРИОР», 1999.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. Учебник.–3-е изд. – М.: Гардарики, 1999.
  7. Гамидуллаев С. Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. – СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1999.
  8. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути  снижения: Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 1999.
  9. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. - М. “Экономика”, 1998.
  10. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2002.
  11. Ершов А.Д.  Менеджмент. Учебно-методическое пособие (в системно-схематическом изложении). - СПб.: СПБ им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 1998.
  12. Серёгин Е.В. Предпринимательские риски: Учеб. пособие. – М., 1999.
  13. Цветкова Е.В., Арлюкова И.О. Риски в экономической деятельности: Учебное пособие.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание,  2002.
  14. The 2010 International Trade Statistics Yearbook. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://comtrade.un.org/pb/Default.aspx.
  15. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.tsouz.ru.
  16. Ткаченко И.Е. Анализ практики применения системы управления <span class="dash041e_0431_044b

Информация о работе Система управления рисками в таможенных органах