Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение специальных таможенных пошлин. Задачи формируются в соответствии с основной целью и включают в себя:
– изучение сущности специальных таможенных пошлин;
– исследование видов и функций специальных таможенных пошлин;
–применение специальных таможенных пошлин в условиях России и Таможенного союза;
Введение……………………………………………………………………………………………………………………….2
1.Специальные защитные меры и недобросовестная конкуренция на мировом рынке……………………………….
2Специальные таможенные пошлины:содержание и виды
3.Российская практика использования специальных таможенных пошлин
4.Специальные таможенные пошлины в условия Таможенного союза
Заключение
Список использованных источников
1) в качестве
защитной меры, если товары ввозятся
на таможенную территорию
2) в качестве
ответной меры на
Виды специальных таможенных пошлин:
- предварительные
- окончательные
В критических
обстоятельствах, когда задержка применения
специальной защитной меры привела
бы к причинению серьезного ущерба
отрасли экономики государств Сторон,
который будет трудно устранить впоследствии,
Комиссия Таможенного союза до завершения
соответствующего расследования может
принять решение о введении и применении
на срок, не превышающий 200 дней, предварительной
специальной пошлины на основании предварительного
заключения органа, проводящего расследования,
в соответствии с которым существуют очевидные
доказательства того, что возросший импорт
товара, являющегося объектом расследования,
нанес или угрожает нанести серьезный
ущерб отрасли экономики государств Сторон.
Расследование должно быть продолжено
в целях получения окончательного заключения
органа, проводящего расследования.
Орган, проводящий
расследования, уведомляет в письменной
форме уполномоченный орган экспортирующего
иностранного государства,
а также другие известные ему заинтересованные
лица о возможном введении предварительной
специальной пошлины.
По запросу
уполномоченного органа экспортирующего
иностранного государства о проведении
консультаций по вопросу введения предварительной
специальной пошлины такие
В случае если
по результатам расследования
что отсутствуют основания для введения
специальной защитной меры, суммы предварительной
специальной пошлины подлежат возврату
плательщику .
В случае
если по результатам
о применении специальной защитной меры
(в том числе посредством введения импортной
квоты), срок действия предварительной
специальной пошлины засчитывается в
общий срок действия специальной защитной
меры, а суммы предварительной специальной
пошлины с даты вступления в силу решения
о применении специальной защитной меры,
принятого по результатам расследования,
подлежат зачислению и распределению
в порядке.
В случае если по
результатам расследования
по установленной ставке специальной
пошлины, подлежат зачислению
и распределению в порядке.
Суммы предварительной специальной пошлины, превышающие сумму специальной пошлины, исчисленной по установленной ставке специальной пошлины, подлежат возврату плательщику .
В
случае если по результатам
расследования признано
Таким образом, особенность этого вида пошлин состоит в том, что они могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного Союза в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина выступает в роли карательной пошлины, применяющейся в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Таможенного Союза, со стороны других государств. Специальная пошлина, вводимая по политическим соображениям, может также именоваться реторсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, принимаемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства. Таким образом, цель применения реторсионных пошлин - прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.[1]
Функции выполняемые специальной таможенной пошлиной в процессе государственного регулирования российского импорта:
- защита
экономических интересов
- фискальная
(пополнения доходов
- компенсационная
(функция компенсации
- карательная,
если является методом
- функции
регулирования объема
- функция
нейтрализации ценовых
3.Российская практика
использования специальных
Российская практика использования специальной пошлины по причинам экономического характера,ориентировалась на стандарты и требования, сложившиеся в системе ГАТТ-ВТО. В этой связи следует назвать Соглашение по защитным мерам, которое входит в состав смежных с ГАТТ многосторонних торговых договоров и является обязательным для всех членов ВТО. Оно уточняет и разъясняет порядок применения статьи XIX ГАТТ, в которой сформулирована оговорка, в соответствии с которой государство вправе приостановить свои обязательства по ГАТТ или аннулировать уступки.[8]
Право на защитную
меру в соответствии с предписаниями ГАТТ-ВТО
предоставляется в том случае, если будет
установлено, что товар импортируется
в таких возросших количествах, которые
способны нанести ущерб отрасли национального
производства, выпускающей подобные или
аналогичные конкурирующие товары.
При этом под серьезным ущербом понимается
существенное общее ухудшение ситуации
в соответствующей отрасли национальной
экономики. При определении серьезного
ущерба могли использоваться только те факты,
которые имели количественное измерение, как-то :
— темпы роста импорта;
— динамика объемов продаж;
— изменение уровня производства;
— динамика показателей занятости.
В соответствии с Соглашением по защитным мерам допускалось применение временных и обычных защитных мер.[9]
Временные защитные меры вводились в тех случаях, когда имелись очевидные свидетельства того, что импорт мог нанести или угрожал нанести серьезный ущерб отечественным производителям подобных товаров. В качестве временных мер могли применяться только тарифные меры. Тарифная защита могла быть усилена путем повышения действующей ставки таможенной пошлины либо путем установления временных специальных пошлин. Срок применения таких временных защитных мер не мог превышать 200 дней. При этом если расследование, проводимое в период действия временных защитных мер, не установило наличия серьезного ущерба или угрозы серьезного ущерба, суммы, взысканные путем повышения тарифной защиты, должны были быть возвращены незамедлительно.
Обычные
защитные меры могли применяться только
после завершения расследования, проводимого
уполномоченными органами; они могли применяться
селективно, то есть в отношении ввозимых
товаров в зависимости от страны происхождения.
При этом члену ГАТТ-ВТО предоставляется
право на свободный выбор конкретного
вида защитных мер (специальная пошлина,
количественные ограничения и др.).
Срок применения защитных мер (в том числе
специальных защитных пошлин) по правилам
ГАТТ-ВТО не должен был превышать четырех
лет. В исключительных случаях он мог продлеваться,
однако в целом весь период действия защитных
мер не мог превышать восьми лет.[11]
Основным источником российского законодательства по вопросу применения специальных пошлин до конца 2003 года был Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». С принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» соответствующие нормы закона 1998 года, регулирующие порядок применения специальных пошлин, утратили свою силу пошлины на такой товар. Таким образом, с декабря 2004 года законодательную основу для применения специальной пошлины составляли:
Специальная пошлина могла быть применена к импортируемому товару в случае, если по результатам специального расследования было установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществлялся в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняло серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
Специальная таможенная пошлина могла быть применена к любому импортному товару, независимо от страны его происхождения. Не допускалось применение специальной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций Российской Федерации, в случае если, во-первых, доля импорта данного товара из такой страны не превышала 3% общего объема импорта данного товара в Россию и, во-вторых, суммарная доля импорта данного товара из таких развивающихся стран не превышала 9% общего объема импорта данного товара в Россию.
Как уже отмечалось,
специальная пошлина могла быть применена
в случае, если по результатам специально
проведенного расследования было установлено,
что «импорт данного товара на таможенную
территорию РФ осуществлялся в таких возросших
количествах (в абсолютных или относительных
показателях к общему объему производства или
потребления в РФ непосредственно конкурирующего
товара) и на таких условиях, что это причиняло
серьезный ущерб отрасли российской экономики или
создавало угрозу причинения серьезного
ущерба отрасли российской экономики» (ст.
6 Федерального закона «О специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мерах
при импорте товаров»). Таким образом, ключевым
моментом в процедуре расследования являлось
установление факта причинения импортом
данного товара в данных количествах«серьезного
ущерба» или «угрозы причинения серьезного
ущерба» конкретной отрасли российской
экономики.
В целях установления вышеуказанного
факта Минэкономразвития России оценивал
объективные факторы, которые были выражены
в количественных показателях и оказывали
воздействие на экономическое положение
отрасли российской экономики:
а) темпы и объем прироста импорта товара, являвшегося объектом расследования, на таможенную территорию Российской Федерации в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара;
б) уровень цен на импортный товар, являвшегося объектом расследования, по сравнению с ценой непосредственно конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации;
в) изменение объема продажи непосредственно конкурирующего товара, производимого в РФ, на рынке РФ;
г) изменение
объема производства непосредственно
конкурирующего товара, производительности,
загрузки производственных мощностей,
размеров прибыли и убытков, а также уровня
занятости в отрасли российской экономики;
д) долю импортного товара, являющегося
объектом расследования, в общем объеме
продажи на рынке Российской Федерации
данного товара и непосредственно конкурирующего
товара.
Серьезный
ущерб отрасли российской экономики или
угроза причинения серьезного ущерба
отрасли российской экономики вследствие
возросшего импорта должны были устанавливаться
на основе результатов анализа всех доказательств
и сведений, относившихся к делу и имеющихся
в распоряжении органа, проводящего расследования.
Специальная пошлина применялась по решению
Правительства РФ в размере и в течение срока,
которые были необходимы для устранения
серьезного ущерба отрасли российской
экономики или угрозы причинения серьезного
ущерба отрасли российской экономики
и для облегчения процесса адаптации отрасли
российской экономики к меняющимся экономическим
условиям.
Срок
действия специальной пошлины по
Практика применения специальных пошлин в Российской Федерации сравнительно небогата. Специальной пошлиной облагался сахар белый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1998 N 1294 и Приказом ГТК России от 13.11.1998 N 768. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 N 209«О мерах по защите российских производителей крахмало-паточной продукции» с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию, в размере 16% таможенной стоимости, но не менее 0, 07 евро за 1 кг (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств — участников Таможенного союза).