Статистика правонарушений на объекты интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: исследование особенностей оформления и контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих наиболее важных задач:
- изучение понятия и сущности таможенного оформления,
- изучение особенностей таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- определение значения таможенного оформления для таможенного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ 4
1.1. Понятие и значение таможенного оформления 4
1.2. Порядок таможенного оформления. Начало таможенного оформления 11
1.3. Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций. Время и место таможенного оформления 14
2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 18
2.1. Правовое регулирование охраны объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу 18
2.2. Таможенный контроль при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 23
3. Статистика правонарушений на объекты интеллектуальной собственности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

Организация защиты прав на объекты интел собств тамож орг РФ - СГУПС- 71234.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, насущной потребностью нового этапа развития таможенного  законодательства стало включение  положений об охране прав интеллектуальной собственности таможенными органами. В Таможенном кодексе РФ 2003 г. такие положения содержатся в пп. 4 п. 2 ст. 125, ст. ст. 149, 393 - 400, пп. 5 ст. 403. На основании указанных статей Таможенного кодекса РФ Приказом Государственного таможенного комитета России 27.10.2003 N 1199 было утверждено Положение о защите прав интеллектуальной собственности (далее - Положение), в котором определяется единый порядок обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, Приказом ФТС России от 08.06.2007 N 714 был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (зарегистрирован в Минюсте 22.08.2007 N 10038) (далее - Административный регламент). Данный Приказ и утверждаемый им Административный регламент вступил в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования (был опубликован 05.09.2007 в "Российской газете"), таким образом, начало его действия определяется на дату 04.12.2007. С момента вступления в силу Административного регламента утратили силу те нормы Положения, которые регламентируют порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, его рассмотрения и принятия решения, а также порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ст. ст. 9 - 52 Положения).

Указанный Административный регламент  в целях реализации Концепции  административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг. детально регламентирует полномочия ФТС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФТС России, требования к порядку исполнения указанной государственной функции, перечень документов, подтверждающих исполнение государственной функции по ведению реестра, а также порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений, таможен при исполнении указанной государственной функции.

С учетом предстоящих изменений  порядок охраны прав интеллектуальной собственности таможенными органами выглядит следующим образом:

1. Обладатель исключительных прав  на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладатель права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель) или его представитель, имеющие достаточные основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нарушение прав правообладателя в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности подает в ФТС России заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. В Административном регламенте особо отмечается, что заявления от иных лиц (например, лицензиата, уполномоченного импортера (экспортера), декларанта, патентного поверенного и т.п.), не уполномоченных правообладателем, рассмотрению не подлежат. Кроме того, не подлежат рассмотрению аналогичные заявления в отношении товаров, содержащих иные объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.п.).

По сравнению с Положением Административный регламент предусматривает менее жесткие требования к оформлению заявления, перечню документов, которые подаются правообладателем в ФТС России. В частности, определяется, что заявление подается в письменном виде в произвольной форме, однако с обязательным указанием определенного круга сведений (о заявителе, об объекте интеллектуальной собственности, о товарах, обладающих признаками контрафактных, о предполагаемом сроке принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров). При этом заявитель имеет право представить любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных. В то же время Положение подобной нормы не содержало, что позволяло рассматривать указанный в нем аналогичный перечень как исчерпывающий.

2. Главное управление ФТС России, к основным функциям которого  относится организация контроля  за перемещением товаров, содержащих  объекты интеллектуальной собственности,  осуществляет рассмотрение заявления. Административный регламент содержит конкретные положения о распределении полномочий между подразделениями и должностными лицами ФТС России по рассмотрению заявления, проверке заявленных сведений и документов, а также принятию соответствующего решения и его исполнению.

3. На правообладателя возлагается  обязанность возместить имущественный  вред, который может быть причинен  декларанту, собственнику, получателю  товаров или иному лицу, несущему  обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров в соответствии со ст. 16 ТК РФ, в связи с приостановлением выпуска товаров в случае, когда товары оказались подлинными. В этих целях правообладатель должен представить в письменной форме обязательство о таком возмещении либо договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу этих лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тыс. руб.

4. Таможенный контроль за перемещением  объектов интеллектуальной собственности  осуществляется только в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 125 ТК РФ, декларирование товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, может осуществляться определенными таможенными органами. При выявлении товаров, указанных правообладателем как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (при этом возможно продление этого срока еще на 10 рабочих дней). О приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления уведомляются декларант и правообладатель, причем таможенный орган должен сообщить указанным лицам их взаимные адреса и наименования.

5. После получения уведомления  таможенного органа о приостановлении выпуска товаров правообладатель должен обратиться в соответствующий таможенный орган за защитой своих прав в течение срока приостановления. Отсутствие такого обращения правообладателя после получения им уведомления может послужить основанием для исключения заявленных им объектов интеллектуальной собственности из реестра и фактического отказа таможенных органов от дальнейшей охраны таких объектов. В течение срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенные органы могут принять решение об их изъятии или наложении ареста, в ином случае они обязаны решение о приостановлении выпуска отменить.

2.2. Таможенный контроль при перемещении  товаров, содержащих объекты интеллектуальной  собственности 

Таможенный контроль за перемещением товаров, содержащих интеллектуальную собственность, является ключевым вопросом, так как именно таможенные органы должны обеспечить защиту российского  рынка от контрафактной продукции  из-за рубежа. В связи с тем что производство и реализация контрафактной продукции в настоящее время носят уже транснациональный характер, важность наиболее эффективной организации таможенного контроля в целях пресечения ввоза (вывоза) контрафактной продукции очень велика. В обороте контрафактных товаров зачастую участвуют резиденты нескольких государств. Например, поддельная парфюмерия: жидкость может производиться в одной стране, тара - во второй, розлив и упаковка - в третьей, продажа - в четвертой. Таким образом, при детальной отработке механизма контроля именно таможенные органы могут служить тем форпостом, который способен оградить общество от наплыва пиратской продукции.

Хотелось бы отметить, что, возможно, именно в работе с  интеллектуальной собственностью таможня  в состоянии проявить свой регулятивный потенциал. Ведь на большинстве направлений  она действует, прежде всего выполняя традиционную фискальную функцию. Реализация регулятивной функции важна для становления ФТС России в качестве подлинно современной структуры, способной содействовать развитию рынка и служить эффективным инструментом государственного управления экономикой.

Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обеспечивает достижение нескольких целей:

- обеспечение безопасности  потребителей товаров;

- защита интересов  правообладателей;

- обеспечение поступлений  в государственный бюджет сумм  от уплаты таможенных платежей  и сборов, так как стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности учитывается при расчете таможенной стоимости товаров;

- выполнение международных  обязательств.

В настоящее время  реальный механизм таможенного контроля за перемещением интеллектуальной собственности условно можно разделить на две части.

В первом случае при перемещении  через таможенную границу РФ результатов  интеллектуальной деятельности военного назначения (контролируется только экспорт) необходимо представлять в таможенный орган разрешение ФСВТС России на предмет отнесения (неотнесения) товара к объекту военного назначения (экспортный контроль).

Во втором случае защита прав на отдельные виды интеллектуальной собственности осуществляется в  соответствии с требованиями гл. 38 "Меры, применяемые таможенными органами в отношении отдельных товаров" ТК и Приказом ГТК России от 27.10.2003 N 1199 "Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами". Согласно п. 1 ст. 393 ТК таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - ФТС России и подчиненные ей таможенные органы РФ: региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав на объекты авторского и смежных прав, на товарные знаки и знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.

В свете реализации программы  по вступлению России в ВТО российское таможенное законодательство должно приводиться  в соответствие с правилами ВТО. В частности, в ТК нет закрепления нормы ст. 58 Соглашения ТРИПС, согласно которой компетентные органы могут осуществлять приостановление выпуска товаров ex officio (в переводе с латыни "по должности"), т.е. по собственной инициативе без заявления правообладателя. У таможенных органов такая возможность существует только в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП), а именно: изъятие вещей и документов или арест товаров, транспортных средств и иных вещей. В тех случаях, когда признаки правонарушения требуют применения уголовного, а не административного законодательства, таможня и другие правоохранительные органы лишены возможности действовать без активного участия правообладателя, это притом что пока далеко не все зарубежные правообладатели имеют свои представительства в России.

Помимо этого, в России не реализована возможность закрепить  в своем таможенном законодательстве приостановление выпуска товаров, связанное с нарушением прав на иные объекты интеллектуальной собственности, кроме закрепленных, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, что факультативно предусмотрено ст. 51 Соглашения ТРИПС.

В своей работе должностные  лица сталкиваются с двумя основными  видами контрафактной продукции, что  можно продемонстрировать на примерах.

Во-первых, товар может  просто имитировать оригинал: косметическая  продукция в одинаковом цветовом сочетании, одинаковой упаковке, но с  разными товарными знаками, как, например, "Dove" и "Nivea". Оба  образца выполнены идентично  и различаются лишь словесным написанием товарных знаков, которые принадлежат разным правообладателям. Подделка упаковки и этикетки является для нарушителя одним из самых важных моментов, даже важнее собственно товара. Ведь потребитель не может до покупки изделия оценить его качество без нарушения упаковки, и даже приобретенный товар не всегда можно немедленно проверить (например, та же косметика). Тем опаснее, как нам кажется, ввоз подобной продукции, и тем важнее не пустить такую продукцию на территорию РФ.

Во-вторых, это может  быть легальный товар, но ввозимый на территорию РФ с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности ("серый" импорт). Это тоже контрафактная  продукция, но не с точки зрения качественных характеристик, а с точки зрения незаконного включения в торговый оборот. Основная отличительная особенность такой контрафактной продукции - отсутствие русифицированной этикетки, являющейся в соответствии с российским ГОСТом обязательным условием (допускаются стикеры с переводом). "Серый" импорт также может иметь неприятные последствия для потребителя. Как правило, "серый" импорт провозится без прохождения обязательной сертификации, а иногда и помимо таможенного контроля.

Между тем остается еще  много не разрешенных до настоящего времени проблем, к основным из которых (на примерах практической деятельности таможен южных регионов) можно отнести:

1. Недостаточный уровень  подготовки по тематике интеллектуальной  собственности должностных лиц  таможенных органов по идентификации  контрафактной продукции. Наделение таможенных органов дополнительной функцией накладывает больше ответственности в процессе оформления продукции и проверки грузовой таможенной декларации. При жестко установленной функции - пополнение денежными средствами федерального государственного бюджета - одновременно вводить новую функцию, направленную на защиту интеллектуальной собственности, надо постепенно, с проведением дополнительных подготовительных мероприятий.

Информация о работе Статистика правонарушений на объекты интеллектуальной собственности