Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:04, реферат
Таможенно-тарифное регулирование-метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Являясь методом государственного регулирования, таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему стоимостных инструментов и экономико-правовых мер по регулированию затрат на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественного производителя, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и удовлетворения общественных потребностей в тех или иных товарах.
В последние годы конкурентоспособность стала более чем модной концепцией. На фоне международной открытости развитых экономик и последовавшей глобализации экономических отношений, не было практически ни одного правительства, которое бы не провозгласило повышение конкурентоспособности одной из основных задач своей экономической политики. Это относится и к развивающимся странам.
В зависимости от страны происхождения в таможенном союзе применяются разные ставки таможенных пошлин:
- беспошлинный ввоз товаров;
- 75% от базовой ставки таможенной пошлины;
- базовая ставка таможенной пошлины;
- максимальная ставка таможенной пошлины.
При ввозе товаров из развивающихся стран предусмотрены преференции, что существенно влияет на цену товара на рынке.
Рассматривая свою структуру и деятельность, компании в настоящее время обращают внимание на воздействие изменений в налогообложении. Косвенные налоги принимаются во внимание, но в меньшей мере. В то время как таможенно-тарифная классификация и классификация по странам происхождения товаров влияют на ценовую конкурентоспособность, их влияние, в общем, является одинаковым для всех импортеров. Но с другой стороны, правила оценки таможенной стоимости могут привести к результатам, которые вовсе не являются одинаковыми для всех импортеров, и таким образом могут существенно повлиять на ценовую конкурентоспособность.
Следует отметить, что на конкурентоспособность товара из определенной страны влияет и «имидж» страны-производителя. Авторитет, который заработала страна на мировом рынке, существенно определяет и конкурентоспособность товара. Например, многие товары из Китая не могут конкурировать с аналогичными товарами, поставляемыми из США (за исключением ценовой конкурентоспособности).
Сектор сырьевых товаров является доминирующим в экономике многих развивающихся стран с точки зрения производства, занятости и поступлений от экспорта. Международное сообщество должно стремиться найти пути и средства обеспечения лучшего функционирования и большей транспарентности рынков сырьевых товаров, большей диверсификации сектора сырьевых товаров в развивающихся странах в таких макроэкономических рамках, при которых учитывается экономическая структура той или иной страны, объем природных богатств и рыночные возможности, а также обеспечения лучшего управления природными ресурсами, при котором учитываются потребности в области устойчивого развития.
Поэтому всем странам следует выполнять ранее принятые ими на себя обязательства по прекращению и обращению вспять протекционистских тенденций, дальнейшему расширению доступа на рынки, особенно в областях, представляющих интерес для развивающихся стран. Такое улучшение доступа на рынки будет облегчаться проведением соответствующей структурной перестройки в развитых странах. Таким образом, настоятельно необходимо добиваться улучшения условий в том, что касается доступа сырьевых товаров на рынки, в частности путем постепенного устранения барьеров, которые ограничивают импорт, особенно из развивающихся стран, сырьевых товаров в первоначальном и обработанном виде, а также добиваться значительного и неуклонного сокращения числа тех видов поддержки, которые способствуют производству на неконкурентной основе, таких, как субсидии на цели производства и экспорта.
В отношении сырьевых товаров развивающиеся страны должны проводить в области политики следующие мероприятия, согласующиеся с принципами рыночной эффективности:
- расширять переработку
и распределение продукции
- осуществлять диверсификацию
в целях уменьшения
- отражать эффективное
и устойчивое использование
Анализируя систему преференций, следует отметить, что в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение.
Экономический характер таможенно-тарифных мер проистекает, прежде всего, из заложенного в основу их применения способа воздействия на внешнеторговый оборот через прямое влияние на цены находящихся в нем товаров. Создавая стоимостный барьер на пути движения товаров к потребителям путем применения к товарам при их перемещении через таможенную границу установленных ставок таможенных пошлин, таможенно-тарифные меры тем самым повышают уровень цен, влияют на конкурентоспособность товаров, что, в свою очередь, сказывается на уровне накопления капитала, темпах развития и нормах прибыли отдельных отраслей производства.
Цены на импортные товары зависят от страны производителя. Цены на товары из развивающихся стран на порядок ниже, чем цены на товары из развитых стран. Это обуславливается как различием в товарной структуре экспорта из развитых и развивающихся стран и качеством поставляемой продукции, так и предоставлением тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
В настоящее время пользователями схемы тарифных преференций таможенного союза, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам привилегий в международных экономических отношениях. Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами.
Таким образом, применение единой системы преференций позволяет создать более благоприятные условия и повысить конкурентоспособность товаров из развивающихся стран. Кроме того, единая система преференций положительно влияет на развитие экономических отношений России и других стран-участниц таможенного союза с развивающимися странами.
В рамках ЮНКТАД разработана система преференций, которая закладывается в основу ЕСП. Основной фактор концепции Общей системы преференций - правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила, только на товары, определяемые национальным законодательством страны.
Как известно, преференции представляют собой предоставление льготных условий в какой-либо сфере деятельности. Цель их введения - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективная торговая политика, выполнение международных обязательств. Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией.
Финансовый смысл таможенных преференций состоит в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли. Таким образом, преференция означает привилегию для отдельно взятого государства - участника внешней торговли с низким уровнем развития экономики.
В соответствии с общей системой преференций, каждая страна разрабатывает единую систему тарифных преференций, в рамках Таможенного союза - Единая система преференций Таможенного союза (ЕСП ТС).
К элементам Единой системы преференций ТС относятся:
1. группы стран-пользователей ЕСП;
2. система уровней ставок ввозных таможенных пошлин;
3. критерии и правила переработки товаров;
4. декларация и сертификаты СПТ;
5. принципы построения ЕСП;
6. технология определения СПТ.
Таможенные преференции предоставляются в отношении товаров, происходящих из стран: государств-участников СНГ, стран ЕврАзЭС, из стран, с которыми подписано двухстороннее соглашение, развивающихся и наименее развитых стран, из региона или части страны.
Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов таможенного союза предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией.
В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.
Группы стран-пользователей тарифными преференциями, в свою очередь, подразделяются на несколько категорий.
Наименее развитые страны.
По классификации ООН, к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения - 700 долл. в год и ниже. В настоящее время в эту группу стран входят ряд государств Азии, Тропической Африки и Латинской Америки.
Развивающиеся страны.
Наиболее многочисленную группу представляют развивающиеся страны, которые условно можно разбить на четыре подгруппы. К первой относятся страны Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК): Алжир, Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак и др. Ко второй - так называемые новые индустриальные страны (НИС), которые достигли высоких темпов экономического развития и экспорта: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд и др. К третьей, самой большой группе, можно отнести страны со средним уровнем развития: некоторые страны Азии, Латинской Америки и Северной Африки. В настоящее время Россия применяет преференциальный режим ввоза товаров в отношении 106 развивающихся стран, из которых некоторые опережают по уровню развития национальной экономики не только наименее развитые страны, но и государства СНГ, в том числе и Россию.
Страны СНГ.
Особой группой стран-пользователей единой системы преференций является образованное в 1991 году Содружество Независимых Государств (12 государств-участников).
Страны Таможенного Союза (ЕврАзЭС).
Одним из важнейших путей организационного укрепления внешнеторговой политики России является заключение таможенного союза с рядом стран СНГ. Данная интегрированная организация заключила Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, цель которого - создание совместного организационно-правового механизма в формировании международной организации.
Страны двухсторонних Соглашений.
Примерами может служить развитие применения таможенных преференций между Россией и Белоруссией, соглашение между Россией и Республикой Югославия, а также некоторые страны Центральной и Восточной Европы, которые находятся в режиме присоединения к экономическим союзам, не пользующихся тарифными преференциями.
Часть или регионы страны, из которых товары ввозятся на единую таможенную территорию таможенного союза.
В данном структурном элементе в качестве одной из групп-пользователей единой системы преференций является не страна, а часть или регион страны, а именно свободные экономические зоны России.
В соответствии с законодательством таможенного союза применяются следующие уровни ввозных ставок таможенных пошлин в зависимости страны происхождения товара.
Согласно Решению Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 130-2 Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза и включенных в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе, которых предоставляются тарифные преференции, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшим органом таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18.
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми страны - участники таможенного союза предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), а также, если страна происхождения не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Российская Федерация РНБ не предусматривает.
Ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные вдвое, установленные для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми не предусматривается РНБ, либо если при определении страны происхождения товаров таможенными органами обнаружены признаки того, что данный товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях с которой РНБ не предусматривается.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза и происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой ЕСП таможенного союза (приложение 2 Решения Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 130-2), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми предусматривается РНБ.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза и происходящих из наименее развитых стран - пользователей схемой единой системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 3 Решения Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 130-3) не применяются ввозные таможенные пошлины.
Преференциальный режим, предоставляется для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран - пользователей схемой единой системой тарифных преференций таможенного союза, предусмотренных в приложение 4 Решения Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 130.
Информация о работе Страна происхождения товаров таможенным регулированием