Стратегия развития Федеральной таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена наиболее актуальным и наименее разработанным вопросам теории таможенного менеджмента — вопросам стратегий развития Федеральной таможенной службы.
Основная цель написания данной курсовой работы — отразить сущность базовых стратегий развития таможенных органов, рассмотреть формирование стратегии развития и проанализировать процесс стратегического управления Федеральной таможенной службой.

Содержание

Введение........................................................................................................................2
Глава 1. Стратегическое управление таможенными органами................................3
1.1.Сущность и основные положения стратегического управления.......................3
1.2.Принципы стратегического планирования..........................................................7
1.3.Система стратегического управления в таможенных органах..........................9
Глава 2. Стратегия развития Федеральной таможенной службы..........................12
2.1.Основные цели и этапы стратегического развития таможенных органов......12
2.2.Направления стратегического развития таможенных органов России...........13
Заключение.................................................................................................................30
Список использованных источников.......................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение........................................................................................................................2

Глава 1. Стратегическое управление таможенными органами................................3

1.1.Сущность и  основные положения стратегического управления.......................3

1.2.Принципы стратегического  планирования..........................................................7

1.3.Система стратегического  управления в таможенных органах..........................9

Глава 2. Стратегия развития Федеральной таможенной службы..........................12

2.1.Основные цели и этапы стратегического развития таможенных органов......12

2.2.Направления стратегического развития таможенных органов России...........13                                                                                                                                                       

Заключение.................................................................................................................30

Список использованных источников.......................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной идеей стратегического менеджмента является идея последовательного приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды, идея целевого подхода к решению любых управленческих задач и организации в целом. Но чтобы уметь приспосабливаться к изменениям внешней среды и при этом всегда выдерживать курс на достижение поставленных целей, организация должна иметь стратегию.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического развития организации или государственного органа.

В условиях неравновесности системы государственного управления особую актуальность приобретают проблемы разработки технологий изучения ее как определенной социальной реальности, требуется дальнейшее концептуальное осмысление стратегии развития.

Данная курсовая работа посвящена наиболее актуальным и наименее разработанным вопросам теории таможенного менеджмента — вопросам стратегий развития Федеральной таможенной службы.

Основная цель написания данной курсовой работы — отразить сущность базовых стратегий развития таможенных органов, рассмотреть формирование стратегии развития и проанализировать процесс стратегического управления Федеральной таможенной службой.

В качестве объекта исследования выбран федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела в Российской Федерации — Федеральная таможенная служба.

Предметом исследования является проект Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года.

 

Глава 1. Стратегическое управление таможенными органами

 

1.1.Сущность и  основные положения стратегического  управления

 

 

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от «планирования ресурсов» к «планированию результатов». Направленность управления на достижение конкретных целей предопределяет повышение роли и места применения концепции стратегического управления в таможенных органах, а динамичность и неопределенность воздействия факторов внешней среды на функционирование и развитие таможенной службы России обусловливает актуальность использования концепции стратегического управления в регулировании этих процессов.

Подходы и технологии стратегического менеджмента, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, постепенно внедряются в практику управления государственными органами. С точки зрения стратегического менеджмента стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство приемов и методов успешного стратегического менеджмента коммерческих организаций актуальны и для государственных органов1.

Концепция стратегического управления включает в себя несколько элементов.

Первый элемент — определение основных целей, охватывает систему целей, включающую миссию, общеорганизационные и специфические цели.

Второй элемент — приоритеты распределения ресурсов, затрагивает принципы распределения ресурсов.

Третий элемент — правила осуществления управленческих действий, связан с принятием курса действий, направленный на достижение поставленных целей.

В широком смысле стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В узком смысле — это многоплановый поведенческий процесс, направленный на развитие экономической системы, путем разработки и реализации стратегии с учетом факторов внешней среды. Он включает формирование видения и миссии, постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддерживание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных целей.

Таким образом, стратегическое управление представляет собой по существу способ управления, используемый в условиях:

  • появления новых, более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки. Некоторые из этих задач являются оригинальными, а поэтому не может быть использован для их решения имеющийся опыт. Эти задачи отличаются большим количеством переменных, сложным характером их зависимостей, наличием случайных факторов, а также временным ограничением. Уже сейчас, по некоторым данным, удельный вес подобных задач составляет более половины в общем числе управленческих задач, решаемых в организациях, и имеет тенденцию к росту;
  • быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции организаций по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления;
  • высокой цены ошибок от принятия неправильных решений. Особенно это относится к узко специализированным организациям;
  • отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения задач. В задачах управления преобладают качественные (то есть неопределенные характеристики). Поэтому они могут быть решены с помощью дополнительной информации, получаемой от человека, на основе его интуиции.

Объектом стратегического управления рассматривается организация как открытая система. Такая система способна изменять во времени свои параметры, подвержена воздействию внешней среды и оказывает влияние на эту среду по принципу обратной связи.

Главная задача стратегического управления заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде.

Базовым элементом концепции развития является стратегия. В теории стратегического управления существует множество определений стратегии. Наиболее часто цитируется определение, данное А.Д. Чендлером, поскольку оно наиболее полно отражает суть данного понятия. По А.Д. Чендлеру, «стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей»2.

Понятие стратегии прямо связано с жизнеспособностью организации и является инструментом ее развития. В основе стратегического подхода, по определению, Ансоффа И., лежит новая структура конкурентного ландшафта, в которой доминирующей характеристикой становятся не просто изменения, а разрывы, характеризующие скачкообразность переходов от настоящего к будущему. При этом стратегия есть не что иное, как план построения желаемого будущего организации, определяющий ее взаимодействие с окружающей средой для достижения поставленных целей.

Таким образом, стратегия — это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние3.

Стратегические альтернативы — это набор вариантов стратегического развития фирмы, позволяющих достичь стратегических целей организации во все их многообразии. Выделяют следующие стратегические альтернативы: рост, ограниченный рост, сокращение, сочетание.

  1. Стратегия ограниченного роста. Для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Данная стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Ограниченного роста придерживается большинство организаций.
  2. Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.

Выделяют следующие виды роста:

      1) Внутренний — расширения ассортимента товаров, услуг.

2) Внешний рост:

  • вертикальный (приобретение оптовой фирмы-поставщика)
  • горизонтальный (приобретение одной фирмы другой в однородной отрасли)

 3. К стратегии сокращения прибегают, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.

Варианты стратегии сокращения.

1. Ликвидация — полная  распродажа материальных запасов  и активов организации.

2. Отсечение лишнего —  отделение от себя некоторых  подразделений или видов деятельности.

3. Сокращение и переориентация  — сокращение части своей деятельности  в попытке увеличить прибыли.

  Стратегия сочетания представляет собой объединение любых из трех стратегий — ограниченного роста, роста и сокращения. Стратегии сочетания придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях4.

 

1.2.Принципы стратегического  планирования

 

Использование стратегического планирования в организации позволяет определить направление ее развития как единого целого в долгосрочном периоде с указанием наиболее важных показателей, количественно описывающих результаты и эффективность деятельности. Наиболее важные, ключевые требования к стратегическому планированию могут быть представлены в виде принципов, которые должны учитываться руководителями и специалистами организации при реализации плановой деятельности.

Принципы являются основными положениями, от содержания которых зависят сущность и особенности планирования в целом, его отдельных элементов и процессов. Содержательная основа принципов стратегического планирования определяется их набором, используемым в конкретной организации.

В отечественной экономической литературе эпохи централизованного планового управления экономикой были выделены следующие принципы, служащие основой системы долгосрочного планирования5:

1) директивность — означающая  обязательность разработки плана  экономического субъекта в соответствии  с установленными централизованными  показателями;

2) непрерывность — означающая  органическую связь перспективного  и текущего планирования, постоянную  возобновляемость процесса планирования;

3) научность — означающая  использование в планировании  объективных экономических законов  социализма, научное обоснование принятого варианта развития;

4) стабильность — означающая  строгое соблюдение условий, при  которых внесение изменений в  установленный план является  невозможным;

5) комплексность — означающая  взаимосвязь и взаимозависимость  элементов системы планирования;

6) целенаправленность —  означающая составление планов  для достижения определенных  целей;

7) социальная направленность  — означающая направление планируемого  варианта развития на достижение  социально высоких результатов.

Информация о работе Стратегия развития Федеральной таможенной службы