Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:14, реферат
Государство образует таможенные органы для того, чтобы они обеспечивали содействие внешней торговле, обслуживали международные экономические отношения, помогали развитию отечественного производства. Фискальная и правоохранительная функции таможенных органов, безусловно, обладают значимостью для общества, но они носят производный характер, так как подчинены главной задаче таможенной службы — способствовать ускорению товарооборота между странами. Новый Таможенный кодекс ориентирует таможенные органы на выполнение функций по защите экономики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление политики разумного протекционизма. Дадим определение таможенного органа.
Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие и элементы системы таможенных органов…………………..4
2. Основные признаки таможенных органов…………………………..…5
3. Принципы деятельности таможенных органов…………………….….7
Заключение…………………………………………………………..……13
Список литературы……………………………………………………….14
Таможенное дело
Структура построения таможенных органов и принципы их взаимодействия
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и элементы
системы таможенных органов…………
2. Основные признаки
таможенных органов…………………………..
3. Принципы деятельности таможенных органов…………………….….7
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Без эффективной деятельности органов исполнительной власти, регламентирующих и реализующих таможенные правоотношения, немыслима активизация внешнеторговых связей российской экономики.
Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции России, таможенное регулирование отнесено к ведению Российской Федерации, а общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ (ст. 114 Конституции РФ). Собственно таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти, имеют конкретные цели формирования, осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции, наделены определенной компетенцией, образуются вышестоящими органами управления, подотчетны и подконтрольны им и ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.
Государство образует таможенные органы для того, чтобы они обеспечивали содействие внешней торговле, обслуживали международные экономические отношения, помогали развитию отечественного производства. Фискальная и правоохранительная функции таможенных органов, безусловно, обладают значимостью для общества, но они носят производный характер, так как подчинены главной задаче таможенной службы — способствовать ускорению товарооборота между странами. Новый Таможенный кодекс ориентирует таможенные органы на выполнение функций по защите экономики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление политики разумного протекционизма. Дадим определение таможенного органа.
В работе рассматривается понятие и элементы структуры таможенных органов, раскрываются их признаки и принципы деятельности.
1. Понятие и элементы системы таможенных органов
Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.
Таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят:
1) Государственный таможенный комитет РФ;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты.
В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ГТК (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ГТК могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.
Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников ВЭД, а также иных факторов.
2. Основные признаки таможенных органов
Таможенным органам присущи следующие основные признаки.
Во-первых, будучи органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов, они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Конституционные нормы предопределяют публично-правовой характер деятельности таможенных органов.
Исполнительно-распорядительные отношения в государстве нацелены на исполнение законов и решений представительных органов. С помощью исполнительной власти ведется исполнительно-распорядительная деятельность государственного аппарата. Как органы исполнительной власти таможенные органы выполняют государственные задачи.
Исполнительная деятельность таможенных органов основывается на общественных отношениях, складывающихся в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Такие отношения касаются правового регулирования таможенного режима, порядка таможенного оформления, взимания таможенных платежей и других институтов таможенного права. Именно таможенно-правовое регулирование общественных отношений, являющихся основой таможенного дела, позволяет ориентировать действия служащих таможенных органов в соответствии с общепринятым принципом деятельности государственных органов: «то, что не разрешено законом, — запрещено».
Во-вторых, согласно ч. 3 ст. 1 ТК, деятельность таможенных органов происходит под общим руководством Правительства РФ, перед которым ГТК отчитывается о своей деятельности. Президент России полномочен создавать, реорганизовывать, ликвидировать любой центральный федеральный орган исполнительной власти, в том числе и федеральное таможенное ведомство, а также назначать и освобождать от должности его руководителя. Правительство РФ, согласно п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики1. Оно наделено большими полномочиями и в области таможенного дела (осуществляет общее руководство, обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с другими государствами).
В-третьих, являясь органами специальной компетенции, таможенные органы реализуют свои полномочия в сфере перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Исполнительные органы государственной власти по содержанию своей деятельности дифференцируются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции выполняют все общие административные функции, а специальной — осуществляют отраслевое или межотраслевое управление. Для рассматриваемых органов осуществление таможенной деятельности является главнейшей производственной задачей, которую они исполняют на постоянной и систематической основе.
В-четвертых, таможенные
органы отнесены законодательством
к числу правоохранительных, так
как они пресекают
В-пятых, таможенные органы выступают как федеральные органы исполнительной власти, аккумулирующие в себе административно-правовой и финансово-правовой статусы. В зависимости оттого, из какого бюджета финансируется государственный орган, в науке принято различать федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Следует отметить, что федеральные органы, в свою очередь, подразделяются на центральные (министерства, ведомства) и территориальные. В качестве центрального выступает Государственный таможенный комитет России, территориальными же являются региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
В-шестых, немаловажной особенностью таможенных органов является наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ (ст. 404 ТК). При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу2.
3. Принципы деятельности таможенных органов
Деятельность таможенных органов основывается на совокупности специфических принципов, под которыми обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, на основе которых реализуются те или иные правовые явления.
1. Принцип законности в таможенном праве реализуется через законность системы (законодательством установлена единая система таможенных органов) и законность деятельности таможенной администрации. Российские таможенные органы в своей деятельности руководствуются и в пределах своих полномочий организуют исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных нормативных правовых актов, международных договоров России. Они стремятся устранить нарушения законодательства. Принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий должно осуществляться в пределах их компетенции и в строгом соответствии с законодательством РФ. Соблюдение принципа законности обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, контролем со стороны вышестояших таможенных органов и должностных лиц.
В соответствии со ст. 412 ТК вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа наделены правом в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа. Они могут также принять любые предусмотренные законодательством меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина прямо вытекает из смысла ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. Именно права человека являются той базой, на которой строится правовое государство. В области таможенного дела органы исполнительной власти не должны ущемлять права и законные интересы физических лиц. При осуществлении своих полномочий таможенные органы не вправе нарушать законодательно установленные свободы граждан. Так, согласно ст. 365 ТК, при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам.
3. Принцип единства
и целостности системы
Целостность таможенной системы выражена во взаимосвязи Ходящих в нее органов при осуществлении поставленных перед Ними задач и функций, а каждое звено этой системы имеет различные объем и характер компетенции, обусловленные масштабами деятельности.
4. Принцип единства
цели и задач таможенных
— участие в разработке таможенной политики и ее реализация;
— обеспечение в пределах
своей компетенции
— защита экономических интересов государства;
— применение и совершенствование
средств таможенного
— организация и
— обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы;
— обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам3.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ТК ГТК обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории России.
5. Принцип федерализма — одна из основ конституционного строя России, представляющая сочетание общефедеративных и региональных интересов. В таможенном праве данный принцип имеет двоякое содержание: во-первых, таможенные органы характеризуются как общефедеральные; во-вторых, они участвуют в бюджетной деятельности. Статья 71 Конституции РФ устанавливает исчерпывающий перечень предметов ведения Российского государства, в числе которых и таможенное регулирование. Все звенья системы таможенных органов, как было показано выше, составляют единую федеральную структуру.
Информация о работе Структура построения таможенных органов и принципы их взаимодействия