Структура построения таможенных органов и принципы их взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:14, реферат

Краткое описание

Государство образует таможенные органы для того, чтобы они обеспечивали содействие внешней торговле, обслуживали международные экономические отношения, помогали развитию отечественного производства. Фискальная и правоохранительная функции таможенных органов, безусловно, обладают значимостью для общества, но они носят производный характер, так как подчинены главной задаче таможенной службы — способствовать ускорению товарооборота между странами. Новый Таможенный кодекс ориентирует таможенные органы на выполнение функций по защите экономики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление политики разумного протекционизма. Дадим определение таможенного органа.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие и элементы системы таможенных органов…………………..4
2. Основные признаки таможенных органов…………………………..…5
3. Принципы деятельности таможенных органов…………………….….7
Заключение…………………………………………………………..……13
Список литературы……………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело (РГТУ, Ольга, таможенные органы) (1).doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Принцип федерализма проявляется также в наличии государственной символики. Отличительные особенности таможенной службы выражены в утверждаемых на государственном уровне атрибутах и символах: в гербе, флаге, присяге, форме одежды, специальных званиях, профессиональном празднике. Официальный символ таможни — полотнище ярко-зеленого цвета с белым диагональным крестом4.

6. Принцип централизации  и децентрализации. Для таможенных органов характерна строгая иерархическая подчиненность. Каждый нижестоящий орган подчинен вышестоящему, причем только по вертикали, и вышестоящий орган направляет и контролирует деятельность нижестоящих, и его решения носят обязательный характер. Часть 2 ст. 401 ТК устанавливает, что органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Децентрализация предполагает наличие у каждого таможенного органа собственного правового статуса, реализуемого на подведомственной ему территории. Принцип централизации и децентрализации «сочетает единое централизованное руководство с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций на подведомственной территории»5.

7. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. Председатель ГТК и начальники территориальных таможенных органов осуществляют функции руководства на основах единоначалия. Вместе с тем в структуру ГТК и региональных таможенных управлений входят коллегии, на заседаниях которых обсуждаются наиболее важные вопросы таможенного дела.

Сочетание единоначалия и коллегиальности управления таможенным органом способствует более продуманному принятию стратегических и программных документов по принципиальным вопросам таможенного дела.

8. Принцип координации  и взаимодействия таможенных  органов с иными субъектами  права развивает два предыдущих принципа, так как никакой государственной орган не действует изолированно, вне государственной системы. В таможенной сфере этот принцип имеет двоякое значение. Во-первых, все нормы таможенного права должны быть согласованы с положениями нормативно-правовых актов иных отраслей. Естественно, что таможенно-правовые нормы не должны противоречить Конституции России и иным федеральным законам. Во-вторых, таможенные органы постоянно взаимодействуют с иными субъектами таможенных правоотношений: с государственными органами и организациями, частными предприятиями, общественными объединениями, индивидами. Например, осуществляя валютный контроль экспортно-импортных операций, таможни теснейшим образом сотрудничают с уполномоченными банками, также являющимися агентами валютного контроля6. Разумеется, деятельность таких структур должна быть согласована и скоординирована, а государственные органы и их должностные лица обязаны содействовать таможенным органам в осуществлении поставленных перед ними задач. Кроме того, в соответствии со ст. 411 ТК таможенные органы вправе допускать выполнение отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами. При выявлении таможенными органами признаков административных правонарушений или преступлений, производство по делам о которых отнесено к компетенции других государственных органов, таможенные органы незамедлительно передают информацию об этом соответствующим структурам.

9. Принцип эффективности  деятельности отражает целесообразность работы органа исполнительной власти. Эффективность деятельности таможенных органов достигается унификацией таможенных процедур, сокращением времени на таможенное оформление, мобильностью таможенного контроля, реализацией превентивных целей, защитой национальной экономики.

Определение правового  статуса таможенных органов было бы неполным без указания их функций, перечисленных в ст. 403 ТК. Основные из них: обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства, защита прав и интересов граждан и организаций; взимание таможенных платежей; борьба с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил; осуществление таможенного контроля и оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу России; ведение таможенной статистики; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности; осуществление валютного контроля; обеспечение выполнения международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимаюшимися вопросами таможенного дела; проведение научно-исследовательских работ, информирование и консультирование в области таможенного дела.

 

Заключение

Форма деятельности любого органа государственной власти является объективированным выражением выполняемых им функций. В целом таможенные органы осуществляют правоохранительную и финансовую деятельность. Правоохранительная сторона их работы исходит из самой природы функций и полномочий этих органов. Вся деятельность таможенных органов так или иначе связана с охраной государственных интересов, направлена на сохранение стабильности и обеспечение бесперебойности функционирования всей таможенно-правовой системы; поэтому данная форма деятельности проявляется в осуществлении таких полномочий, как таможенный и валютный контроль, таможенное оформление, и др. Вместе с тем правоохранительная направленность деятельности таможенных органов наиболее ярко проявляется в процессе применения должностными лицами мер принудительного характера, в том числе мер ответственности за нарушение таможенного законодательства. Так, КоАП наделяет должностных лиц таможенных органов правом составлять протоколы об административных правонарушениях в области таможенного Дела (нарушениях таможенных правил) и в случае обнаружения иных правонарушений (ст. 28.3), рассматривать дела о нарушении таможенных правил (ст. 23.8), применять различные меры административного принуждения (гл. 27).

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 6 ст. 13) относит таможенные органы к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности, определяет ее характер и содержание, а УПК7, помимо этого, причисляет их также к органам дознания.

 

Список литературы

  1. Таможенный кодекс РФ.
  2. Кодекс об административный правонарушениях РФ.
  3. Закон РФ «О таможенном тарифе».
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации: Закон РФ «О таможенном тарифе». Комментарий. – М.: Библиотека РГ, 2006.
  5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2004.
  6. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право. – М.:ЮРИСТЪ, 2003.
  7. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2004.
  8. Драганова Г.Д. Основы таможенного дела: Учебник. – М., 2003.
  9. Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М., 2000.
  10. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учеб. пособие. Саратов, 2003.
  11. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. - М., 2003.

1 Ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-фкз «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

2 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учеб. пособие. Саратов, 2003. С. 64—68; БахрахД.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2004. С. 179—181.

3 П. 4 Положения о Государственном таможенном комитете РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 (с изм. от 16 сентября 1999 г.) // СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2855: 1999. № 38. Ст. 4533.

4 Указ Президента РФ от 3 декабря 1994 г. № 2152 «Об утверждении описания и рисунков флага и эмблемы таможенных органов Российской Федерации, размещения указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунка вымпела морских и речных судов таможенных органов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3584.

5 Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2003. С. 84.

6 Инструкция ЦБ РФ и ГГК РФ от 13 октября 1999г. № 86-И/№ 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (с изм. и доп., включая от 26 июня 2002 г.) // БНА. 1999. № 50: ВБР. 1999. № 70-71; 2001. № 72; 2002. № 20, 43.

7 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп,.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921: 2002. № 22. Ст. 2027; № 30. Ст. 3015,3020,3029; № 44. Ст. 4298.


Информация о работе Структура построения таможенных органов и принципы их взаимодействия