Таможенная политика РФ. Цели и методы её осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли в промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Содержание

Введение. 3
1. Органы осуществляющие таможенную политику РФ 7
1.1 Государственный таможенный комитет РФ 7
Основные задачи ГТК РФ: 9
Основные функции ГТК РФ: 9
2. Особенности таможенного регулирования 14
2.1 Источники таможенного права Российской Федерации 14
2.2 Перемещение товаров через таможенную границу. Таможенный контроль 18
Заключение. 23
Библиографический список 24

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая. таможенное делопроизводство.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

Основным источником российского  таможенного права является Таможенный кодекс РФ. Он определяет правовые и  организационные основы таможенного  дела и направлен на защиту национального  суверенитета РФ, активизацию связей российской экономики с мировым  хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов  и государственных органов и  соблюдения ими обязанностей в области  таможенного дела. Таможенный кодекс позволяет создать оптимальную  модель таможенной администрации, всецело  способствующей развитию внешней торговли.

Налоговый кодекс РФ (ст.30)наделяет таможенные органы статусом налоговых  органов, т.е. полномочия налоговых  органов регламентированные Кодексом (ст. 33 – 34), распространяются и на таможенную администрацию. Так, таможенные органы взимают налоги, а также полномочны осуществлять таможенный контроль. Их деятельность как участников бюджетных  правоотношений невозможна без применения в практике норм Бюджетного кодекса  РФ. Таможенные платежи, взимаемые таможенными  органами в процессе осуществления  своей деятельности, являются разновидностью налоговых доходов федерального бюджета. Участвую в бюджетном процессе, таможенные органы наделяются полномочиями, регламентированными гл.18 БК. При  этом они выступают в качестве распорядителей бюджетных средств. В механизме правового регулирования  финансовой деятельности таможенных органов  важнейшая роль отводится Закону о таможенном тарифе. В нем устанавливается  порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России. Правовые основы финансовой деятельности таможенных органов содержатся также в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. А также применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью. В системе источников таможенного права выделяются и подзаконные нормативные правовые акты, которые согласно общему правилу не могут противоречить положениям федеральных законов. Среди подзаконных нормативных актов наивысшую юридическую силу имеют указы Президента РФ. Наиболее важные вопросы таможенной политики регулируются постановлениями Правительства РФ, они могут также утверждать различные положения. Многочисленную группу источников составляют ведомственные нормативные акты, принимаемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ныне ГТК России).

Система источников таможенного  права была бы неполной без выделения  группы актов, содержащих международно-правовые нормы. Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере затрагивает  процедуру досмотра международных  почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщениях и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров. Специфика международного договора заключается в том, что его сторонами являются только государство и иные субъекты международного права, а объектом регулирования служат лишь государственные отношения.

Итак, источниками таможенного  права являются: Международные договоры и соглашения; Федеральные законы: Конституция РФ, кодифицированные законы; Подзаконные нормативные акты: указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ, нормативные акты ГТК РФ. Положения, содержащиеся в данных источниках должны быть построены таким образом, чтобы  каждая сторона знала о своих  правах и обязанностях, а также  какие действия и в каком порядке  необходимо совершать при перевозе товаров и транспортных средств  через границу.

 

 

2.2 Перемещение товаров через таможенную границу. Таможенный контроль

 

Особенностью правового  регулирования таможенно-правовых отношений является то, что эти  отношения связаны с перемещением через таможенную границу товаров  или транспортных средств.

Под перемещением через таможенную границу по таможенному законодательству России понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств  любым способом, включая пересылку  в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного  транспорта и линий электропередач. Правовое регулирование порядка  перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу  России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений фундаментальных правовых требований, сформулированных в главе 3 Таможенного кодекса РФ об «Основных  принципах перемещения товаров  и транспортных средств» где указывается: Все лица на равных основаниях имеют  право на ввоз в Российскую Федерацию  и вывоз из Российской Федерации  товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении  внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном настоящим  Кодексом. Статьей 19 ТК РФ однозначно также  установлено, что никто не может  быть лишен права или ограничен  в праве на ввоз в Россию и вывоз  из нее отдельных товаров и  транспортных средств, за исключением  случаев, предусмотренных таможенным кодексом и другими актами российского  законодательства. На этой норме основаны два принципа перемещения через  таможенную границу России – наличие  возможности запрещения ввоза и  вывоза отдельных товаров и транспортных средств и возможности введения ограничений на ввоз и вывоз товаров  и транспортных средств.

Перечень оснований по которым может быть запрещен ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных  товаров, содержится в ст. 20 ТК РФ и  включает в себя: соображения государственной  безопасности; защиту общественного  порядка, нравственности населения, жизни  и здоровья человека; защиту животных и растений; охрану окружающей и  природной среды; защиту исторического, художественного и археологического достояния народов России и зарубежных стран; защиту права собственности (в том числе интеллектуальной); защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров. Этот перечень является открытым и может быть законодательно дополнен исходя из иных национальных интересов России.

Установление запрета  на ввоз отдельных товаров должно оформляться принятием соответствующего федерального закона, который вступает в силу не ранее 30 дней со дня его  официального опубликования. По действующему законодательству к числу запрещенных  к ввозу в Россию отнесены следующие  товары:

  1. оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
  2. наркотические и психотропные вещества;
  3. результаты интеллектуальной деятельности, направленные на подрыв государственного строя, нарушение территориальной целостности, государственного суверенитета, пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а также материалы порнографического и вульгарно-эротического содержания;
  4. опасные отходы в целях их захоронения или сжигания на российской территории;
  5. озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция.

 

 

 

К товарам, запрещенным к  вывозу из России, относятся:

  1. оружие всякого рода военных образцов, боеприпасы к нему и воинское снаряжение;
  2. наркотические и психотропные вещества;
  3. аннулированные ценные бумаги;
  4. произведения искусства и предметы старины, иные результаты интеллектуальной деятельности, представляющие значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность;
  5. материалы, содержащие сведения, могущие причинить вред интересам России, а также правам граждан;
  6. рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбрей, а также шкуры пятнистого оленя.

Наряду с полным запретом в отношении ввоза в Россию и вывоза из России определенных товаров  и транспортных средств таможенным законодательством предусмотрена  возможность введения ограничений  на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Согласно ст.21 ТК РФ такие ограничения  могут применяться исходя из соображений  экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка, а также в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц  акции иностранных государств и  по другим достаточно важным основаниям. Ограничения на перемещение товаров  и транспортных средств могут  устанавливаться как в российских нормативно-правовых актах (указах Президента, постановлениях Правительства, нормативных  актах Министерства внешнеэкономических  связей), так и в актах международного права (международных договорах, решения  международных организаций и  пр.). Меры по ограничению перемещения  товаров через таможенную границу  Российской Федерации можно поделить на меры общего характера и специальные (исключительные) меры. Примером мер  общего характера может служить требование ст.20 Федерального закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» об обязательном соответствии ввозимых на территорию товаров техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Мерами исключительного характера являются количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров в Российскую Федерацию, поскольку в соответствии со ст.15 Федерального закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений. Они вводятся Правительством РФ в случаях необходимости обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств и ряде иных случаев. Следующий принцип перемещения обозначен как право выбора таможенного режима.

Таможенный режим является важнейшим институтом таможенного  права. Именно таможенным режимом в  соответствии со ст.22 ТК определяется порядок перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу России. По ст.23 ТК действуют следующие виды таможенных режимов: 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспошлинной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вывоз); 9) свободная  таможенная зона; 10) свободный склад; 11) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэкспорт; 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства.

Лицо, перемещающее товары и  транспортные средства через таможенную границу РФ, вправе выбрать любой  из указанных таможенных режимов  или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения  или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено  каким либо актом законодательства РФ по таможенному делу.

Принцип обязательности таможенного  оформления таможенного контроля закреплен  ст.26 ТК РФ и заключается в том, что все перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке  и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Следующий принцип - определенность места и времени пересечения  границы. Согласно ст.27 ТК РФ пересечение  товарами и транспортными средствами таможенной границы России допускается  в местах, определяемых таможенными  органами, и во время работы этих органов. В иных местах и вне времени  работы таможенных органов пересечение  таможенной границы возможно лишь по согласованию с таможенными органами. Принцип регламентированности порядка  пользования и распоряжения перемещаемыми  через таможенную границу товарами и транспортными средствами закреплен  статьями 28 и 29 ТК РФ и состоит в  том, что пользование и распоряжение перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными  средствами осуществляется в соответствии с их таможенными режимами.

Таким образом, перемещение  товаров через границу осуществляется исключительно таможенными органами РФ. Существуют определенные нормы, регулирующие перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые  закреплены в Таможенном кодексе  РФ. Перемещение товаров с несоблюдением  общих принципов (см.выше) является неправомерным и влечет за собой  ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.

 

 

       Заключение.

 

В заключение можно сделать следующие выводы. Таможенная политика российской Федерации ведется с давних времен, постепенно обрастая все новыми формами. Усложняется структура таможенных органов России, их структура становится все более разветвленной. Увеличивается и число нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность РФ. Основным из них является Таможенный кодекс РФ, который регулирует все аспекты таможенной деятельности на территории РФ. Однако деятельность таможенных органов невозможно представить без контроля за перевозкой товара через таможенную границу. Необходимо следить за соблюдением законодательства РФ, осуществлять проверку и учет ввозимых из-за границы товаров, а также вывоз товаров и транспортных средств из РФ. Правовое регулирование по перемещению товаров через границу РФ должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений правовых требований, сформулированных в Таможенном кодексе РФ.

Информация о работе Таможенная политика РФ. Цели и методы её осуществления