Таможенная политика РФ в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

В период коренных политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации, ориентированных на интеграцию страны в мировое хозяйство, вопросы таможенного дела приобрели особенную актуальность. Существенное расширение круга субъектов таможенных правоотношений сопровождается усилением внимания юридических и физических лиц как у нас в стране, так и за рубежом, к таможенной политике и экономико-правовым актам в таможенной сфере Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Таможенная политика РФ в 90-е годы 5
2. Таможенный Кодекс 2003г. 7
3. Концепция развития таможенной политики РФ 11
Заключение 17
Список Литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Этическое обеспечение дорожной карты ФТС РФ.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Этика государственной  службы и государственного служащего  »

на тему « Этическое обеспечение "дорожной карты" ФТС РФ ».

 

 

Выполнил: Оганесян Сергей Камоевич,

студент 1 курса,

очной формы  обучения,

юридического 

факультета, группа Ю-123б.

 

Проверил:_________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

__________________________________

(ученая  степень, ученое  звание)

Оценка:

__________________________________

Подпись:

__________________________________

«     » _______________ 2013 г.

Оглавление

Введение 3

1. Таможенная политика РФ в 90-е годы 5

2. Таможенный Кодекс 2003г. 7

3. Концепция развития таможенной политики РФ 11

Заключение 17

Список Литературы 18

 

 

 

Введение

 

Таможенная  политика является важнейшим компонентом  внутренней и внешней политики Российского  государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного  регулирования и контроля за товарообменом  на конкретной территории, а также  на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка  и стимулирование развития экономики  в целом.

В этом смысле таможенная политика может осуществляться государством и его соответствующими органами исключительно на четких и  подробно изложенных в законе юридических  основаниях. При этом инструменты  реализации таможенной политики и средства осуществления таможенной деятельности непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих  субъектов, связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров, услуг, финансовых и транспортных средств.

Таможенная  политика России определяется высшими  органами государственной власти и  управления страны и является составной  частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются: интеграция хозяйства страны в мировую экономику; защита и стимулирование экономического развития России; создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ; укрепление торгового и платежного баланса страны; рост доходов государственного бюджета; упрочение торгово-политических позиций России; противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов; расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми; охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды; защита государственной и общественной безопасности; защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Формирование  нового Российского государства  и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма  правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. Формирование новых экономических  отношений в России послужило  толчком и к обновлению таможенного  дела.

В период коренных политических и  социально-экономических преобразований в Российской Федерации, ориентированных  на интеграцию страны в мировое хозяйство, вопросы таможенного дела приобрели  особенную актуальность. Существенное расширение круга субъектов таможенных правоотношений сопровождается усилением  внимания юридических и физических лиц как у нас в стране, так  и за рубежом, к таможенной политике и экономико-правовым актам в  таможенной сфере Российской Федерации.

Все вышеперечисленные  факторы обусловливают актуальность теоретического анализа проблем реализации новой таможенной политики России.

Теоретическое развитие идеи реализации внешнеторговой и, в частности, таможенной политики получили в работах известных  экономистов, таких как Барамзин СВ., Брацун Г.П., Бякин Г.И., Волынский  П.В., Габричидзе Б.Н., Гончаров П.К., Дедяев В.М., Дзюбенко П.Ю., Кисловский Ю.Г.

 

 

 

 

 

  1. Таможенная политика РФ в 90-е годы

 

Моментом  начала формирования и развития современного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической  деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении  таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями. Период реформ в Российской Федерации, процесс  ее становления на качественно новой  основе, адекватной задачам демократизации общественной жизни, привел к появлению  новой экономической, общественно-политической реальности. Формирование нового Российского  государства повлекло за собой обновление и таможенного дела.1

В это время  были предприняты попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста  в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного  дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической  деятельности в тот период.

Характеризуя  в целом в значительной мере необходимый  период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов  – Таможенного кодекса РФ (далее  ТК) и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть:

Во-первых, в  период после принятия в 1991 году Таможенного  кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части в части не противоречащей новому российскому таможенному законодательству.

Во-вторых, в  этот период многие аспекты таможенного  дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами Президента и  постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании  таможенного дела не было, шел постепенный  и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского  таможенного права.

Становление таможенной службы РФ - неотъемлемая составная  часть формирования российского  государства и обеспечения его  суверенитета. Правовой основой этого  процесса стал Указ Президента РФ «О государственном  таможенном комитете РСФСР». Государственный  таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган  России. На него возлагалась ответственность  за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов. 

Деятельность  ГТК России в эти годы осуществлялась в соответствии с Положением о  ГТК России, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 20142(в ред. Указа Президента РФ от 16.09.99 N 1235).

ГТК России решало возложенные на него задачи-функции  как непосредственно, так и через  региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты и  иные учреждения, входящие в систему  таможенных органов (таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные  заведения, научно-исследовательские  учреждения, вычислительные центры и  т.д.).3

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно  связаны с принятием в 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса РФ. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально - экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела.

2. Таможенный Кодекс 2003г.

 

В 2002 г. одним  из основных направлений развития государственной  таможенной службы России стали: максимально  широкое внедрение новых таможенных и информационных технологий, дифференцированная работа с участниками внешнеэкономической  деятельности, дебюрократизация таможенных процедур и повышение качества таможенного  администрирования в том числе  и с использованием новых технологий.

В конце января 2002 г. ГТК РФ одобрил в целом "Основные направления совершенствования  таможенного контроля и таможенного  оформления в 2003–2008 гг.". Основное звено  этого проекта – переход от пятиступенчатого контроля к одноступенчатому, когда организация таможенного  контроля ведется по принципу "одного окна". Проект рассчитан на 6 лет, и в 2002 году была создана основа для  его реализации. 4

В целом 2002г. год стал переломным в работе таможенной службы России, т.к. в этом году завершилась  реализация целевой программы развития таможенной службы РФ на 2001–2003 гг. и  были заложены основы ее работы на 2004–2008 гг. В 2003 г., а также началась реализация "Программы социально-экономической  политики Правительства РФ на среднесрочную  перспективу (2003–2005 гг.)", где вопросы  развития таможенной службы были выделены в специальный раздел "Модернизация таможенной системы".

Новый Таможенный кодекс подвел черту под десятилетней историей своего предшественника - Таможенного  кодекса РФ 1993 г. Работа над созданием  нового Кодекса началась давно, она  на некоторое время приостанавливалась, затем возобновлялась и, наконец, завершилась  в 2003 году. Это десятилетие убедило  всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки  общества, не какого-то отдельного сектора  экономики, а непосредственно затрагивает  интересы большей части российского  общества.

Принятый  Таможенный кодекс вступил в силу 1 января 2004 г.

Каковы причины  пересмотра основных положений таможенного  законодательства и принятия нового Таможенного кодекса?5

В первую очередь  следовало максимально приблизить российское законодательство к сформировавшимся в таможенной сфере международным  стандартам. В международной торговле «правила игры», безусловно, должны быть унифицированы. Существенные различия между национальным законодательством  и так называемым международным  таможенным правом тормозили поступательное интегрирование России в систему  мирохозяйственных связей, не позволяют  нашему государству получить максимальные преимущества, предоставляемые ему  системой международного разделения труда.

Среди наиболее значимых международно-правовых актов  следует упомянуть Генеральное  соглашение о тарифах и торговле и Киотскую конвенцию об упрощении  и гармонизации таможенных процедур (последняя принята под эгидой Совета таможенного сотрудничества — ныне Всемирная таможенная организация).

Российская  Федерация оставалась за чертой участников упомянутых международных договоров. Перенесение унифицированных таможенных правил во внутреннее законодательство позволило свести к минимуму негативные последствия неучастия России в  важнейших договорах международного и таможенного права.

Более четко  прописаны таможенные процедуры. Особое внимание своей новизной привлекает глава Таможенного кодекса об участии таможенных органов в  защите прав и законных интересов  правообладателей. Много позитивных изменений произошло и в такой  традиционной области таможенного  дела как декларирование.6

На момент принятия в 2003 г. Кодекса продолжал  действовать Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", который также является актом  таможенного законодательства (хотя формально не является "федеральным  законом, принятым в соответствии с  ТК РФ"). ТК РФ, не отменив упомянутый Закон, фактически подтвердил его статус как акта таможенного законодательства.

По сравнению  с ТК 1993 г. Таможенный кодекс 2003г. использует понятие "законодательство" в  собственном (узком) смысле слова, т.е. как совокупность законодательных  актов. До этого в практике таможенного  регулирования понятие таможенного  законодательства трактовалось расширительно: в его состав наряду с законами включались и отдельные подзаконные  акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и т.д.). В кодексе (п. 2 ст. 3. ) законодатель четко определил  состав таможенного законодательства: ТК РФ и федеральные законы, принятые в соответствии с ним.

Для финансирования мероприятий, связанных  с разработкой и реализацией  таможенной политики РФ в соответствии с ТК РФ образован государственный  внебюджетный фонд. Средства Фонда  входят в состав федерального бюджета  с сохранением его целевого назначения и использования и изъятию  не подлежат.7

Основными направлениями  использования средств фонда  являются: разработка и реализация таможенной политики РФ, осуществление  таможенного контроля и оформления, ведение таможенной статистики РФ, обеспечение функционирования и  развития таможенных учреждений, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, погашение долгосрочных и  краткосрочных кредитов банков и  др.8

В 2004г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"9, Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС), передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Информация о работе Таможенная политика РФ в 90-е годы