Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:07, реферат
Таможенная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России. Она выступает в качестве основы (сердцевины) всей таможенной деятельности и является основной частью как внутренней, так и внешней политики государства.
1)участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;
Процесс организационного становления таможенной службы Российской Федерации, расширения сети таможенных органов, развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры5, освоения функций, изначально присущих таможенным службам стран с рыночной экономикой, проходил одновременно с принятием важных законодательных актов Российской Федерации. Эти акты непосредственно затронули таможенное дело и влияют на выполнение таможенной службой функций тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны.
Создание Указом Президента Российской Федерации от 25.10.1991 г. российского таможенного ведомства практически совпало с актом оформления распада Советского Союза. Организационное оформление и становление таможенной службы Российской Федерации, особенно в течение 1992-1993 гг., осложнялось тем, что наиболее обустроенные и оснащенные таможенные органы, располагавшие наиболее подготовленными кадрами, оказались за пределами Российской Федерации, получившей около 13,5 тыс. км, так называемых прозрачных границ с бывшими республиками Союза ССР.
Начало ускоренному формированию законодательной базы таможенного дела положил Указ Президента Российской Федерации 15. 11.1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". В период 1992-1994 гг. были приняты Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", Таможенный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, имеющих прямое отношение к таможенному делу.
Принятие этих законов ознаменовало собою создание правовых основ, обусловивших возможность ускоренного смещения центра тяжести в оперативной деятельности российского таможенного ведомства на ее важнейшие экономические составляющие, а именно:
- наполнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, сборов и налогов;
- осуществление таможенно-банковского валютного контроля;
- формирование, ведение и предоставление в виде официальных публикаций таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.
В настоящее время таможенная система Российской Федерации прекратилась в квалифицированный, действенный экономический инструмент регулирования рыночных отношений, деятельность которого, наряду с защитой экономических интересов страны, в значительной мере способствует наполнению федерального бюджета.
Динамичное развитие таможенной системы России было вызвано необходимостью обеспечить экономическую безопасность России, стабильность и целостность ее экономики, уберечь страну от разграбления ее культурных, материальных и природных ресурсов. В этой связи развитие таможенной системы и совершенство ванне ее деятельности, прежде всего, обеспечивалось ростом численного состава таможенной службы и открытием новых таможен. Так, численность сотрудников таможенной системы увеличилась за несколько лет с 4 до 60 тысяч человек, возросло количество таможен и таможенных постов за счет создания их внутренней сети.
ГТК РФ совместно с рядом других министерств и ведомств участвует в разработке и реализации таможенной политики. ГТК РФ вносит предложения о ее совершенствовании, разрабатывает ее правовой, экономический и организационный механизмы и обеспечивает претворение этой политики в жизнь. При этом изучаются и анализируются таможенная политика иностранных государств и организация таможенного дела в этих странах. ГТК России разрабатываются проекты законодательных и иных правовых актов в сфере таможенного дела, а также обеспечивается в пределах его компетенции опубликование наиболее важных правовых актов.
ГТК РФ является ведомством обязательного согласования номенклатуры товаров, вида и уровня ставок при разработке таможенного тарифа Российской Федерации. ГТК РФ участвует в работе Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которая является координационным органом, осуществляющим подготовку для Правительства РФ предложений по мерам регулирования ввоза и вывоза товаров с территории Российской Федерации.
Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то становятся очевидными ее связи с политикой и других сферах жизни общества. В разные периоды российской истории различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоречивые задачи: фискальные, протекционистские и другие. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. Так, бывали периоды, когда из-за приоритета военных, внешнеполитических и других интересов государства таможенные методы отодвигались на второй план и таможня становилась орудием в решении внешнеполитических и военных проблем. В другое время, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможни превращалась в основной инструмент их решения, и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, бывали внешние и внутренние политические, поенные, экономические, социальные и другие условия жизни государства, а также личные качества руководителей таможенных ведомств.
Таможенная политика - одно из важных средств, способствующих активизации инвестиционной деятельности, в том числе путем привлечения иностранных капиталов. К числу необходимых составляющих благоприятного инвестиционного климата относятся стабильная и эффективная работа таможенной службы, включая меры по обеспечению стабильности и предсказуемости таможенного режима, оперативности и простоте таможенного оформления, а также меры, исключающие возникновение технических затруднений и работе таможни.
Действующее таможенное законодательство предусматривает некоторые таможенные методы стимулирования иностранных инвестиций. Речь идет, прежде всего, о применении таможенных режимов переработки. Использование этих режимов создает максимально благоприятные условия для международной кооперации производства.
Действующий порядок предусматривает освобождение от импортных пошлин и налога на добавленную стоимость некоторых категорий товаров, которые ввозятся в Россию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в течение периода формирования этого уставного фонда.
Таможенные органы играют значительную роль в обеспечении экономической и экологической безопасности страны. Для содействия реализации внешнеэкономических задач проводимых рыночных реформ, государством принимается ряд мер, важнейшими из которых являются:
Таможенная политика России является составным элементом общеэкономической политики, работает на достижение ее целей –структурной перестройки экономики России, ее динамичного и сбалансированного развития, преодоления разрыва в уровнях экономики между Россией и высокоразвитыми странами мира. В настоящее время в связи с этим поставлены и решаются следующие задачи:
- создание условий для максимально свободной торговли теми товарами, производство которых в России конкурентоспособно на международном рынке, а также теми товарами, дальнейшее существование и развитие производства которых в стране бесперспективно;
- создание системы эффективных мер для противодействия недобросовестной конкуренции иностранных производителей, а также применение ответных мер в целях защиты национальных экономических интересов России на международной арене.
2.2 Валютный контроль как элемент таможенной политики
С 1992 года по самым скромным и осторожным подсчетам из России вывезено 200 млрд. долларов. Слабость российской экономики на современном этапе обусловливает существование значительного количества ограничений на проведение валютных операций. Данные меры направлены на предотвращение утечки капитали из России и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной валюте контролируются Центральным банком (ЦБ) РФ и Правительством РФ.
Несмотря на то, что с 1996 года российская валюта стала полностью конвертируемой, по текущим операциям согласно статье 9 Устава МВФ, операции, связанные с движением капитала, осуществляются только с разрешения ЦБ РФ.
Для предотвращения утечки капитала и мобилизации валютных ресурсов приняты следующие меры:
- при экспорте товаров, работ и услуг предусмотрена продажа 50% валютной выручки за рубли;
- при импорте товаров производится контроль за поступлением товаров, по стоимости эквивалентных сумме переведенной за границу иностранной валюты;
- при осуществлении авансовых переводов валютных средств за границу производится депонирование рублевых средств на 100 % суммы перевода.
Существует и иные ограничения, перечисленные же меры непосредственно
затрагивают деятельность таможенных органов РФ.
В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", ЦБ РФ и Правительство РФ имеют статус органов валютного контроля. ГТК РФ как структура Правительства на РФ в этой системе выполняет ряд функций:
- совместно с ЦБ РФ издает нормативные акты по таможенному и банковскому контролю за репатриацией валютной выручки при экспорте и импорте товаров;
- контролирует соблюдение валютного законодательства экспортерами и импортерами и уведомляет ЦБ РФ о выявленных нарушениях. Имеет право налагать штрафы в размере от 100% до 200% сокрытой валютной выручки, так как в соответствии с Таможенным кодексом РФ зачисление валютной выручки на счета в российских банках является требованием таможенного
режима экспорта.
Таможенные органы обладают реальной возможностью для наблюдения за адекватностью стоимостных и товарных потоков, перемещаемых через границу Российской Федерации.
Кроме таможенных органов, в технологии валютного контроля участвуют: Центральный банк России, уполномоченные банк (при расчетах в денежной форме), Министерство экономического развития и торговли РФ (при товарообменных операциях). Основными документами валютного контроля являются паспорта сделки, в которые вносятся важнейшие сведения о сделках, ее участниках, контракте, о сроках выполнения валютных обязательств перед государством. Наличие паспорта сделки является обязательным условием для таможенного оформления. Данные о паспорте сделки отражаются в грузовой таможенной декларации.
Можно выделить три вида валютного контроля внешнеэкономических сделок: валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров; валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары; валютный контроль бартерных сделок.
Валютный контроль при экспорте необходим для обеспечения полного и своевременного возврата валютной выручки, полученной от вывоза товаров. Экспортируемые товары не выпускаются таможенными органами до тех пор, пока экспортер не предъявит паспорт сделки (основной документ валютного контроля), оформленный уполномоченным банком. С его помощью банк экспортера и таможенные органы контролируют соблюдение таможенного законодательства и зачисление валютной выручки на счет экспортера. Для осуществления контроля создается цепочка: экспортер - его уполномоченный банк - таможня - ЦБ. После выпуска товара таможней уполномоченный банк контролирует выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера. Информация по каждой такой сделке представляется ЦБ РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству по налогам и сборам РФ.
После получения валютной выручки экспортером, 50% от нее продаются на межбанковской валютной бирже, а 50% остаются в распоряжении экспортера.
Цель валютного контроля при импорте товаров – обеспечить соответствие
суммы валютных средств, переведенной резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Российскую Федерацию товаров.
Система валютного контроля предусматривает оформление паспорта импортной сделки, при помощи которого ЦБ РФ, банк импортера и таможня следят за соблюдением импортером валютного законодательства. Кроме того, ЦБ РФ не рекомендует частично или полностью оплачивать товары до их ввоза или отгрузки в Российскую Федерацию. В противном случае импортер обязан депонировать уполномоченном банке сумму в рублях, эквивалентную сумме, направляемой за границу валюты.