Таможенная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексная, теоретическая разработка правовых основ исчисления, уплаты и взимания таможенной пошлины, установление перспектив их развития и путей совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменения.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- формулировка и раскрытие основных признаков таможенных платежей, изучение особенностей их нормативного регулирования;
- разработка понятийного аппарата, позволяющего в полной мере исследовать сущность таможенной пошлины (в частности, сформулированы понятия таможенных платежей, таможенной пошлины, таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, таможенной стоимости);
- уяснение места таможенной пошлины в системе доходов федерального бюджета, исследование ее правовой природы и функций;
- классификация таможенных пошлин, систематизация основных элементов таможенной пошлины;
- характеристика таможенной пошлины как инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- выявление и анализ основных проблем определения таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных пошлин;
- предложение основных направлений совершенствования правоприменительной практики по уплате и взиманию таможенной пошлины.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенная пошлина.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

- ее уплата обеспечивается  государственным принуждением.

Во-вторых, систематизированы признаки таможенной пошлины, позволяющие отграничить ее от иных видов обязательных платежей и раскрывающие ее правовую природу:

- таможенная пошлина  всегда связана либо с ввозом, либо с вывозом товара. Данный  фактор предопределяет ее наименование, приведенное в ст.318 ТК РФ - ввозная и вывозная таможенная пошлина;

- таможенная пошлина  возмездна. Представляется, что в  правовой природе таможенной  пошлины заложен частный интерес,  предопределяющий ее возмездность. Такой интерес выражен в намерении  лица переместить товар через таможенную границу, а это право оно может реализовать лишь при условии уплаты таможенной пошлины;

- она отличается целевой  направленностью. В ст.5 Закона  РФ «О таможенном тарифе» устанавливается,  что таможенная пошлина взимается  в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. В свою очередь таможенно-тарифное регулирование выступает методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а это значит, что публичная власть выражает заинтересованность не только в реализации фискальной функции таможенной пошлины, но и ее регулирующего направления;

- ее размер не зависит  от стоимости оказываемых услуг,  поэтому она безэквивалентна.  Эквивалентность - отличительная черта различных плат, объем которых соотносим с затратами на осуществление того или иного действия;

- таможенная пошлина  - нерегулярный платеж. В этом  признаке ее отличие от большинства  налогов. Она может уплачиваться  и единовременно, и периодически, и систематически, в зависимости от количества внешнеторговых операций и частоты перемещения товаров через таможенную границу.

Предлагается авторское  определение таможенной пошлины. Таможенная пошлина - это обязательный фискальный, индивидуально возмездный платеж, являющийся неналоговым доходом федерального бюджета, установленный Таможенным кодексом РФ в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории.

Целесообразность закрепления  данного определения в ст. 11 ТК РФ объясняется тем, что в данном положении установлены понятия  налогов и внутренних налогов  в целях таможенного дела, однако понятие таможенной пошлины отсутствует. С целью недопущения коллизий между ТК РФ и Законом РФ «О таможенном тарифе» понятие таможенной пошлины, приведенное в данном законе (п.1 ч.1 ст.5) необходимо исключить.

Наиболее полному уяснению сущности таможенной пошлины служит их классификация, которая предлагается в четвёртом параграфе первой главы «Классификация таможенных пошлин». В литературе сложилась позиция, согласно которой дифференцируют как сами таможенные пошлины, так и их ставки, поскольку конкретное выражение данный вид платежа получает именно в ставках. Они используются для целей исчисления таможенной пошлины. Под ставкой таможенной пошлины следует понимать фиксированную величину начислений на единицу товара и (или) таможенную стоимость, являющуюся основанием для расчета размера таможенной пошлины, подлежащей взиманию таможенными органами за товар, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимый с ее территории.

Анализ законодательного регулирования таможенной пошлины, научных позиций и правоприменительной деятельности по таможенному обложению позволил разработать авторскую классификацию таможенных пошлин и их ставок, основанную на ряде критериев.

1) по способу определения  ставки таможенных пошлин делятся  на адвалорные, специфические и комбинированные;

2) по характеру внешнеторговой  операции таможенные пошлины  подразделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные), транзитные;

3) в зависимости от  функционального назначения различают  фискальные и протекционистские  таможенные пошлины;

4) исходя из страны  происхождения товаров, ставки  таможенных пошлин могут быть  базовыми (минимальными), льготными  (преференциальными), максимальными,  карательными;

5) по порядку введения  выделяют ординарные и партикулярные  таможенные пошлины;

6) согласно размеру ставки таможенных пошлин дифференцируются на высокие, средние и низкие;

7) с учетом характера  закрепления различают автономные  и конвенционные пошлины.

8) по сроку действия  ставки таможенных пошлин бывают  постоянными и временными.

Разработка классификации таможенных пошлин обусловила выдвижение ряда предложений. Так, думается, что назрела необходимость изучить вопрос об установлении ставок комбинированных и специфических таможенных пошлин в рублях. «Привязка» данных видов пошлин к иностранной денежной единице (евро) подрывает основы отечественной экономики. Величины ставок можно устанавливать на 1-2 года, а затем пересчитывать с определенным коэффициентом, отражающим изменение валютного курса за этот период. Это бы обеспечивало укрепление национальной денежной единицы, дополнительное наполнение бюджета, более высокую степень протекционизма.

Актуальным представляется вопрос о целесообразности введения сезонных пошлин (срок их действия не может  превышать шести месяцев в  году), стратегическая задача установления которых состоит в оперативном регулировании ввоза или вывоза товаров. Анализ нормативно-правовой базы в данной части позволил увидеть, что, начиная с 1999 года, было принято всего 10 постановлений Правительства РФ об утверждении ставок сезонных таможенных пошлин. Такие пошлины коснулись очень ограниченного круга товаров: сахар-сырец и сахар белый, рис и мукомольно-крупяная продукция из него, капуста, морковь, свекла. Между тем климатические условия нашей страны позволяют получать урожай основной массы овощей, фруктов, плодов, ягод в летний и осенний период. И в это время покупательский спрос полностью может быть удовлетворен за счет отечественной продукции. Российской газетой в июне 2009 года был проведен мониторинг российского рынка клубники, в результате чего было обнаружено, что импортной садовой земляники в нашей стране продают почти в три раза больше, чем своих ягод.

Выход здесь видится  в реальной поддержке отечественного производителя со стороны государства, выраженной в более активном использовании сезонных пошлин. Во многих странных, как только наступает сезон продаж овощей и фруктов, их импортные аналоги облагаются сезонными пошлинами. И в России подобная практика явилась бы не только хорошим подспорьем садоводам, но и способствовала бы развитию экономических процессов. Это особенно важно в условиях финансового кризиса. В итоге в выигрыше остались бы и потребители, и государство в целом.

Обосновывается вывод  о том, что антидемпинговые, компенсационные  и специальные пошлины таможенными пошлинами не являются, хотя и уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию страны.

Правовая сущность и  классификация таможенных пошлин позволили  выявить их основные функции:

- фискальная - выражающаяся  в мобилизации таможенных пошлин  для аккумуляции доходов федерального бюджета;

- регулятивная - означающая  использование таможенных пошлин  в целях защиты внутреннего  рынка страны и регулирования  экспорта и импорта товаров;

- внешнеэкономическая  - заключающаяся в применении  таможенных пошлин исключительно в сфере внешнеторговой деятельности;

- стимулирующая - характеризующаяся  тем, что государство минимизирует  ставки таможенных пошлин (предоставляет  тарифные льготы) на ввоз товаров,  необходимых для развития российской  экономики.

Вторая  глава диссертации «Проблемы правоприменения таможенной пошлины» посвящена рассмотрению таможенной пошлины как инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, актуальным проблемам определения таможенной стоимости, а также основным направлениям совершенствования правоприменительной практики по уплате и взиманию таможенной пошлины.

В первом параграфе  второй главы диссертационного исследования «Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования» предлагается следующее авторское понятие: таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выражающийся в установлении Правительством РФ ввозных и вывозных таможенных пошлин в целях обеспечения экономической безопасности, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, формирования доходной части федерального бюджета, создания условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Отмечается, что таможенная пошлина как обязательный платеж установлена федеральным законом - Таможенным кодексом РФ (ст.318), а конкретные ставки таможенных пошлин - Правительством РФ. В то же время сведение таможенно-тарифного  регулирования исключительно к прерогативе высшего органа исполнительной власти не совсем оправданно и не поддерживается мировой практикой. Так, зарубежный опыт показывает, что в США, например, в процессе разработки и утверждения ставок таможенных пошлин принимают участие как государственные структуры (органы публичной власти), так и неправительственные организации (многочисленные отраслевые союзы, политические партии, научно-исследовательские организации, средства массовой информации). Думается, что с целью оптимизации соотношения интересов публичной власти и субъектов внешнеторговой деятельности представителям предпринимательских структур необходимо предоставить возможность участия в обсуждении государственных мер, выражающихся в проведении таможенно-тарифной политики.

В свете изложенного предложения представляется целесообразным внести дополнение в подп. в п.4 Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, изложив его в следующей редакции:

«4. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право:

в) создавать рабочие  группы из представителей федеральных  органов исполнительной власти, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского  союза промышленников и предпринимателей и других организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью».

Исследование действующего в Российской Федерации таможенного  тарифа и уровня таможенного обложения  показало, что таможенно-тарифное регулирование  внешнеторговой деятельности в большей  степени является фискальным механизмом, чем действенным инструментом внешнеторговой политики нашего государства. Гипертрофированный интерес государства к фискальной функции таможенных органов уже привел к массовому отказу субъектов от осуществления внешнеторговой деятельности. Представляется, что наиболее пристальное внимание нужно обратить на регулирующую его характеристику. Увеличение ставок таможенных пошлин не может быть оправдано лишь фискальными интересами, в его основе должны находиться экономически обоснованные прогнозы объема экспорта или импорта.

Совершенствование таможенно-тарифных мер продолжает оставаться приоритетным направлением таможенной политики, при  этом эффективное таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности приобретает новое содержание в условиях экономического кризиса. Слабость экономики нашей страны в этих условиях объясняется ее преимущественно сырьевым характером, в силу чего она достаточно уязвима к колебаниям цен на мировом рынке к этой группе товаров. Резкое уменьшение цен на нефть привело к снижению поступлений в казну государства так называемых «нефтедолларов». Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифного регулирования должна заключаться в разумном снижении ставок таможенных пошлин, при одновременной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем повышения или сохранения относительно высоких ставок тарифа.

Во втором параграфе второй главы исследуется «Таможенная стоимость и её применение для исчисления таможенных пошлин». Анализ правоприменительной деятельности таможенных органов в части таможенного обложения указывает на то, что наиболее эффективным способом увеличения объема доходов бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины таможенной стоимости товаров. Вместе с тем именно таможенная стоимость становится сегодня самым распространенным объектом судебного разбирательства в области таможенного дела.

Анализ правового регулирования  таможенной стоимости на отечественном  и международном уровнях позволил сформулировать вывод о целесообразности (в целях единообразного понимания) закрепления в ст. 11 ТК РФ понятия таможенной стоимости товара и определения его как ценовой характеристики товара, определяемой в соответствии с методами, закрепленными в Законе РФ «О таможенном тарифе», отражающей его реальную цену и используемой в качестве стоимостной основы для таможенных целей.

Оценивая изменения  Таможенного кодекса РФ, вступившие в законную силу с 1 октября 2009 г., следует  положительно отнестись к позиционированию таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных пошлин (ранее она называлась налоговой базой, что противоречило неналоговой природе таможенной пошлины). Она влияет на формирование показателей стоимостного объема импорта и экспорта, а также является ключевым фактором, отражающим объем аккумуляции таможенных платежей.

Мировая практика, положенная в основу системы определения  таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости  не должна зависеть от метода ее определения. Между тем именно избранный метод в ряде случаев дает возможность таможенным органам утверждать, что таможенная стоимость была занижена.

Информация о работе Таможенная пошлина