Таможенная статистика: направления, задачи, проблемы совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение всех возможных научных литературных источников по истории становления таможенной статистики, ее основным назначениям, задачам и проблемам совершенствования.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
• освоение исторического, терминологического и понятийного аппарата;
• повышение общеобразовательного уровня и специальных знаний в области освещаемой темы;
• овладение знаниями по таможенной статистике, а также по специальной таможенной статистике, поскольку она отражает сальдо внешней торговли, а вместе с тем динамику роста экспорта страны;
• изучение материала по назначению, задачам и проблемам совершенствования таможенной статистики, а также технологии учета, сбора, обработки данных таможенной статистики;
• анализирование собранного материала и построение четких выводов в соответствии с изученными сведениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Пути становления и развития таможенной статистики……………5
1.1. Происхождение таможенной статистики и ее особенности……………….5
1.2. Предмет и методы таможенной статистики…………………………….…..8
Глава 2. Таможенная статистика на современном этапе…………………....12
2.1. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..…12
2.2. Методология таможенной статистики внешней торговли………………….14
2.3. Технология учета, сбора и обработки данных таможенной статистики…...21
2.4. Специальная таможенная статистика………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список источников и литературы………..…………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 54.59 Кб (Скачать файл)

Помимо весовых единиц измерения количественный учет товаров ведется и в специфических единицах измерения, свойственных определенным товарам. Например, учет обуви ведется в парах, пиломатериалов – в кубометрах, автомобилей, станков – в штуках и т. д. В этих случаях статистический учет товаров ведется по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения.

Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает их стоимостную оценку. Стоимостная оценка внешнеторгового оборота является важнейшим показателем экономического состояния страны, ее международных связей. Стоимость товара – это важный, но неоднозначный показатель. Следует учитывать, что, исходя из обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую, внешнеторговый контракт заключается на основе 13 основных видов коммерческих условий поставок. В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, будет различной. В счет-фактуру продавец включает только те затраты, которые он несет в соответствии со своими обязанностями по данному виду коммерческого условия поставки. Для получения сопоставимых объективных данных фактурная стоимость товара приводится к единому базису – статистической стоимости товара.

Помимо товаров таможенная статистика учитывает перемещение транспортных средств (по их видам) через таможенную границу, транзит товаров через Республику Беларусь, переработку товаров, перемещение физических лиц и т. д.

Специальная таможенная статистика наблюдает и изучает оперативную деятельность таможенных органов, отражает эту деятельность в фактических данных.

К процессам, непосредственно связанным с движением товаров во внешней торговле, можно также отнести взимание таможенных платежей, борьбу с таможенными правонарушениями, учет различных операций таможенного оформления и др. [3, c. 10-11; 4, с.317-319].

Исходя из исследованного выше материала, можно сказать, что статистика имеет давнюю историю, благодаря которой впоследствии начала зарождаться таможенная статистика. И теперь она уже является одним из важнейших инструментов государственного управления, который призван решать ряд определенных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1. Организация и ведение  статистики внешней торговли  в Республике Беларусь

Первым нормативным актом на пути становления таможенной статистики внешней торговли в республике явилось решение Совета глав правительств СНГ «О единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-участников Содружества Независимых Государств», подписанное в декабре 1994 года.

До 1996 года сбором сведений о внешней торговле в Республике Беларусь занимались Министерство статистики и анализа, Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет.

Нормативным правовым актом перехода Республики Беларусь на использование данных таможенной статистики внешней торговли при составлении торгового и платежного балансов явилось постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 1996 года №129 «О совершенствовании ведения статистики внешней торговли».

Принятию данного постановления предшествовало всестороннее изучение и сопоставление сведений по внешней торговле Республики Беларусь со всеми странами. Помимо республиканских органов государственного управления в этой работе принимали участие и международные организации. В результате в очередной раз подтвердилось, что наиболее полными и достоверными в мировой практике формирования статистики внешней торговли являются сведения, собираемые национальными таможенными службами [8; 11].

Законодательной основой ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной статистики является принятый в 2007 году Таможенный кодекс Республики Беларусь, который также определяет ведение статистики как одну из основных функций таможенных органов.

В соответствии со ст.12 можно назвать следующие цели ведения таможенной статистики внешней торговли:

  • анализ состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Республики Беларусь, структуры экспорта и импорта с целью составления торгового и отдельных статей платежного баланса;
  • обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии внешней торговли Республики Беларусь;
  • таможенно-банковский, валютный контроль;
  • контроль поступления в бюджет таможенной пошлины, налогов.

Таким образом, ст. 12 определяет четыре управленческих экономических составляющих, в целях информационно-аналитического наполнения которых на таможенные органы возложена обязанность вести сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу [5, с. 39-40].

Из основных нормативных актов, регулирующих правовую основу ведения статистики, необходимо отметить также закон Республики Беларусь «О государственной статистике» [12].

В связи с образованием Таможенного союза Республики Беларусь и Российской Федерации до 1 апреля 2001 года в Республике Беларусь внешнеторговая статистика формируется на основе двух дополняющих друг друга источников информации. Занимаются этим три ведомства:

  • Минская центральная таможня Республики Беларусь осуществлял сбор, обработку сведений, заявленных субъектами хозяйствования в грузовых таможенных декларациях при таможенном оформлении товаров;
  • Государственный таможенный комитет Республики Беларусь осуществляет контроль над ведением статистики Минской центральной таможни;
  • Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в рамках единой системы государственной статистики осуществляло сбор и обработку отчетов предприятий всех форм собственности о взаимной торговле с Российской Федерацией, свод и обобщение данных для формирования республиканских итогов внешней торговли.

В настоящее время обработка, контроль и формирование данных о внешней торговле республики осуществляет Государственный таможенный комитет. В его распоряжении находятся огромные информационные ресурсы, используемые для принятия управленческих решений, позволяющие иметь сведения о внешней торговле и внешнеэкономических связях в различных областях.

Государственный таможенный комитет ежеквартально публикует сборник «Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь», в котором с высокой степенью детализации отражены товарные потоки Республики Беларусь в географическом и товарном разрезах.

Анализ данных статистики внешней торговли, и в частности данных таможенной статистики, на государственном уровне осуществляет Министерство экономики, Министерство иностранных дел, другие центральные органы государственного управления в рамках стоящих перед ними задач. Эти данные используются при составлении Национальным банком Республики Беларусь платежного баланса [4, с. 319-321].

 

2.2. Методология таможенной  статистики внешней торговли

Одним из направлений совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международной сопоставимости данных. В этих целях страны стремятся унифицировать методологии. Основу методологических положений статистики внешней торговли в республике составляют рекомендации Статистической комиссии ООН.

Таким образом, возникла необходимость разработки унифицированной «Методологии таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь», которая была утверждена приказом Председателя ГТК Республики Беларусь 29 июля 1998 года № 275-ОД. Знания положений «Методологии», в соответствии с которыми осуществляется сбор, обработка и опубликование данных о внешней торговле, позволяют изучать процессы, происходящие во внешней во внешней торговле. Кроме того, учет особенностей «Методологии» необходим для выявления конкретных причин возможной несопоставимости данных взаимной торговли между странами-партнерами.

Общие положения. Таможенная статистика внешней торговли является составной частью статистики внешнеэкономических связей, которая помимо учета экспорта и импорта товаров осуществляет учет и других внешнеэкономических операций.

В «Методологии» изложены основные правила и процедуры, которые базируются на положениях Таможенного кодекса Республики Беларусь и закона Республики Беларусь «О Таможенном тарифе».

При разработке «Методологии» использованы рекомендации Статистической комиссии ООН.

Издание «Методологии» способствовало реализации перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Цели и задачи таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь. Таможенная статистика внешней торговли, характеризующая состояние и динамику торгово-экономических отношений Республики Беларусь с другими странами, предназначена для решения следующих основных задач:

  • обеспечения полного и достоверного учета данных об экспорте (импорте) Республики Беларусь;
  • анализа основных тенденций, структуры и динамики, внешнеторговых товаропотоков Республики Беларусь;
  • разработки внешнеторговой политики, включая подготовку и ведение торговых переговоров, наблюдение за исполнением торговых соглашений и урегулирование торговых споров;
  • информационного обеспечения высших органов государственной власти и управления при принятии ими решений в области таможенной политики и регулирования внешней торговли;
  • анализа конъюнктуры рынка государства;
  • представления данных для составления торгового и отдельных статей платежного балансов Республики Беларусь;
  • проведения сопоставительного анализа данных страны со странами – торговыми партнерами с целью выявления нарушения законодательства.

В таможенной статистике внешней торговли учитываются не все товары, заявленные в товарной декларации, а только в рамках определенных внешнеэкономических операций и процедур.

Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике являются экспортные и импортные товары, классифицируемые в соответствии с ТН ВЭД, которая используется при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу страны.

Под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта и валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.

«Методология» трактует термины и определения с учетом мировой практики и положений Таможенного кодекса таможенного союза, воспроизводит определения основных таможенных процедур, таможенной стоимости и страны происхождения товаров [4, с. 321-322].

Объект учета. Круг учитываемых таможенной статистикой внешней торговли товаров должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.

Обычно выделяются три категории товаров:

  • товары, которые должны быть включены в таможенную статистику внешней торговли;
  • товары, которые должны быть исключены из нее;
  • товары, которые должны быть включены особо.

Ряд операций, связанных с перемещением товаров через границу, в объем внешней торговли Республики Беларусь не включается. К таким товарам относятся:

  1. валютные ценности (в том числе монетарное золото, серебро), находящиеся в обращении;
  2. предметы залога и другие средства обеспечения обязательств;
  3. товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств;
  4. товары, не являющиеся предметом коммерческих операций: *
  • перемещаемые физическими лицами не для коммерческих целей, в том числе пересылаемые в почтовых отправлениях;
  • предметы обрядов и церемоний;
  • товары, ввозимые (вывозимые) физическими лицами, выезжающими на постоянное место жительства, а также беженцы и переселенцы;
  1. товары, поставляемые в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница Республики Беларусь;
  1. товары, поставляемые в порядке удовлетворения рекламаций, гарантийного обслуживания, ошибочные поставки.

Показатели таможенной статистики внешней торговли. Статистическая информация по внешней торговле содержит данные о количестве и стоимости экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых балансов, дает представление о стране происхождения и стране назначения товара, условиях поставки и т. д. Для формирования таможенной статистики внешней торговли используются следующие основные показатели: отчетный период, направление товаропотока, страна происхождения при ввозе, страна назначения при вывозе, статистическая стоимость, код и наименование товара, вес нетто, код и наименование дополнительной единицы измерения, количество по дополнительной единице измерения, код внешнеэкономической операции, вид таможенной процедуры.

Информация о работе Таможенная статистика: направления, задачи, проблемы совершенствования