Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 00:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение всех возможных научных литературных источников по истории становления таможенной статистики, ее основным назначениям, задачам и проблемам совершенствования.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
• освоение исторического, терминологического и понятийного аппарата;
• повышение общеобразовательного уровня и специальных знаний в области освещаемой темы;
• овладение знаниями по таможенной статистике, а также по специальной таможенной статистике, поскольку она отражает сальдо внешней торговли, а вместе с тем динамику роста экспорта страны;
• изучение материала по назначению, задачам и проблемам совершенствования таможенной статистики, а также технологии учета, сбора, обработки данных таможенной статистики;
• анализирование собранного материала и построение четких выводов в соответствии с изученными сведениями.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Пути становления и развития таможенной статистики……………5
1.1. Происхождение таможенной статистики и ее особенности……………….5
1.2. Предмет и методы таможенной статистики…………………………….…..8
Глава 2. Таможенная статистика на современном этапе…………………....12
2.1. Организация и ведение статистики внешней торговли в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..…12
2.2. Методология таможенной статистики внешней торговли………………….14
2.3. Технология учета, сбора и обработки данных таможенной статистики…...21
2.4. Специальная таможенная статистика………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...25
Список источников и литературы………..…………………………………….27
Статистическая стоимость товара. Статистические данные по стоимостному выражению экспорта и импорта являются важными экономическими показателями, на базе которых рассчитывается целый ряд абсолютных и относительных величин, характеризующих развитие внешней торговли.
В целях достижения международной сопоставимости стоимостных показателей экспорта и импорта Статистическая комиссия ООН рекомендует оценивать товары на базе контрактных цен. (Контрактная цена – это рыночная цена.) Стоимостная оценка экспорта и импорта на основе контрактных цен в значительной степени зависит от условий поставки, при которых осуществляется сделка. Один и тот же товар будет иметь различную цену: более низкую, если он поставляется с завода, и более высокую – в пункте назначения, поскольку по мере продвижения товара от производителя к потребителю к его стоимости будут прибавляться расходы по перевозке, страхованию и прочие накладные расходы. В связи с этим для получения сопоставимых данных необходимо привести все цены на товары к единому базису для экспортных и импортных товаров – статистической стоимости.
Учитывая, что коммерческие условия при заключении внешнеторговых контрактов и, соответственно, методология расчета фактурной стоимости товара могут быть различны, для получения сводных данных по всему товарообороту недостаточно простого суммирования стоимости отдельных товаров, поскольку эти стоимостные оценки разнородны и состоят из разных элементов. Необходимым базисом при расчете экспортных цен, а следовательно, и при расчете статистической стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, является цена ФОБ – порт или цена ДАФ – граница Республики Беларусь, пересчитанная в доллары США. При расчете статистической стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, фактурную стоимость товара в зависимости от коммерческого условия поставки следует привести к базе цен СИФ – порт или цен – СИП пункт назначения на границе Республики Беларусь, пересчитанных в доллары США. Пересчет при экспорте и импорте товаров производится по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату принятия товарной декларации к таможенному оформлению.
В статистической декларации статистическая стоимость товаров пересчитывается из фактурной на дату отгрузки (оприходования) товаров со склада [4, с. 323-324].
Количественный учет товаров. Количественные данные являются основным показателем объема значительной доли международного товарооборота, так как эти данные не столь сильно зависят от различий в методике учета.
Количественный учет в натуральном выражении экспорта и импорта товаров для международной сопоставимости производится в единицах метрической системы измерения – килограммах, тоннах и т. д. Товары, для измерения, количества которых применяются меры веса, должны учитываться по весу брутто или нетто. В случае необходимости товары учитываются в дополнительных единицах измерения.
Момент учета. Учет ввоза и вывоза товаров на основе товарной декларации при водных, автомобильных и воздушных перевозках осуществляется одинаково, а именно – по дате разрешения таможенного органа.
При составлении статистики взаимной торговли с Россией на основе статистических деклараций моментом учета является дата отгрузки (оприходования) товара на склад.
Страны-контрагенты. Под странами-контрагентами принято понимать те страны, между которыми осуществляется торговля.
В международной статистике используются три основных метода определения стран-контрагентов при ввозе (вывозе) товаров:
В «Методологии» используется первый метод, т. к. определение страны по признаку происхождения товара отвечает задаче, которую принято считать приоритетной сферой применения статистики международной торговли товарами, а именно – решению вопросов торговой политики проведения сопутствующего экономического анализа.
Классификация товаров. Для классификации и кодирования товаров используется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС».
Публикации. Статистические публикации по таможенной статистике внешней торговли Республики Беларусь содержат основные данные, характеризующие состояние внешней торговли государства:
Данные таможенной статистики предоставляются в форме квартальных и годовых публикаций.
Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешних рынках производится исключительно с разрешения ГТК Республики Беларусь.
Конфиденциальность информации. Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам Республики Беларусь государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Конфиденциальной считается информация, содержащаяся в товарных и статистических декларациях, о конкретных сделках и участниках внешнеэкономических связей.
В соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь, в качестве конфиденциальных могут быть заявлены также другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.
Предоставление сведений об экспортно-импортных операциях конкретных участников внешнеэкономических связей запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь [4, с. 325-326].
2.3. Технология учета, сбора и обработки данных таможенной статистики
В основе статистики лежит собственно сбор статистических данных, или статистический учет (наблюдение).
Для получения достоверных, объективных, устойчивых, сопоставимых статистических данных, построения на их основе прогнозов, проведения анализа, принятия решений в таможенных органах была разработана единая технология сбора, учета и обработки данных, утвержденная приказом ГТК Республики Беларусь от 13 августа 1998 года № 291-ОД.
Современные информационные технологии позволяют таможенным органам оперативно собирать, контролировать различные данные в электронном виде. Основой системы сбора и обработки данных является ведомственная электронная почта. Данные, собираемые отдельными таможнями, аккумулируются в центральных базах данных.
Высокое качество сведений центральных баз данных достигается многоступенчатой системой контроля.
Подлежат сбору, учету и обработке статистические экземпляры товарных деклараций и их электронные копии по всем типам.
Товарные декларации (кроме предварительной) используются для формирования центрального архива товарных деклараций таможенных органов Республики Беларусь в Минской центральной таможне (МЦТ).
Электронные копии товарных деклараций являются источником статистической информации и используются для формирования локальных баз данных электронных копий товарных деклараций в таможнях и центральной (сводной) базы данных электронных копий товарных деклараций в МЦТ.
Сбор товарных деклараций и электронных копий товарной декларации предусматривает учет их поступления на пункт таможенного оформления (ПТО), в отдел таможенной статистики таможни и в отдел сбора и обработки таможенной информации (СОТИ) МЦТ.
Структура электронных копий товарных деклараций должна соответствовать действующему стандарту, принятому в таможенных органах Республики Беларусь.
Обработка товарных деклараций и электронных копий товарных деклараций предусматривает обязательное выполнение следующих технологических процедур:
Обработка товарных деклараций и электронных копий товарных деклараций производится на следующих уровнях:
Передача архивных файлов с электронными копиями товарных деклараций и товарных деклараций в отдел таможенной статистики таможни производится не позднее пятого рабочего дня после выдачи таможенного разрешения.
В целях равномерной загрузки отделов таможенной статистики и учитывая загрузку и удаленность отдельных ПТО, сроки предоставления товарных деклараций и их электронных копий в отделы таможенной статистики таможни могут быть сокращены приказом по таможне [4, c. 326-330].
2.4. Специальная таможенная статистика
Для исполнения задач, возложенных на таможенные органы, они ведут специальную таможенную статистику в порядке, который устанавливается ГТК Республики Беларусь.
Специальную таможенную статистику условно можно разделить на:
Задача специальной таможенной статистики заключается в организации глубокого и всестороннего анализа конкретного участка работы таможенных органов, выработке на основе различных вариантов предложений по решению того или иного вопроса и выборе наилучшего.
Специальная таможенная статистика отражает показатели деятельности таможенных органов. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей [4, c. 331-332; 7, c. 235-236].
Исследовав данную главу, можно прийти к выводу, что таможенная статистика на современном этапе развивается достаточно широко и разнообразно, затрагивая многие аспекты, без которых невозможно ведение таможенной статистики в Республике Беларусь и которые помогают сделать ее более достоверной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения материалов курсовой работы по теме: «Таможенная статистика: направления, задачи и проблемы совершенствования» были подведены выводы, которые соответствуют задачам.
Исследовав данную тему, можно сказать, что не только таможенная статистика, но и вся государственная статистика имеет большую историю развития, благодаря которой уже впоследствии и появилась нынешняя таможенная статистика.
Официальная статистическая деятельность играет важную роль в развитии государтсва. Таможенная статистика Республики Беларусь имеет свои специальные методы, организацию, ведение, методы, без которых невозможно осуществлять подсчеты, делать выводы о экономической ситуации нашей страны, осуществлять пребразования в данной сфере, потому что таможенная статистика Республики Беларусь является одним из основных инструментов государственного управления, ориентированный на получение адекватных сведений о социально-экономических процессах в стране для выработки государственными органами соответствующих решений.
Немаловажным является то, что в 2010 году был создан Таможенный союз трех государств: Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан. Благодаря созданию этого таможенного союза таможенные органы трех стран ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и решением Комиссии таможенного союза.
Следует также отметить, что произошли изменения в таможенном законодательстве при создании таможенного союза. В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза грузовая таможенная декларация была заменена на понятие «товарная декларация». Также в настоящий момент отсутствует термин «режим», существует понятие «таможенная процедура».
Информация о работе Таможенная статистика: направления, задачи, проблемы совершенствования