Таможенная экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Особенностью экспертного исследования является поиск ответов на четко сфор¬мулированные вопросы, который, как правило, осуществляется в заранее определенные и весьма сжатые сроки. Завершается экс¬пертное исследование подготовкой письменного заключения, оформляемого по определенным правилам и содержащего ответы на все поставленные вопросы. Заключение эксперта используется для принятия обоснованного решения по проблемным или спор¬ным вопросам, возникающим в разных сферах человеческой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

2012 ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА doc.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

      Товары  таможенного союза считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС, и до пересечения таможенной границы.

      Проведение  экспертизы поручается, как правило, Центральному экспертно-криминалистическому  таможенному управлению или экспертно-криминалистическим службам. В случае, если ЦЭКТУ или  ЭКС не могут провести экспертизу, проведение ее может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы; иным организациям или другим экспертам (лицам, обладающим специальными знаниями (познаниями)17,18.

      Необходимо отметить, что производство экспертиз в ходе таможенного контроля является одним из видов деятельности таможенных лабораторий, которые, к примеру, правомочны осуществлять экспертизы и исследования в ходе производства по делам об административных правонарушениях, по уголовным делам, а также в случае назначения экспертизы в рамках судебного разбирательства. Однако, правовой основой данной деятельности являются нормы Кодекса РФ об административных правонарушений19, Уголовно-процессуального кодекса РФ20, Арбитражно-процессуального кодекса РФ21и др.

     Таможенная  экспертиза назначается таможенными  органами и проводится таможенными  экспертами22.

      Постановление выносится должностными лицами таможенного  органа и по содержанию во многом схоже  с аналогичными документами в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве. О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа выносит постановление, которое должно быть согласовано с начальником этого органа или его заместителем. В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны следующие сведения:

- основания  для проведения экспертизы;

- фамилия,  имя и отчество эксперта;

- наименование  организации, в которой должна  быть проведена экспертиза;

- вопросы,  поставленные перед экспертом;

- перечень  материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;

- срок  проведения экспертизы и представления  заключения в таможенный орган.

     Срок  проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза23.

     Срок  проведения таможенной экспертизы может  продлеваться в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

     Срок  проведения таможенной экспертизы приостанавливается:

- в случае  наличия ходатайства таможенного  эксперта (эксперта) перед таможенным  органом, назначившим таможенную  экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;

- в иных  случаях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

     По результатам  таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта).

      Как правило, наиболее часто проводимые в таможенных целях экспертизы сводятся к идентификационным, химическим, технологическим, товароведческим, стоимостным и криминалистическим24.

      Объектами экспертизы могут служить:

- товары  и транспортные средства, находящиеся  под таможенным контролем;

- документы,  содержащие сведения об указанных  товарах и транспортных средствах;

- документы,  содержащие сведения о совершении операций (действий) в отношении указанных товаров и транспортных средств.

      При проведении экспертизы эксперту могут  быть поставлены вопросы, связанные  с установлением: характеристик  для определения кода ТН ВЭД ТС; страны происхождения; свободной (рыночной) стоимости; идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке; физических и химических свойств, состава; марки, сорта, вида и качества; технологии производства; источников сырья для производства; норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров; принадлежности к наркотическим, психотропным средствам и их прекурсорам, а также к сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам; эксплуатационной и экологической безопасности; принадлежности к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран и других данных.

      При проведении криминалистических экспертиз  в отношении документов эксперту могут быть заданы вопросы, связанные  с определением: способа изготовления документа и отдельных его реквизитов; факта и способа внесения изменений в документ; первоначального содержания документа, подвергшегося изменениям; наличия или отсутствия тождества печатных форм, которыми нанесены исследуемые оттиски печатей (штампов) и образцы; исполнителя и обстоятельств выполнения рукописных записей (буквенных и цифровых) и подписей.

      Необходимо  отметить недопустимость постановки перед  экспертом вопросов об определении  кода товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Во-первых, этот вопрос носит скорее правовой характер (сопоставление описания товарной позиции с описанием исследуемого товара). Во-вторых, классификация товаров осуществляется лицом, декларирующим товары, либо таможенными органами. В постановлении о назначении экспертизы в целях решения вопроса о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС перед экспертом ставятся вопросы о характеристиках товара (состав, свойства, качество, функциональное предназначение и т. п.), установление которых необходимо для принятия должностным лицом таможенного органа решения о классификации товара.

      В заключении эксперта должны быть указаны  время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились  исследования, вопросы, поставленные перед  экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

      Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

      Если  эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.

      Нередко в ходе проведения исследования эксперт ведет протоколы исследования, составляет различного рода таблицы, фототаблицы, графики, диаграммы и т. п. Все материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью.

      Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если эти лица известны, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.

      При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица. В ст. 143 ТК ТС определено, что при недостаточной ясности или полноте заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая этим же или другим эксперту либо организации. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

      Юридический статус заключения эксперта сводится к следующему:

- экспертиза  назначается только при проведении  таможенного контроля.

- заключение  является одним из документов, на основании которых таможенный  орган принимает решения (о  выпуске товара, об изменении  кода товара по ТН ВЭД ТС, об изменении стоимости товаров и т. д.).

- в зависимости  от того, в каких целях будут  использоваться результаты, полученные  в ходе экспертизы, назначенной  в рамках таможенного контроля, заключение эксперта меняет свой  статус. Так, в случае обнаружения правонарушения и возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела заключение эксперта, полученное в ходе проведения таможенного контроля, может быть приобщено к материалам дела только как письменное доказательство, т. е. как документ, содержащий фактические данные. Заключением эксперта в рамках уголовного или административного дела признается только акт, составленный в результате проведения экспертизы, назначенной в ходе производства по указанным делам25. 
 

ЭКСПЕРТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ,

  ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ТАМОЖЕННЫЕ  ЭКСПЕРТИЗЫ 

     В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и экспертизы в таможенных целях проводится таможенными  экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций. Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами, то есть предпочтение отдается таможенным экспертным учреждениям.26.

     В период формирования таможенной системы  Российской Федерации таможенная служба России не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных лабораторий значительная часть таможенных экспертиз выполнялась экспертными учреждениями, имеющими статус как государственных, так негосударственных учреждений. Действующее таможенное законодательство не запрещало, и не запрещает, таможенному органу обращаться к их услугам.

     Самая большая и разветвленная сеть экспертных учреждений находится в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Возглавляет ее экспертно-криминалистический центр МВД, а на местах действуют экспертно-криминалистические  управления, отделы и лаборатории в органах внутренних дел. Они выполняют экспертизы преимущественно для органов следствия и милиции, но могут проводить экспертные исследования и для органов других ведомств.

     Обширная  система экспертных учреждений имеется  в Министерстве юстиции Российской Федерации. Во главе ее стоит Федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции, a на местах экспертизы выполняют специализированные лаборатории судебных экспертиз в краях областях. Обслуживают эти учреждения главным образом следователей прокуратуры и суды.

     Судебно-медицинские  экспертизы проводятся экспертными учреждениями Минздравсоцразвития Российской Федерации - бюро судебных экспертиз. Есть своя сеть экспертных учреждений и в Вооруженных силах России.

     Большое количество лабораторий имеет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

     Весьма  разветвленной является система  лабораторий, которые аккредитованы  Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Минпромторга РФ, работающих в  системе ГОСТ Р, решащих проблему обеспечения безопасности товаров народного потребления и продуктов питания.

     Обширная  сеть негосударственных экспертных учреждений и лабораторий включает представительства и филиалы  Торгово-промышленной палаты Российской Федерации - лаборатории, относящиеся  к системе "Союзэкспертиза", лаборатории нефтеинспекции и т.п.

     Из  приведенного выше перечня видно, как  разнообразна система экспертных учреждений, действующих в России, и любому из них должностное лицо таможенного  органа вправе назначить производство экспертизы при условии, что данное экспертное учреждение имеет в своем штате квалифицированных специалистов именно в той области знаний, которая позволяет дать компетентный ответ на поставленные перед экспертом вопросы.

     Система экспертных учреждений ФТС России изначально предполагала трехзвенную структуру, включающую в себя Центральную таможенную лабораторию, региональные таможенные лаборатории и экспертные таможенные посты. Однако на практике, с момента создания в 1991 г. Центральной таможенной лаборатории, а потом и региональных лабораторий, реально существовала двухзвенная структура. Низшее звено так и не было создано, и концепция развития экспертных учреждений, разработанная в начале 90-х годов, уже не предусматривала создание экспертных постов. Небольшая часть их функций в виде проведения экспресс-анализа и квалифицированного отбора проб была возложена на отделы товарной номенклатуры таможен.

Информация о работе Таможенная экспертиза