Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:12, контрольная работа
Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Ивановский филиал
Кафедра коммерции, товароведения, экспертизы
Учебная дисциплина: «Таможенное дело»
Тема 1. Таможенное дело и таможенная политика Российской Федерации.
Контрольная работа
Выполнила: Студентка 4 курса КД
заочного отделения Белова М.В.
Проверила: ст.пр. Турукина Е.Ю.
ИВАНОВО 2013
Таможенное дело в Российской Федерации: понятие, содержание и цели, на достижение которых оно направлено.
Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
В Таможенном кодексе Российской Федерации
(ТК РФ) таможенным делом понимается
сама таможенная политика, а также
средства ее реализации: порядок и
условия перемещения через
По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и др.
Из самого словосочетания “таможенное дело” следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.
В федеративных государствах таможенное дело составляет, как правило, компетенцию федеральной власти. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов (п. "ж" ст. 71). Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан со ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.
Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.
Отнесение таможенного дела к ведению
федеральных органов
Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: “На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств”. Отсутствие внутренних таможенных границ является одной из основных гарантий свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств является. Таким образом, Основной закон гарантирует основы конституционного строя (в данном случае - единство экономического пространства) через установление конкретных ограничений в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, пошлин и сборов (пп. "ж", "з" ст. 71, п. "и" ч. 1 ст. 72, ст. 73 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить следующим образом:
Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела
достигаются посредством
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин, пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.
ТК определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ч. 3 ст. 2).
Очевидная "внешняя" направленность таможенного дела нашла свое отражение в ст. 4 ТК, допускающей в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов России с другими государствами, зон свободной торговли, а также заключение международных, договоров и соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Особенности и принципы его организации на таможенной территории России.
Общее руководство
таможенным делом в РФ осуществляет Правит
Непосредственная
реализация большинства функций
государства в области
ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:
Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом ТС,ФЗ 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" и включает четыре уровня: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты . В настоящее время в России действует 8 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное, Уральское и Северо-Кавказское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов).
Министерство финансов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
Таможенная терминология. Понятие и определение таможенной территории РФ и таможенной границы РФ.
Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территории России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Сухопутная территория – вся суша, находящаяся в пределах границ Российской Федерации.
К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России.
Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации.
В
состав таможенной территории могут
также входить искусственные
острова, установки и сооружения,
находящиеся в исключительной экономической
зоне и на континентальном шельфе
России, при условии обладания
ею над ними исключительной юрисдикцией.
На территории Российской Федерации могут
находиться создаваемые в соответствии
с федеральными законами особые экономические
зоны, являющиеся частью таможенной территории
России.
Товары,
помещенные на территории таких зон,
рассматриваются как
Особенность таможенного права состоит
в том, что, распространяясь на всю территорию
государства, оно действует лишь в процессе
или в связи с переходом таможенной границы
или перемещением через нее товаров и
транспортных средств.
Соотношение таможенной границы с Государственной границей. Внешняя и внутренняя таможенные границы.
Согласно ст. 5 закона о таможенном тарифе таможенной территорией Российской Федерации признается территория, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Таможенная граница– линия, ограничивающая таможенную территорию.
Государственной
же границей признается линия и проходящая
по ней вертикальная поверхность, определяющие
пределы государственной территории (суши,
вод, недр и воздушного пространства) Российской
Федерации, т. е. пространственный предел
действия государственного суверенитета
Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от
01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе
Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)).
Понятия
таможенной и государственной границы
не совпадают по следующим признакам:
1) государственная граница – реальная
линия на местности, а таенная граница
– условная, воображаемая линия;
2) государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;
3) государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства.
Различают внешние таможенные границы (разделяют таможенные территории смежных государств) и внутренние таможенные границы(образуют периметры особых экономических зон), таможенная территория едина, что означает свободу перемещения товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами внутри нее, т. е. без взимания таможенных платежей. Нормой ст. 74 Конституции РФ установлено, что на российской территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Таможенная политика и методы ее осуществления.
Протекционизм и фритредерство в составе национальной таможенной политики.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли в промышленности.
Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства.
И
хотя действующий Таможенный кодекс
РФ не дает определения таможенной
политики, в общем виде ее можно
представить как систему государственных экономических
и иных таможенно-правовых мер по регулированию
внешней торговли, защите национальной
экономики и решению фискальных задач.
Основной целью таможенной политики любого
государства является обеспечение его
экономических интересов.
Информация о работе Таможенное дело и таможенная политика Российской Федерации