Таможенное дело и таможенная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.docx

— 41.04 Кб (Скачать файл)

  Целями таможенной политики России, сформулированными в ст. 2 Таможенного кодекса РФ 1993 г., являются: 

  1. обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
  2. участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
  3. стимулирование развития национальной экономики; 
  4. содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
  5. иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Направленность  целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обуславливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства.

      А как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана реализовывать внешнеэкономические интересы государства таким образом, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема. 
      Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности: протекционизм и фритредерство. 
   Протекционизм – это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынка                     

Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таким образом, как развитые капиталистические  страны, так и Россия в ее далеком  прошлом проходили этапы, условно  говоря, «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной  конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции  на внутреннем рынке происходил плавный  переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли. 
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах – торговых партнерах.

Сильное влияние на содержание таможенной политики России оказывают и геополитические  тенденции: они определяют необходимость  учитывать национальные интересы в  таможенной политике, защищать экономические  интересы не только государства, но и  отдельных его регионов, где просматривается  стремление к экономической экспансии  под видом учета региональных особенностей и целесообразности создания структур, связанных с иностранными капиталами, без учета возможностей национальных производителей. Защита национальных интересов в таможенной политике, расширение ее влияния на все стороны производственной деятельности хозяйствующих субъектов через четко отлаженный таможенно-тарифный механизм – важное направление обеспечения экономической безопасности страны на современном этапе.

Защита  экономической безопасности государства  – основная задача таможенной политики.

Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной  конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков  аналогичного товара, многие из которых  по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных  производителей. Этим объясняется высокий  уровень внешнеторговой конкуренции  и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Для  нивелировки уровней мировых  и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых  регулируется поступление импортных  товаров на внутренний рынок. Для  нормального развития рыночной экономики  нужна именно нивелировка цен, а  не принятие радикальных, в том числе  запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение  издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов. Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели – обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

Методы  и принципы регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Средства  достижения экономических, регулятивных и правоохранительных целей. Деятельность государственных органов в сфере  таможенного дела. 

Внешнеэкономические связи как любая экономическая  категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются  различными директивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности в РФ являются:

1) внешнеторговая  политика - составная часть внешней  политики РФ;

2) единство  системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и  контроля за ее осуществлением;

3) единство  политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации  государственных задач обеспечения  национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство  таможенной территории РФ;

5) приоритет  экономических мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство  участников внешнеторговой деятельности  и их недискриминация;

7) защита  государством прав и законных  интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов  регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним  относятся методы:

• таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;

• нетарифного  регулирования, т.е. использование квотирования, лицензирования и т.п.

Эти методы установлены  законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности.* Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

Регулирование других видов внешнеэкономической  деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

В целях  регулирования операций по импорту  и экспорту, в том числе для  защиты внутреннего рынка РФ и  стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений.

Количественные  ограничения экспорта и импорта  могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

  1. обеспечения национальной безопасности страны;
  2. выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  3. защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается  Правительством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.

В случае, когда какой-либо товар импортируется  в настолько больших количествах  или на таких условиях, что наносится  существенный ущерб или возникает  угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих  товаров на территории РФ, Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового.

Формами таких защитных мер в отношении  импорта товаров являются: количественные ограничения импорта; специальные  повышенные таможенные пошлины.

Основанием  для принятия защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам  расследования, проведенного по поручению  Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортными, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства РФ о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничения.

Как действие защитной меры ее досрочная  отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении их защитной меры устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение  общественной морали и правопорядка;

охрану  жизни и здоровья людей, охрану животного  и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение  культурного наследия народов РФ;

защиту  культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности  на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых  природных ресурсов, если меры, связанные  с этим, проводятся одновременно с  ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности РФ;

защиту  внешнего финансового положения  и поддержание платежного баланса  РФ;

выполнение  международных обязательств РФ.

Ввозимые  на территорию товары должны соответствовать  техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Ввоз  экологически опасной продукции  подлежит специальному контролю. Запрещается  ввоз на территорию РФ товаров, которые:

• не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;

• не имеют сертификата, маркировки или  знака соответствия в случаях, предусмотренных  законодательными актами РФ;

• запрещены  к использованию как опасные  потребительские товары;

• имеют  дефекты, представляющие опасность  для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно  или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях  защиты национальных интересов РФ при  осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Информация о работе Таможенное дело и таможенная политика Российской Федерации