Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа
В сфере механизмов обжалования решений, действий органов государственной власти и их должностных лиц в определенной мере затрагиваются права, свобода и законные интересы физических и юридических лиц, что, несомненно, актуализирует проблему, в процессе которой возрастает интерес к качеству деятельности таможенных органов. Факт необходимости скорейшего совершенствования правового регулирования деятельности таможенных органов, в том числе и в сфере обжалования решений, действий таможенных органов и их должностных лиц является очевидным
Надо иметь в виду, что вышеназванный порядок не распространяется на процедуру обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил. Защита правоотношений, возникающих из таможенных правонарушений, ведется по правилам административного производства. В случае обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу или замещает государственную должность данное лицо. Понятно, что жалоба на решение самого начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.
Федеральный закон о таможенном регулировании регламентирует обязанность таможенного органа при получении жалобы, которую он не правомочен рассматривать, направлять такую жалобу в трехдневный срок в уполномоченный таможенный орган с уведомлением заинтересованного лица. Жалобу можно направить и в таможенный орган, который (или начальник которого) непосредственно принимал обжалуемое решение или совершал действия (бездействие), нарушающие, по мнению подателя, его права, свободы и законные интересы. В данном случае Закон обязывает таможенный орган в пятидневный срок направить жалобу со всеми подтверждающими документами в вышестоящий таможенный орган.
Таможенным законодательством регламентированы сроки подачи жалобы, порядок восстановления пропущенного срока, жестко закреплены формальные основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу, сроки рассмотрения жалобы, виды принимаемых по жалобе решений. Предусмотрено, что при обнаружении в ходе рассмотрения жалобы признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей должны быть приняты меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
Из сказанного вытекает, что в обеспечении прав и законных интересов граждан в сфере таможенных отношений важную роль играет четко налаженный ведомственный контроль в самих таможенных органах. Суть ведомственного контроля состоит в проверке органами отраслевой компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, организациями, учреждениями, предприятиями. Вышестоящий орган принимает предусмотренные законом меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих органов или нижестоящих должностных лиц, гарантируя тем самым правовую защиту от различных проявлений административного произвола.
В соответствии с таможенным законодательством вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.
Наиболее распространенными предметами обжалования являются вопросы, связанные с уплатой таможенных платежей, определением таможенной стоимости товаров, предоставлением льгот по таможенному оформлению, а также действия должностных лиц таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля. Второй способ защиты российскими гражданами своих прав в сфере таможенных правоотношений заключается в обжаловании незаконных (с их точки зрения) постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (таможенных правонарушениях).
"Таможенное правонарушение" означает любое нарушение таможенного законодательства или попытку такого нарушения. Производство по делам о таможенных правонарушениях - это деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов России, судов общей юрисдикции по применению административных наказаний в установленной Кодексом об административных правонарушениях форме. Это один из важнейших видов правоохранительной деятельности российской таможни.
Основным процессуальным документом, который свидетельствует о совершении административного правонарушения в таможенной сфере, является протокол об административном правонарушении. Его составляют уполномоченные должностные лица таможенных органов, перечень которых устанавливает руководитель Федеральной таможенной службы своим приказом в соответствии с положениями ст. 28.3 КоАП РФ.
Производство по делу о нарушении таможенных правил должно основываться на юрисдикционных принципах, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и других нормативных актах, таких, как: принцип законности, презумпции невиновности, общеправовой принцип охраны прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип индивидуализации, которые характерны как для процедуры назначения административного наказания, так и для всего процесса привлечения к административной ответственности в целом.
Итогом рассмотрения дела о нарушении таможенных правил является вынесение постановления по делу. На стадии обжалования такое постановление может быть пересмотрено, причем порядок обжалования зависит от субъекта ответственности. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, каковым и является нарушение таможенных правил, закреплено ст. 30.1 КоАП РФ и принадлежит лицам, участвующим в производстве по делу. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, их законный представитель и адвокат. В соответствии с административным законодательством постановление по делу может быть обжаловано: вынесенное должностным лицом таможенного органа - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил может быть вынесено одно из предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ решений.
Важной гарантией обеспечения прав граждан в сфере таможенных правоотношений является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление по делам об административных правонарушениях. Так, постановление по делу о нарушении таможенных правил, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Однако предпочтительным
вариантом таможенных правоотношений
является такой, когда разбирательство
по делу об административном правонарушении
не доводится до суда, а справедливо
и на законных основаниях разрешается
вышестоящим таможенным органом. В этой связи
важна роль структурных подразделений
самих таможенных органов, осуществляющих
надзор за соблюдением законности по делам
о нарушении таможенных правил.
Анализ жалоб, поступающих в таможенные
органы, позволяет выявить основные причины
отмены постановлений по делам об административных
правонарушениях в области таможенного
дела. Среди них на первом месте находятся
многочисленные нарушения процессуальных
прав участников таможенных правоотношений,
привлекаемых к административной ответственности.
Вместе с тем следует признать, что и ведомственный контроль в системе таможенных органов не всегда обеспечивает полноценную защиту прав и законных интересов российских граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что административное обжалование играет важную роль в обеспечении прав, свобод и законных интересов российских граждан в сфере таможенных отношений. Однако оно может быть эффективным при наличии ряда условий: при понимании самими таможенными органами и их должностными лицами важности и значения их места и роли в защите прав и законных интересов российских граждан, участвующих в таможенных правоотношениях; при условии улучшения правового обучения и воспитания должностных лиц таможенных органов всех уровней, дабы минимизировать процессуальные огрехи при составлении ими протоколов об административных правонарушениях, рассмотрении дел и вынесении постановлений, которые впоследствии могут отменяться вышестоящими таможенными органами или обжаловаться в судах; необходимость активной деятельности самих граждан, при использовании и защите предоставленных им прав и свобод в сфере таможенного дела.
2 СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Порядок, сроки, формы и последствия
Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.
Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.
Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.
Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.
Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц устанавливаются Федеральным Законом о таможенном регулировании и применяются в случае обжалования любых решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов (должностных лиц таможенных органов) по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.
Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа - в вышестоящий таможенный орган.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется.
Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.
В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.
Жалоба на решение, действие (бездействие)
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в области
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:
- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
- со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.
Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:
- наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;
- существо обжалуемых решения, действия (бездействия).
Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может не представлять документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.